Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Остаться на плаву: история одного маяка

В России вот уже почти десять лет пытаются спасти последний плавучий маяк - Ирбенский.

Сегодня люди, далекие от мореходства и кораблестроения, вряд ли смогут объяснить, что такое плавучий маяк. На самом деле все просто: это судно с источником света на мачте. Такой корабль с экипажем на борту вставал на якорь в отдалении от берега и предупреждал мореплавателей об опасности. Эпоха плавучих маяков закончилась в прошлом веке. Но многие страны хранят их как артефакты морской истории. Суда реставрируют, используют в качестве музеев, ресторанов, гостиниц, офисов. В Германии на плавмаяке даже можно совершить морскую прогулку. Ну, а в России вот уже почти десять лет пытаются спасти последний плавучий маяк — Ирбенский.

Плавучий маяк «Ирбенский» заходит в Калининград на стоянку в Музей Мирового океана. Фото: <a href="http://world-ocean.ru">пресс-служба Музея Мирового океана</a>. Strana.Ru
Плавучий маяк «Ирбенский» заходит в Калининград на стоянку в Музей Мирового океана. Фото: пресс-служба Музея Мирового океана

За 200 лет до «Ирбенского»

Родиной плавучих маяков принято считать главную морскую державу — Великобританию. В 1732 году в Северном море, близ устья Темзы, установили судно «Nore», на матче которого был закреплен фонарь. Как и любое удачное изобретение, идею корабля-маяка быстро подхватили морские соседи англичан. А в скором времени плавучие маяки стали появляться не только около европейских побережий, но и на других континентах.

В неспешной Российской Империи первый плавучий маяк засветил в начале XIX века рядом с Санкт-Петербургом. Им обозначали опасную Лондонскую мель недалеко от Кронштадта, где еще в 1719 году потерпели крушение военные корабли «Портсмут» и «Лондон». Чуть позже плавучие маяки установили в устье Невы для обозначения Елагинского и Большого корабельного фарватеров. Первыми плавмаяками становились уже отплававшие своё, обветшавшие суда, поэтому они часто сменяли друг друга.

Первый специальный плавучий маяк был построен Новой Адмиралтейской верфью в 1828 году. Затем плавмаяки стали создавать и другие петербургские верфи: Ижорская, Путиловская, Семянникова и Полетики, Крейтона, верфь при Кронштадтском порте. Закупались суда-маяки и за рубежом — например, в Англии. А потом находчивые русские кораблестроители штамповали маяки по иностранным образцам.

Конструкции и оснащение плавмаяков за все время славной истории постоянно совершенствовались. Технологии освещения на плавучих маяках менялись вслед за нововведениями на их береговых братьях. В первой половине XIX века использовались свечи, затем — масляные лампы. В конце XIX века на смену масляным пришли лампы керосиновые. А в XX веке настало время электричества.

В XIX веке большинство плавучих маяков были несамоходны, то есть на место службы их на буксире доставляли пароходы. На зимовку в порт они попадали в таком же порядке. Случалось, что суровые шторма срывали их со стояночного якоря, и это грозило страшной катастрофой не только для экипажа судна-маяка, но и для всех мореплавателей, лишенных спасительных ориентиров в опасных водах. Поэтому в конце XIX века плавмаяки обучили плавать — оборудовали паровыми машинами с винтовым приводом.

В начале XX века на плавучие маяки перекочевали все технические новинки того времени: динамо-машина, звукосигнальные установки, беспроводной телеграф, радиостанция. Один из таких продвинутых маяков, построенный в 1912 году на верфях Путиловского завода, сегодня можно увидеть в Финляндии, в городке Хамина. Это, кстати, единственный сохранившийся плавмаяк российской постройки. Конечно, этот ветеран уже давно на пенсии. Его бережно отреставрировали и превратили в морской музей с видовым рестораном.

Надо сказать, что плавучие маяки не только сигнализировали об опасных участках в море, но и выполняли другие важные функции. Некоторые маяки служили базой для лоцманов, проводящих суда из портов и в порты. Экипажам порой приходилось становиться спасателями, для чего маяки оснащали катерами, лодками и понтонами. С маяков также велись наблюдения за погодой и течениями, контролировалось соблюдение рейдовых, таможенных и карантинных правил.

От Ирбенского пролива до распила на металлолом

В середине XX века на смену плавучим маякам постепенно приходят более удобные и дешевые в содержании автономные маяки на гидротехническом основании. Но Советский Союз не торопился окончательно расставаться с привычными конструкциями, и на самом закате эпохи плавмаяков, в 1950-х годах, заказал в Финляндии два однотипных экземпляра. Один из них, «Астраханский-приемный», заменил своего устаревшего предшественника на подходе к Астраханскому порту. Второй же маяк занял позицию в Ирбенском проливе, соединяющем Рижский залив и Балтийское море, отчего и получил название Ирбенский.

Кронштадт. Кронштадтский морской заводю Плавучий маяк «Ирбенский» на ремонте / <a href="http://periskop.livejournal.com/">periskop.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Кронштадт. Кронштадтский морской заводю Плавучий маяк «Ирбенский» на ремонте / periskop.livejournal.com

Эти красавцы маяки оказались последними построенными обитаемыми плавучими маяками во всем мире и стали олицетворением многовекового опыта, накопленного в строительстве плавучих маяков. Экипаж из 19 человек размещался в 13 жилых каютах. Запасов еды и пресной воды могло хватить на 50 суток автономной работы, а электроэнергии и отопления — на 120 суток. Светооптический аппарат, сердце маяка, был заказан у шведской фирмы AGA, мирового лидера в области маячного оборудования. Помимо светового маяка, судно было оборудовано наутофоном (звукосигнальной установкой) и радиомаяком, без которых трудно бы пришлось в условиях тумана. Также имелось основное и резервное оборудование для двухсторонней радиосвязи, радиолокационная станция, радиопеленгатор (устройство, предназначенное для определения направления на передающую станцию) и эхолот (устройство для исследования рельефа дна водного бассейна).

Кронштадт. Кронштадтский морской заводю Плавучий маяк «Ирбенский» на ремонте / <a href="http://periskop.livejournal.com/">periskop.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Кронштадт. Кронштадтский морской заводю Плавучий маяк «Ирбенский» на ремонте / periskop.livejournal.com

Астраханский маяк оставался на своем посту до 1997 года, а в 2000-е годы был предан забвению и отправлен на металлолом. К маяку Ирбенскому судьба оказалась более благосклонной. В Ирбенском проливе он обитал с 1961 по 1985 год, пока не завершилось строительство стационарного маяка на гидротехническом фундаменте. Потом некоторое время стоял на подходе к порту Вентспилс. А в 1994 году плавмаяк перевели из Латвии в Ломоносов. Там в течение 15 лет Ирбенский благополучно выполнял функции штаба дивизиона.
Тревожное время началось для стареющего плавмаяка в 2009 году, когда его списали и выставили на торги в качестве металлолома.

Новый дом в Калининграде

К счастью, Ирбенскому не было суждено повторить судьбу астраханского брата. Покупатели не находились, зато нашлась группа неравнодушных активистов. Про маяк заговорили, стали появляться статьи и телесюжеты, был создан сайт в Интернете. Ведь было очевидно: распил последнего в России обитаемого плавмаяка — неуважение к истории русского флота и невосполнимая потеря. В 2012 году Фонд «Маячный» обратился непосредственно к Президенту РФ с просьбой о сохранении уникального судна. В итоге Министерство обороны дало добро на передачу маяка любой организации, которая возьмется за его реставрацию.

На Ирбенский засматривались и власти латвийского города Вентспилс. С большой вероятностью новым пристанищем последнего российского плавмаяка могла оказаться вовсе не Россия. Но передача судна Латвии не состоялась.

Калининград. Плавучий маяк «Ирбенский» на Набережной исторического флота. Фото: <a href="http://world-ocean.ru">пресс-служба Музея Мирового океана</a>. Strana.Ru
Калининград. Плавучий маяк «Ирбенский» на Набережной исторического флота. Фото: пресс-служба Музея Мирового океана
Калининград. Плавучий маяк «Ирбенский» на Набережной исторического флота. Фото: <a href="http://world-ocean.ru">пресс-служба Музея Мирового океана</a>. Strana.Ru
Калининград. Плавучий маяк «Ирбенский» на Набережной исторического флота. Фото: пресс-служба Музея Мирового океана

Свой дом маяк обрел в Калининграде, в Музее Мирового океана. Решение о передаче Ирбенского музею, у которого есть огромный опыт по восстановлению судов, было принято еще в 2014 году. Подготовительные работы заняли несколько лет. Сначала оформлялись необходимые бумаги, потом маяк ремонтировали на Кронштадском морском заводе, латали и красили корпус перед буксировкой. И только 29 июня 2017 года, после 6 суток в пути, Ирбенский отшвартовался в Калининграде. А 8 и 9 июля, в День города Калининграда и в День рыбака, Музей Мирового океана открыл его палубы для первых посетителей.

Мачта плавучего маяка «Ирбенский» / <a href="http://special.klops.ru/irbenski">special.klops.ru</a>. Strana.Ru
Мачта плавучего маяка «Ирбенский» / special.klops.ru

Неравнодушные к судьбе плавмаяка смогли вздохнуть с облегчением — судно будет жить. И даже прожектор на матче вновь засветился. Но о полном спокойствии, к сожалению, говорить рано. За годы беспризорного существования у причала в Ломоносове Ирбенский заметно обветшал, многое из утвари и оснащения было украдено. Требуются серьезные реставрационные работы, которые невозможно провести без дополнительных источников финансирования. Поэтому Музей Мирового океана объявил сбор средств на восстановление плавучего маяка. Как сообщается на сайте музея, принимается любая помощь: от уборки, покраски, починки до финансовых пожертвований. По всем вопросам оказания помощи можно обращаться в музей по телефону: 8(4012) 53-89-15.

Хочется верить, что уникальный маяк «Ирбенский» еще много лет будет оставаться на плаву.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100