Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Шереметевский счет

«Бог сохраняет всё», так звучит по-русски латинский девиз рода Шереметевых. Этот девиз выбит под гербом на флигеле Шереметевского дворца на Фонтанке. Хозяева и обитатели Фонтанного дома силу Божьего промысла испытали на себе.

Усадьбу Шереметевых на Фонтанке охраняют золоченые геральдические львы, которые держат графский герб. Над аркой северного флигеля под гербом можно прочитать и латинский девиз: Deus conservat omnia, то есть «Бог сохраняет всё».

Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Герб и девиз Шереметевых. Фото: Группа «Фонтанный дом» / <a href="https://vk.com/club124706414">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Герб и девиз Шереметевых. Фото: Группа «Фонтанный дом» / Вконтакте

Эти слова восходят к классическому богословскому положению: Бог сотворил все вещи на свете и хранит их по своему промыслу. Хозяева и обитатели Фонтанного дома силу Божьего промысла испытали на себе.

Дворец и сад

Первым хозяином имения на Фонтанке был генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, верный сподвижник Петра I. В 1706 году боярин Шереметев получил новый для России графский титул и сам выбрал девиз для своего герба. Талантливый военачальник, дипломат и царедворец, он остался самым суровым и самым формальным из хозяев Фонтанного дома. В Петербурге Борис Петрович почти не жил, а имение, подаренное царем, передал сыну Петру. Наследников фельдмаршала больше увлекали не пушки, а музы. Благодаря этому появились московские архитектурные жемчужины — усадьбы Кусково и Останкино, крепостной театр Шереметевых и великолепный петербургский дворец.

Санкт-Петербург. Дворец Шереметевых. Акварель Луиджи Премацци. 1867 г. (Государственный Эрмитаж). Strana.Ru
Санкт-Петербург. Дворец Шереметевых. Акварель Луиджи Премацци. 1867 г. (Государственный Эрмитаж)
Санкт-Петербург. Сад Фонтанного дома. Фото: Настя Озерская / <a href="https://vk.com/akhmatova.museum">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Сад Фонтанного дома. Фото: Настя Озерская / ВКонтакте

Дворец начали строить в 1740-х гг. при Петре Борисовиче Шереметеве, и каждый последующий хозяин прибавлял к усадебному комплексу что-то новое. Архитектурная основа не менялась — раннее барокко, стиль нарядный и очень гармоничный. Гармоничность не исчезла, даже когда в 1830-х Фонтанный дом «перевернули»: фасадом дворца стала сторона, задуманная как тыльная и обращенная к Фонтанке. Задний садик превратили в парадный двор, и архитектор Иероним Корсини создал для него красивейшую чугунную ограду. Ту самую, с золочеными львами. В 1864 году Николай Бенуа спроектировал северный флигель, вписавшийся в тот же старинный стиль, и привычный для нас облик Фонтанного дома сложился.

Санкт-Петербург. Герб на воротах Фонтанного дома. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Герб на воротах Фонтанного дома. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Парадные двери дворца. Фото: <a href="https://vk.com/piter.vzgladnazad">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Парадные двери дворца. Фото: Вконтакте
Санкт-Петербург. Сад Фонтанного дома. Памятник П.И. Шереметевой / <a href="https://vk.com/akhmatova.museum">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Сад Фонтанного дома. Памятник П.И. Шереметевой / Вконтакте

Название «Фонтанный дом» невольно преуменьшает размер имения. Оно занимало обширную территорию от Фонтанки до современного Литейного проспекта и поначалу считалось загородным, ведь Фонтанка очерчивала границу новой столицы. К началу XX века усадебная территория оказалась внутри плотно застроенного квартала. Стены огромного доходного дома на Литейном, возведенного на месте хозяйственного двора, потеснили и укрыли от глаз шереметевский сад. Теперь, чтобы увидеть его, нужно войти в мрачную арку на Литейном и пробраться между толстых стен вглубь, по указателю к музею Ахматовой.

Из садовых построек не сохранилось почти ничего, но один особый памятник не так давно был восстановлен. Это обелиск на месте кенотафа — пустой могилы — графини Прасковьи Ивановны Шереметевой, урожденной Прасковьи Ковалевой, прославленной как Прасковья Жемчугова. Параша Жемчугова, самая знаменитая крепостная актриса, женщина большого таланта и трагической судьбы. Романтики считают ее призрачной хозяйкой Шереметевского дворца.

Графиня Параша

Прасковья Жемчугова в роли Элианы, героини оперы «Самнитские браки». Портрет работы неизвестного художника XVIII века.. Strana.Ru
Прасковья Жемчугова в роли Элианы, героини оперы «Самнитские браки». Портрет работы неизвестного художника XVIII века.

История любви графа Николая Шереметева и его крепостной актрисы похожа на сюжеты пьес, которые разыгрывались на сцене шереметевского театра в Останкине. Сказочно богатый вельможа, меценат и покровитель искусств, беззаветно влюбляется в лучшую актрису собственной труппы. Актриса — дочь деревенского кузнеца, отмеченная исключительным даром и прекрасным голосом. С 7 лет ее взяли на обучение «в театр», как и других талантливых шереметевских крепостных. В программу входили актерские навыки, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, светские манеры, иностранные языки — полноценное профессиональное образование. Сценический псевдоним «Жемчугова» — тоже шереметевская традиция: артисткам давали фамилии, образованные от названий драгоценностей.

Прасковья, по отзывам современников, при всем своем обаянии красавицей не была, ей не хватало правильности черт. Сегодня «неправильность» уже никому не мешает, и на лучших портретах графини Шереметевой, созданных Николаем Аргуновым, мы видим очень привлекательную и явно незаурядную женщину. Аргунов, сам выходец из шереметевских крепостных, хорошо знал и ценил Парашу. Он присутствовал на ее тайном венчании с Шереметевым, видел графиню в интимной домашней обстановке и шел за ее гробом. Портреты Аргунова отличаются особой проникновенностью: как говорится, «как живая». Но быть живой ей оставалось недолго.

Николай Аргунов. Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой (Шереметевой), 1802 г.. Strana.Ru
Николай Аргунов. Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой (Шереметевой), 1802 г.

Лучшая часть жизни Прасковьи Ивановны прошла в подмосковных усадьбах — в Останкинском театре, в Кусковском парке, где Николай Шереметев выстроил для нее уединенный дом. Переезд в Петербург, куда графа призвал друг детства — новый император Павел I, оказался переломом к худшему. Придворная карьера Шереметева не привлекала, а от любимого Останкина он оказался оторван. Перебравшись в 1797 году в Фонтанный дом, он перевез лучшую часть труппы в столицу, но ничего хорошего из этого перемещения не вышло.

Параша и все ее родственники получили «вольную», однако жениться без позволения царя Шереметев по-прежнему не мог. На сцене она уже не выступала, ее здоровье ухудшилось. В петербургском климате проявился наследственный туберкулез, и Прасковья потеряла голос. В 1801 году Шереметев решился на тайное венчание, которое произошло в «Москве»http://strana.ru/places/36621, в церкви Симеона Столпника на Поварской. А через два года новая хозяйка Фонтанного дома, так и не принятая светом, родила сына и через три недели умерла от обострения чахотки. Граф пережил ее всего на 6 лет.

Николай Аргунов. Портрет графини П.И. Шереметевой в полосатом халате. 1803 г.. Strana.Ru
Николай Аргунов. Портрет графини П.И. Шереметевой в полосатом халате. 1803 г.

О горестном финале истории лучше слов говорит последний портрет графини Шереметовой, написанный Николаем Аргуновым в Фонтанном доме. Крайне выразительная картина не похожа на обычные портреты того времени: измученная и отрешенная беременная женщина в полосатом халате как будто выступила из тьмы и направляется во тьму. Этот портрет называют посмертным, написанным для того, чтобы удостоверить законность новорожденного наследника. Его можно увидеть в Музыкальной гостиной дворца-музея в Кусково, где собран мемориал графини Шереметевой. Там же хранится собственноручная вышивка Параши: шереметевский герб в окружении 22 роз, по числу лет знакомства с графом. Три розы вышиты золотом — три года семейной жизни.

Ахматова и ее призраки

Через век после Прасковьи Жемчуговой в Шереметьевской усадьбе появилась другая художественно одаренная обитательница — Анна Ахматова. Ахматова прожила там около тридцати лет, и образ Параши, «молодой хозяйки дворца», оказался ей очень близок — хотя бы тем, что у нее тоже были больные легкие. В итоге понятия «Анна Ахматова» и «Фонтанный дом» соединились так прочно, что некоторые простодушные посетители удивляются совсем не дворцовой обстановке ахматовского музея.

Санкт-Петербург. Литейный проспект. Проход к Музею Ахматовой в Фонтанном доме. Фото: Volya Belova / <a href="https://vk.com/akhmatova.museum">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Литейный проспект. Проход к Музею Ахматовой в Фонтанном доме. Фото: Volya Belova / Вконтакте
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Музей Ахматовой в южном флигеле / <a href="https://vk.com/akhmatova.museum">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Музей Ахматовой в южном флигеле / Вконтакте

Анна Андреевна поселилась, конечно, не во дворце, а в дворовом флигеле, разделенном на жилые квартиры. Точнее, она успела пожить в двух флигелях и с двумя мужьями: сначала, в 1918 году, в северном — с ассирологом Владимиром Шилейко, а потом, с 1926 года, в дворовом южном — с искусствоведом Николаем Пуниным. Пунин, впрочем, официальным мужем ей не был и расставаться с предыдущей законной женой не собирался. Так что Ахматова, не искавшая легких путей в личной жизни, стала дополнительным членом семьи.

Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Музей Ахматовой. Окно в сад. Фото: Юлия Абрамова / <a href="https://vk.com/akhmatova.museum">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Музей Ахматовой. Окно в сад. Фото: Юлия Абрамова / Вконтакте
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Музей Ахматовой. Прихожая / <a href="https://vk.com/akhmatova.museum">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Фонтанный дом. Музей Ахматовой. Прихожая / Вконтакте
А.А.Ахматова и Н.Н. Пунин во дворе Фонтанного дома. Ленинград, 1927 г. Фотография Павла Лукницкого / <a href="http://arzamas.academy">arzamas.academy</a>. Strana.Ru
А.А.Ахматова и Н.Н. Пунин во дворе Фонтанного дома. Ленинград, 1927 г. Фотография Павла Лукницкого / arzamas.academy

Пунины сначала занимали всю квартиру, где теперь организован музей, но потом их «уплотнили», образовав типичную ленинградскую коммуналку. В ней Ахматова провела самые тяжелые свои годы. В эти годы уместились арест сына и самого Пунина, гибель друзей, страх, не позволявший даже записывать стихи, тюремные очереди в «Крестах», война — в общем, все, из чего сложился «Реквием».

Кроме «Реквиема», Фонтанный дом вдохновил Ахматову на сочинение «Поэма без героя» — произведения об ушедшей петербургской молодости, о двойниках, тенях и призраках прошлого. Печальная тень Параши, страдавшей и умершей совсем рядом, за липами шереметевского сада, появляется в поэме как символ судьбы и один из двойников автора. Слова «Бог сохраняет все» стали не просто эпиграфом, но формулой жизни Ахматовой.

Эпилог с ангелом

Самое последнее призрачное пересечение Анны Ахматовой и Параши Жемчуговой красиво завершает этот сюжет. Ахматова умерла в санатории под Москвой, и московское прощанье с ней перед отправкой тела в Ленинград проходило в морге НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Институт занимает здание Странноприимного дома — «Дворца милосердия», основанного Николаем Шереметевым в память умершей жены. Щедрая благотворительность графа даже породила устойчивое выражение «жить на шереметевский счет», то есть даром. Среди фресок Троицкой церкви, выстроенной при больнице, есть изображение сонма небесных сил, и среди них — танцующий ангел с бубном. Предполагается, что автор росписей Доменико Скотти придал ему портретные черты Прасковьи Шереметевой.

Москва. Домовая церковь бывшего Странноприимного дома графа Шереметева. Ангел с бубном на фреске домовой церкви / <a href="http://moya-moskva.livejournal.com">moya-moskva.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Москва. Домовая церковь бывшего Странноприимного дома графа Шереметева. Ангел с бубном на фреске домовой церкви / moya-moskva.livejournal.com

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100