Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Московское окно на запад

31 июля на площадь Тверской заставы вернулся ее главный символ — памятник Максиму Горькому, который больше десятка лет был «в ссылке» в парке «Музеон». Это только первый шаг на пути большой реконструкции площади. Следом за памятником сюда вернется трамвайное сообщение, сквер и многое другое.

До появления авиационного сообщения и пассажирских перевозок по воздуху площадь у Белорусского вокзала по праву можно было считать московским окном в Европу. Ведь именно с этого вокзала уходили поезда в западном направлении в Прибалтику, Польшу, Германию, Францию и другие страны. Отсюда же на север шла главная историческая магистраль, соединяющая две столицы России — Москву и Санкт-Петербург. После строительства Петербурга эта дорога приобрела стратегическое значение, и район Камер-Коллежского вала, западная граница Москвы, стал активно развиваться.

Брестский вокзал 1870-1895 года. Фото: Альбом «Архитектурное путешествие из Москвы по железной дороге».. Strana.Ru
Брестский вокзал 1870-1895 года. Фото: Альбом «Архитектурное путешествие из Москвы по железной дороге».

В 1870 году на площади у таможенной заставы был построен вокзал, шестой по счету в Москве, получивший название Смоленский, а потом Брестский. А через два года здесь появилась первая линия конного трамвая, конки. Ее открытие было приурочено к Политехнической выставке. Первые рельсы были проложены от вокзала до Страстной (ныне Пушкинской) площади. Конки были двухэтажными и запрягались двумя парами лошадей. Этот вид общественного транспорта был недорогой и быстро стал популярен среди горожан. Поэтому к концу XIX века конка была проложена по Садовому и Бульварному кольцу, к Воробьевым горам, Бутырке и другим крупным объектам. Однако, как и ранее в Петербурге, откуда пришла конка, москвичи столкнулись с проблемой эстетического толка — лошади активно гадили на главных дорогах города, где ездили важные особы. Казалось бы, пустячок, а неприятно. Хотя какой уж там пустячок от четырех здоровых… кхм, лошадей.

Площадь Тверской заставы. Триумфальная арка и конка. 1902 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Площадь Тверской заставы. Триумфальная арка и конка. 1902 год. Фото: pastvu.com

Так или иначе, но перестать делать то, что естественно, лошади не могли, так же как и сопротивляться прогрессу. Поэтому в начале XX века конку с городских улиц постепенно вытеснил трамвай. Самый первый появился в 1899 году здесь же, на участке от Пушкинской площади до Петровского путевого дворца. Эта линия получила название Петровская. Для нее была переоборудована под электрическую тягу бывшая конка.

Конечная остановка трамвая у Тверской заставы. 1904 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Конечная остановка трамвая у Тверской заставы. 1904 год. Фото: pastvu.com

С запуском трамвая пассажиропоток на Петербургском шоссе возрос. К 1913 году трамвай перевез уже 250 миллионов пассажиров. Увеличился и поток пассажиров Брестского вокзала. Отсюда шли пути к трем вокзалам, переезжать которые приходилось по деревянным настилам, что создавало пробки. Поэтому инженер Брестской железной дороги Иван Струков спроектировал путепровод через железнодорожные пути, которым мы пользуемся до сих пор. А в 1912 году он же спроектировал и построил новое здание вокзала, пристроив к старому два крыла и оформив все в стиле неоклассицизма с элементами ампира и готики. Тогда сменилось и название вокзала на Александровский, в честь государя Императора, победившего Наполеона.

Александровский вокзал в дни празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году. Фото: А.Н. Ларина. Strana.Ru
Александровский вокзал в дни празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году. Фото: А.Н. Ларина

В 1913 году Александровский вокзал торжественно встречал императорскую семью Николая II, а после революции в 1928 году с не меньшими почестями руководство страны встречало прибывшего из итальянской ссылки по приглашению самого Сталина писателя Максима Горького. Историки говорят, что последнего толпа встречала чуть ли не более торжественно и несла на руках. Именно таким открытым, распахнутым народу, образ Горького был воплощен скульпторами Иваном Шадром и Верой Мухиной. Автор памятника Иван Шадр не успел дожить до отливки в бронзе, работу заканчивала Мухина — главный советский скульптор.

Площадь Белорусского вокзала. Открытие памятника М. Горькому. 1951 год. Фото: Е. Тиханов. Strana.Ru
Площадь Белорусского вокзала. Открытие памятника М. Горькому. 1951 год. Фото: Е. Тиханов

Памятник Горькому был открыт в 1951 году и простоял на площади до 2005 года, когда начались ремонтные работы транспортного узла. Горький отправился «в ссылку» в парк «Музеон» до лучших времен, а на его месте на площади последние 12 лет была организована парковка.

Восстановить исторический облик площади Тверской заставы было принято в этом году, когда ее включили в проект благоустройства «Моя улица», и уже с июня началась тотальная реконструкция. Кабельную канализацию провели под землей и убрали все воздушные линии. Проложили трамвайные пути от 2-го Лесного переулка до площади, сделав на ней кольцо вокруг будущего памятника, как это было 100 лет назад. Протяженность новых путей составляет 1,22 километра.

Площадь Тверской заставы. Реконструкция. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Площадь Тверской заставы. Реконструкция. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Основание под монумент приподняли на 30 сантиметров относительно исторического уровня. Это было сделано для того, чтобы сделать памятник более заметным на фоне современного облика площади, окруженной домами. Пока велись работы на площади, статую также отреставрировали. Поверхность скульптуры очистили от грязи, следов коррозии, сняли растрескавшиеся восковое и лакокрасочное покрытия. После этого реставраторы убрали сколы, царапины, восстановили недостающие металлические фрагменты, вернули бронзе естественный цвет, а затем всю скульптуру покрыли консервирующим составом, который защитит ее от осадков и негативного воздействия окружающей среды.

В ночь с 30 на 31 июля в Москве прошла спецоперация по переезду Горького на новое старое место. Как и в середине прошлого века, писателя почти несли на руках. При помощи кранов бережно и аккуратно объект культурного наследия федерального значения положили на большегруз и в сопровождении колонны сотрудников полиции перевезли из парка «Музеон» на площадь Тверской заставы. Среди работников стройплощадки в первый же день распространился слух, что Горького запретили везти вперед ногами, мол, примета плохая. Слух активно муссировался представителями СМИ, однако специалисты Департамента культурного наследия лишь посмеивались.

Площадь Тверской заставы. Установка памятника М.Горькому. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Площадь Тверской заставы. Установка памятника М.Горькому. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Тем временем, не снимая растяжек, спеленутого Горького при свете дня центровали по меткам, приклеенным на статую в нескольких местах — на голове, на боку, на ногах. После того как памятник установят и зафиксируют, еще неделя уйдет на его облицовку.

Закончатся реставрационные работы на площади ко Дню города. По планам, в августе здесь появится сквер с прогулочными дорожками, скамейками, газонами, историческими фонарями, которых, к слову, обещают 30 штук, а еще 150 опор освещения, 60 из которых — двойного назначения, не только для освещения, но и как контактная сеть для трамваев и троллейбусов. На площади установят навигационные стелы, которые помогут ориентироваться москвичам и гостям города. С конца октября и до декабря будет высажено около 90 лип и яблонь.

После завершения реконструкции москвичи и гости столицы получат новую площадь, место для встреч и прогулок, а пассажиры Белорусского вокзала, следующие в сторону спорткомплекса «Олимпийский», Университета путей сообщения, Театра имени Дурова, смогут сэкономить в пути до 15 минут.

Проект реконструкции площади Тверской заставы. Фото: Официальный сайт мэра Москвы.. Strana.Ru
Проект реконструкции площади Тверской заставы. Фото: Официальный сайт мэра Москвы.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100