Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

В номера!

Проходя мимо «Метрополя», невольно ловишь себя на мысли о недоступных для обычного человека роскошествах. Будь я туристом в собственном городе, смог бы я позволить себе остановиться в таком отеле? Ответ однозначный — нет.

Пятизвездочная гостиница в самом сердце столицы и впрямь выглядит так, что не подступиться, а только пройти мимо: мимо дорогих бутиков, мимо роскошных интерьеров за затемненными стеклами и мимо то и дело подъезжающих ко входу машин представительского класса.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Меж тем подступиться к «Метрополю» можно и нужно — и на то есть несколько причин. Во-первых, это одна из четырех сохранившихся в Москве дореволюционных гостиниц и единственная — с сохранившимися до наших дней интерьерами (достаточно сказать, что «Метрополю» посвящены целые главы в учебниках по истории культуры).

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Во-вторых, расположение. Буквально в шаговой доступности от отеля —  Большой театр, Китайгородская стена, Никольская улица, Кремль и еще с десяток достопримечательностей, даже повторное знакомство с которыми может создать в голове принципиально новую картину центра города.

Москва. Никольская улица. Историко-архивный институт РГГУ. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Никольская улица. Историко-архивный институт РГГУ. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Большой театр. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Китайгородская стена. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Китайгородская стена. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

И в-третьих, это, конечно, сама история «Метрополя», появившегося на рубеже XIX и XX веков и раз за разом становившегося местом важнейших для страны событий.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Чтобы узнать обо всем этом, жить в самом отеле необязательно. Мало того что завтрак в гостинице под звуки арфы и шум фонтана может позволить себе любой желающий (его стоимость равна примерно стоимости бака бензина), так даже маршрут специальный по «Метрополю» уже разработан. Такой, что и внутреннее убранство гостиницы позволяет оценить, и об ее истории поподробнее узнать.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

А история «Метрополя» чрезвычайно богата на события. Инициатором строительства выступил в свое время известный промышленник и меценат Савва Мамонтов, по заказу которого британский архитектор Вильям Валькот и разработал первоначальный проект здания в стиле модерн. План у Саввы Ивановича был по тем временам новаторский: задуманный им культурно-досуговый центр предполагал не только строительство, собственно, гостиницы, но и ресторанов, художественных галерей и даже театра.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Реализовать свой замысел Мамонтову не удалось: меценат был обвинен в крупных растратах и со временем разорился. Новые владельцы пригласили новых архитекторов — Льва Кекушева и Николая Шевякова, и в проект Валькота таким образом были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал в виде перекрытого стеклянным куполом атриума был переделан под ресторан.

Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Теперь этот роскошный зал в стиле неоклассицизма так и называется — «Метрополь». Его главное украшение — огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам ученика Ильи Репина Сергея Чехонина. Под сводами этой крыши звучал в свое время голос Шаляпина и речи Ленина, а картину льющегося через край богатства дополняют теперь мраморный фонтан и монументальные светильники.

Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший все интерьеры, однако уже спустя четыре года, в 1905-м, она была полностью восстановлена, а затем торжественно открыта.

Москва. Гостиница «Метрополь» в начале XX века. Фото из архива гостиницы «Метрополь». Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь» в начале XX века. Фото из архива гостиницы «Метрополь»

Для своего времени «Метрополь» представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке отель на четыреста номеров, среди которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В номерах были телефоны и даже горячая вода, что для начала XX века было диковинкой. Впрочем, как и канализация, электричество и электроподъемные машины (то есть лифты).

И если фасады «Метрополя» были выдержаны в стилистическом единстве, то его внутреннее убранство, над созданием которого работали выдающиеся художники и архитекторы своего времени, — это целая палитра стилей: от псевдорусского до неоклассицизма. Например, интерьер зала «Боярский» выдержан сегодня в стиле боярских палат: своды, полуколонны, стены, покрытые вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами и плетением трав. Здесь же — чучело медведя-«долгожителя», которому уже больше ста лет и который в свое время перекочевал в «Метрополь» из соседнего «Савоя».

Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Боярский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Боярский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Боярский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Боярский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Зал «Чехов» при этом был оформлен художником Игнатием Нивинским по мотивам искусства XVIII века и раньше назывался «Людовик XV».

Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Чехов». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Зал «Чехов». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Савва Мамонтов хотел использовать фасады новой гостиницы для увековечивания их произведений. Любимым детищем мецената была керамическая мастерская в Абрамцево, где изготавливались майоликовые панно, украшающие сегодня фасады «Метрополя». Самое известное из них — «Принцесса Грёза» — было выполнено по оригинальной картине Михаила Врубеля, которая хранится в Третьяковке.

Москва. Гостиница «Метрополь» со стороны Театрального проезда. Панно «Принцесса Грёза». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь» со стороны Театрального проезда. Панно «Принцесса Грёза». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Вообще, когда бродишь по «Метрополю», не покидает ощущение того, что находишься в музее. Главное украшение и гордость отеля — не только редчайшие антикварные раритеты, предметы мебели, живописные полотна и старинные вазы, но и атмосфера добротности, респектабельности и богатства в лучшем смысле этого слова. Витражи, через которые проникает солнечный свет, оформление залов и гостиничных номеров — все это создает вокруг гостиницы почти человеческую ауру.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Во время Октябрьской революции «Метрополь», ставший со временем одной из главных резиденций новой — советской — власти, серьезно пострадал от артобстрелов. До 1919 года здесь, в переоборудованном помещении ресторана, проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Ленин и Троцкий, а на втором этаже находилась приемная Якова Свердлова.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Только в конце 1920-х годов «Метрополю» был возвращен его прежний статус — отеля мирового уровня. Во время своих визитов в Москву здесь останавливались Бернард Шоу и Бертольд Брехт, Мао Цзэдун и Марлен Дитрих. В 90-х, после очередной реконструкции, список почетных гостей пополнили Жак Ширак и Ху Цзиньтао, Джорджо Армани и Пьер Карден, Элтон Джон, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Фрэнсис Форд Коппола и многие другие мировые знаменитости — список можно продолжать долго. Поэтому неудивительно, что за каждой гостиничной дверью — своя история. Которая, как и интерьер номеров «Метрополя», никогда не повторяется.

Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Гостиница «Метрополь». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Редакция сайта Strana.ru благодарит за помощь в организации экскурсии компанию «Магазин Путешествий»

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100