Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Круиз-контроль

Речные российские круизы: трехразовое питание, угрожающие мели и свобода, которая всегда с тобой

Круизы по рекам и морям курсируют, кажется, где-то на задворках большого туристического океана. Перелеты, переезды, пляжный отдых, городской, активный и даже палаточный — мы говорим решительно обо всем, а круиз почему-то остается «за бортом» всей вечеринки. При этом теплоходы не пустуют. Просто у них своя верная аудитория, которая не изменяет им годами и уверена: именно это — лучший вид отдыха.

Респбулика Алтай. Телецкое озеро. Теплоход «Пионер Алтая». Фото: Ольга Самохвалова / ИТЦ «Кедрогор». Strana.Ru
Респбулика Алтай. Телецкое озеро. Теплоход «Пионер Алтая». Фото: Ольга Самохвалова / ИТЦ «Кедрогор»

Как в кинофильме

Круизная карта России весьма обширна: при желании можно по реке добраться от Беломорска до Уфы или сплавиться на юг, в Астрахань и к Каспийскому морю. Путешествуют по рекам Ока, Москва, Кама, Обь, Иртыш, Дон, Белая, Лена. И конечно, Волга. Навигация торжественно открывается в середине апреля и идет примерно до середины октября. Хотя все зависит от района: на Енисее, например, комфортный сезон скорее с июля по сентябрь, а на Оби — с июня по август.

Для тех, кто не знает, как выглядит круиз. Достаточно вспомнить «Бриллиантовую руку», чтобы получить общее представление. На речных вокзалах пассажиры занимают каюты теплоходов. Каюты бывают разного класса, как номера в отелях. Самые дорогие — те, что выходят на шлюпочную палубу, тут можно заказать двухкомнатный люкс, внутренность которого ничем не выдает своей «корабельной» принадлежности. У Семен Семеныча, кстати, каюта была совсем не низшего порядка.

Обычные, как правило, намного скромнее и напоминают купе поезда, только меблированное, и вместо полок — кровати. В общем, для скромного пассажира и убранство скромное.

Люкс с собственной палубой на теплоходе «Княжна Виктория». Фото: Из архива компании «Мостурфлот». Strana.Ru
Люкс с собственной палубой на теплоходе «Княжна Виктория». Фото: Из архива компании «Мостурфлот»

Впрочем, в знаменитом советском кинофильме главные герои уплывали в морской круиз, а сегодня в России больше доминируют речные. Собственно, морской в стране вообще существует только один, с этого года. И то для этого потребовалось вмешательство президента страны. По его указке девятипалубный лайнер «Князь Владимир» с июня бороздит просторы Черного моря по маршруту Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь. На нем, конечно, есть четыре бассейна, спа-салон, кинотеатр, бары и рестораны.

Речные теплоходы обычно куда сдержаннее. «Габариты и наличие удобств на корабле обуславливаются шириной реки и высотой встречающихся мостов, — объяснил Михаил Корнышев, исполнительный директор круизного туроператора «НИКА». — Чем больше вы строите вверх, тем больше нужно идти вниз. И когда у вас всего две палубы, о каких бассейнах может идти речь? Для купаний мы делаем специальные «зеленые стоянки», проводим день на берегу, выдаем удочки для рыбалки».

Бассейны на речных теплоходах все же бывают, но в целом для круизеров купание пассажиров — далеко не главная задача. Лето в России слишком непредсказуемое, чтобы делать ставку на жару и воду.

Зато по всем остальным параметрам круиз по реке напоминает полноценный дом отдыха, суда даже в рекламе называются «теплоходами-пансионатами»: в цену путевки входит трехразовое питание, экскурсии на стоянках и куча развлечений в течение дня.

«Моя восьмилетняя дочка и мама сейчас в круизе из Москвы до Казани и обратно, — рассказала аналитик в IT-сфере Юлия Пискунова. — Каждый день у них забит битком. Плывут они по ночам и обычно во второй половине дня. И вся эта половина — в развлечениях. Тут мастер-классы, йога, дартс, игры настольные, песни военных лет, кино... Еда — супер, все очень качественно. В том году я отправила их впервые, и в этом даже печенья на «черный день» им не положила. В конце путешествия есть «капитанский ужин» — это большое событие. Дочка очень долго выбирала специально для него платье и серьги. Вообще она по теплоходу не ходит, а исключительно приплясывает».

Круиз из Москвы в Тверь. Фото: Инфофлот. Strana.Ru
Круиз из Москвы в Тверь. Фото: Инфофлот

Нестоличные круизы в плане сервиса тоже не отстают. Недовольных пассажиров приходится искать с лупой, а довольные готовы возвращаться каждый год.

«Наши крупнейшие конторы предоставляют сервис вполне мировых стандартов, — сказал географ и бывший работник «Яндекса» Дмитрий Крюков. — Недавно мы плавали из Усть-Кута в Якутск и вообще в восторге. Это был один из лучших отпусков в жизни, а я много чего видел. Природа, сервис, питание — всё просто отлично! При этом рейс не был продан даже наполовину и, видимо, оказался убыточным».

Переезд как блаженство

Да, проблемы у отрасли имеются. Прежде всего — нестабильная загрузка судов у некрупных операторов и экспериментальных рейсов. Круизы могут манить в очень интересные места по необычным рекам, но наш народ, как известно, «раскачивается» тяжело.

«Мы второй год анонсируем круиз по реке Амур, — признался Корнышев. — Отличный маршрут в июле-сентябре, жара, да вообще Амур — это наш сибирский Сочи. Но у русских не было спроса ни в 2016 году, ни в 2017. Теплоход маленький, двухпалубный, кают мало, а маршрут длинный. Соответственно, цена высокая, люди не готовы платить. Пришлось закрыть тур».

Цена действительно может стать еще одним камнем преткновения. Отдых, в общем-то, к «люксовым» не относится, семидневный круиз из Москвы в Санкт-Петербург (самый популярный в стране) с трехразовым питанием, экскурсиями и развлечениями на борту можно найти за 30 тысяч на человека. Однако нюанс: это будет самая низкая цена в трех- или четырехместной каюте на нижней палубе. Снова уместно вспомнить «Бриллиантовую руку»: если выкупить не все купе, к вам, возможно, подселят сожителей. Плюс еще надо будет отдельно оплатить авиа- или железнодорожный билет из Питера домой: эти услуги к круизу уже отношения не имеют.

Таким образом, если отдых семейный, то он однозначно бюджетным не получается: за трехместную каюту придется выложить от 90 тысяч рублей за неделю. Не каждая семья готова так отдыхать.

Круиз из Санкт-Петербурга на Валаам. Фото: Инфофлот. Strana.Ru
Круиз из Санкт-Петербурга на Валаам. Фото: Инфофлот

Есть и другие проблемы. «Одна из главных — периодическое обмеление рек, — рассказала на форуме «Реки России» Светлана Ануфриенко, генеральный директор Туристской Ассоциации регионов России. Форум прошел в конце июня в местечке Завидово в Тверской области, и на нем немало операторов и судовладельцев сетовали на суровые реалии отрасли. — Это следствие антропогенной и техногенной деятельности. Судно может сесть на мель, это, безусловно, будет неприятно туристу, и он не поплывет на следующий год. Конечно, проблема известна, за ней следит Минприроды и перед новым сезоном дает знать фирмам, что и как».

На форуме много говорили и о неразвитости прибрежной инфраструктуры. Речь идет не только о нехватке кафе и развлечений на набережных, но и об отсутствии набережных как таковых. «Есть очень много красивых городов, где мы бы с удовольствием сделали стоянку, но туда просто невозможно причалить, — объяснила Елена Майшорина, директор круизных программ крупной компании «Водоходъ». — Есть сложности и с «зелеными стоянками». У нас мало официальных пляжей со спасателями, ориентироваться на пляжный отдых даже летом очень сложно».

Дубна. Речной теплоход поднимается вверх в камере шлюза №2 канала им. Москвы. Фото: Фотобанк Лори. Strana.Ru
Дубна. Речной теплоход поднимается вверх в камере шлюза №2 канала им. Москвы. Фото: Фотобанк Лори

Кстати, губернатор Тверской области Игорь Руденя официально пообещал, что все ее причальные стенки отныне будут в ведении региона, что в теории означает возобновление навигации по области, в которой сейчас положение критическое, и круизные суда могут принимать лишь два города — Тверь и Калязин.

Правда, это в любом случае капля в реке. «Я часто езжу в круизы по России, и всегда есть ощущение, что отрасль на грани, — отметил Крюков. — На мой взгляд, было бы очень логично поддерживать круизы хотя бы в небольшом количестве на любой крупной реке в стране, но на некоторых ключевых бассейнах их нет совсем. Самое обидное для меня — это север: Вологда, Великий Устюг, Тотьма, Архангельск. После интереснейших экспериментальных рейсов «Николая Яковлева» в 2012–2013 году все затухло. А ведь там достопримечательностей миллион!»

Как уже понятно, речные круизы имеют свою тихую армию фанатов. Неудивительно: люди понимают, что это путешествие не похоже на остальные.

«В отличие от поезда и самолета, тут переезд — и есть сама цель, само путешествие, — объяснила Ануфриенко. — У тебя вот здесь развлечения, тут экскурсии, а тут — каюта, где всегда можно отдохнуть. Когда ты ступаешь на корабль, ты уже начинаешь путешествовать».

По данным Ассоциации туроператоров России, популярность речных круизов все-таки увеличилась на 25% за 2016 год, в них побывало около 500 тысяч человек. В целом это немного, в любом крупном туристическом городе счет туристов идет на миллионы. Но, может быть, это неплохой фундамент для будущих возможных изменений. Особенно если речными круизами, как и в случае с морскими, заинтересуется кто-нибудь влиятельный. Это в России обычно работает лучше всего.

Круиз до Елабуги. Фото: Инфофлот. Strana.Ru
Круиз до Елабуги. Фото: Инфофлот
Rambler's Top100