Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Чудеса на виражах

В Казань пришли воздушные гонки

— Мама, я не хочу домой! Хочу еще посмотреть на самолеты!
— Артур, дождик же целый день. Мы промокнем скоро.
— Ну и что, они так вух! вух! летают!
— Все уже, закончили летать. Было красиво, но пошли домой — ноги мокрые.

Легкомоторный самолет — участник авиагонок. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Легкомоторный самолет — участник авиагонок. Фото: Red Bull Content Pool

На самом деле все самое интересное в этот момент только начиналось. Действительно сизый дождливый день никак не повлиял на финальный раунд этапа чемпионата мира по авиагонкам Red Bull Air Race. Впервые в истории они прошли в российском городе — в Казани.

Авиагонки — это действительно гонки, в которых между собой на низкой высоте соревнуются легкомоторные самолеты. Этапы проходят в разных странах мира — в США, Португалии, ОАЭ, Германии, Японии. Вот теперь и в России. В течение всего сезона пилоты набирают очки, и после финальной гонки определяется главный победитель, которому достаются почет и слава.

Казанская трасса Red Bull Air Race. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Казанская трасса Red Bull Air Race. Фото: Red Bull Content Pool

Участником этих гонок стать непросто. Прежде всего нужно, собственно, быть пилотом, то есть иметь лицензию на управление самолетом. Но этого недостаточно. «Простой пилот гражданских авиалиний, даже если у него приличный налет, не сможет управлять этими самолетами, — объясняет российский судья Сергей Рахманин. Не так давно он сам был одним из участников Red Bull Air Race. — Здесь не обойтись без навыков высшего пилотажа. Были уже неприятные случаи, потому что в управлении этим самолетам есть много нюансов».

Трасса в этот раз расположилась на реке Казанки в историческом месте, прямо рядом с кремлем, над славянскими стенами которого поднимаются минареты роскошной мечети Кул-Шариф. Судьи и зрители могли видеть гонки с обновленной Кремлевской набережной рядом с эффектным Дворцом земледельцев. Это одна из самых удивительных достопримечательностей города. Всего лишь министерство сельского хозяйства, но выглядит как резиденция самой Природы, что особенно подчеркивает двадцатиметровое бронзовое дерево, как будто вросшее в главный вход.

Дворец земледельцев. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Дворец земледельцев. Фото: Red Bull Content Pool

«К сожалению, у нас нет времени посмотреть города, в которых мы соревнуемся, — говорит чешский пилот класса Master Петр Копфштейн. — Но согласитесь, что у нас отличный обзор. Я впервые в России, и Казань потрясла меня — совершенно фантастические виды!»

Зрителям с видами тоже повезло: когда еще увидишь захватывающие маневры не высоко в небе, а буквально напротив своих глаз. В этом главная «изюминка» Red Bull Air Race: самолеты летают действительно низко. Кольцевые трассы для этих гонок размечаются, как правило, на реках с помощью специальных воздушных ворот — их называют пилонами. Их высота всего 25 метров, и самолет должен пролететь между ними не слишком низко, но и не очень высоко. В среднем гонки проходят на высоте 15-20 метров, то есть примерно на уровне пятиэтажного дома. А ведь скорость достигает 370 километров в час.

«Заходите внутрь по одному и быстро!» — кричит по-английски сотрудник Red Bull, демонстрируя пилон журналистам. Внутри сильный шум от бензинового насоса, который дует вверх и поддерживает его форму. Когда открывается люк, чтобы впустить желающих, от перепада давления сильно закладывает уши.

Пилон — интересный продукт инженерной мысли. Во время ошибок самолеты по-настоящему задевают их крыльями, они разрываются и легко опадают на воду, как разрушенная песчаная башня. «Это слышится как хлопок — бах! — объясняет Копфштейн. — Обычно мы задеваем их винглетами». Чтобы касание не привело к аварии, пилон должен быть сделан из очень тонкого и легко рвущегося материала. При этом быть достаточно устойчивым к ветру и дождю. Вот и выходит, что внизу ткань пилона очень плотная, наверху же рвется сразу, стоит ее надрезать — и при этом может выдержать человека, если на ней просто повиснуть. После того, как самолет задевает пилон, у обслуживающей команды есть около 4-5 минут, чтобы приплыть на лодке и поставить новый.

Участник авиагонки задевает воздушные ворота. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Участник авиагонки задевает воздушные ворота. Фото: Red Bull Content Pool

Путь наверх

Каждый пилот оказался здесь неслучайно. Все желающие должны пройти специальные квалификационные сборы, по итогам которых их могут отобрать для участия в Challenger Cup — «Кубке Претендентов». По спортивным меркам, это что-то вроде «юниоров», но приходят туда далеко не новички: участники чемпионатов мира и Европы по аэробатике (высшему пилотажу), авиашоу, опытные пилоты гражданской авиации. Они соревнуются там же, где их «старшие» коллеги, но их трасса немного проще. Зато шансы совершенно равны: все они летают на одних и тех же самолетах, принадлежащих организаторам, меняясь ими из полета в полет.

Для того чтобы продвинуться в класс Master, недостаточно выиграть «Кубок Претендентов». Наверное, только судьи знают, по каким критериям пилоты продвигаются «по карьерной лестнице». Арбитры, кстати, уверяют, что их невозможно подкупить. Шутят: «Это слишком дорого». Ясно одно: дело не в скорости.

Вид из кокпита самолета на Центр семьи «Казан» — местный ЗАГС. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Вид из кокпита самолета на Центр семьи «Казан» — местный ЗАГС. Фото: Red Bull Content Pool

«Для нас крайне важна безопасность полетов, это та основа, благодаря которой мы вообще можем проводить чемпионат в городе, — объясняет директор гонок Джим Диматтео, который 27 лет провел в военно-морской авиации США. — Нам приходится проходить много согласований, получать много разрешений, и безопасность полетов — это наша константа. Пилоты, которые любят рисковать, вести самолет агрессивно, нам совершенно не подходят».
Кроме этого, у пилотов должен быть свой самолет. Класс Master похож на автомобильные гонки Формулы-1, где соревнуются не только пилоты, но и машины. Хотя в авиагонках возможностей влиять на их скорость и маневренность куда меньше, она все же имеется. «У меня уже есть самолет, — говорит победитель казанского этапа в классе Challenger китаец Кенни Чан. — Его, конечно, нужно модифицировать, но в целом это не проблема ни для меня, ни для остальных претендентов. Понимаете, чтобы сюда попасть, нужно пройти долгий путь, а это невозможно без своего самолета». Кстати, цена нужного «крылатого друга» начинается от 400 тысяч долларов.

Первым делом самолеты

«Давай, Пит!» — кричит молодая девушка, когда симпатичный канадский пилот Пит Маклауд заходит на финальный вираж. Дождь почти прекратился, но после субботней жары воскресные дневные +17 кажутся сибирским холодом, так что зрители на набережной стоят в теплых куртках и дождевиках. Но не уходят. Места разыгрываются быстро: сначала пилоты летают по парам на выбывание, а затем финальная четверка соревнуется уже конкретно в скорости, проходя трассу по очереди.

Девушка расстроена: канадец ошибся. То ли от волнения, то ли из-за ветра он прошел воздушные ворота, держа самолет не строго горизонтально, как того требуют правила, и получил штрафные очки. Первым стал ветеран Red Bull Air Race 58-летний американец Кирби Чемблисс, который участвует в авиагонках с их первого сезона в 2003 году. С того времени он уже дважды становился чемпионом мира, вот и теперь возглавил турнирную таблицу. Российские зрители, правда, больше болели не за него, а за француза по имени Николя Иванофф — фамилия располагает, у него русские корни. Увы, он не пробился в финальную четверку.

Русского пилота в программе пока нет. Не потому, что нет достойных кандидатов. «Вообще-то наша сборная по высшему пилотажу — лучшая в мире, — говорит Сергей Рахманин. — Но здесь сложно участвовать из-за всяких бюрократических нюансов. Например, русская летательная лицензия не подходит, нужно получить американскую. И много всего подобного. Еще должен найтись человек, согласный все это преодолеть и обладающий необходимыми навыками».

Полеты на реке Казанке. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Полеты на реке Казанке. Фото: Red Bull Content Pool

Гонку с удовольствием смотрят и просто как авиашоу. «Мне очень понравилось, что самолеты летают так низко и близко к нам, — говорит зрительница Сабина. — Ну и вообще, международные гонки у нас в Казани! Хотя, если честно, в какой-то момент стало немного скучно: летают-то они все одинаково».

И это правда: головокружительное трюкачество тут не в почете. Все пилоты проходят одну и ту же трассу на время, и любая лишняя «петля» прибавит им лишнюю секунду, а это огромное отставание по здешним меркам.

Есть и другие причины.

«У нас тут, извините, гонки, а не авишоу, — объясняет Джим Диматтео. — Иногда после финишных ворот пилот может сделать какой-то победный трюк, но вообще все возможные маневры в каждом городе строго расписаны главной авиационной организацией. В Казани нам запрещены любые трюки, но пилоты все равно не стремятся их делать — они устают после гонок с перегрузками в 10 g».

Как шутят местные спецы, авиашоу от гонок отличается примерно как фигурное катание от конькобежного спорта. И то, что Red Bull Air Race «пустили» в Россию — головокружительно уже само по себе: слишком уж Росавиация озабочена безопасностью полетов. Несколько лет назад один из этапов планировалось провести в Санкт-Петербурге, уже привезли и обустроили трассу, но в последний момент организаторы вынуждены были все свернуть — запрет. Казань же готова и обязуется принимать этапы чемпионата мира еще два года подряд.

По подсчетам организаторов, за выходные на диковинное зрелище пришли посмотреть 90 тысяч человек. Через год можно будет к ним присоединиться.

Прохождение казанской трассы самолетом. Дым показывает траекторию полета. Фото: Red Bull Content Pool. Strana.Ru
Прохождение казанской трассы самолетом. Дым показывает траекторию полета. Фото: Red Bull Content Pool

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100