Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Вокзал без пассажиров

Главной достопримечательностью районного центра Коркмаскала и Дагестанского заповедника является автономный бархан Сарыкум, где снимался фильм «Белое солнце пустыни». В тени бархана, в прямом и переносном смысле, не один десяток лет находится другая достопримечательность — железнодорожная станция Кумъ-Торкале.

Название республики «Дагестан» в представлении многих звучит угрожающе. Слишком уж на слуху названия населенных пунктов, получивших печальную известность во время чеченских кампаний: Хасавюрт, Каспийск, да, собственно, и столица республики город Махачкала. До конца от ран войны регион не оправился до сих пор. Впрочем, двигаясь по трассе, хорошо заметно, что депрессивные участки сменяют вполне благополучные и аккуратно благоустроенные. Впрочем, ни слева, ни справа не видно ничего исторического, но при этом рукотворного, ничего такого, за что бы цеплялся взгляд.

Республика Дагестан. Архивная фотография станции Кумъ-Торкале. Фото: Нияз Аксанов / <a href="http://kukmor.livejournal.com/1539578.html">LiveJournal</a>. Strana.Ru
Республика Дагестан. Архивная фотография станции Кумъ-Торкале. Фото: Нияз Аксанов / LiveJournal

Автомобильная дорога федерального значения «Кавказ», протянувшаяся от станицы Павловская Краснодарского края до дагестанского села Яраг-Казмаляр на границе с Азербайджаном — не исключение. Но достаточно свернуть с трассы от районного центра Коркмаскала по дороге в юго-западном направлении вдоль русла реки Шура-Озень, и через 4,5 километра взору откроется необычное зрелище.

Справа к дороге примыкает ветка Шамхал-Буйнакск Северо-Кавказской железной дороги. Еще правее — вотчина Дегастанского государственного заповедника — уникальный Сарыкумский бархан. Именно здесь, у подножия гигантской кучи песка располагается заповедный кордон «Сарыкум». А прямо на пути будто из ниоткуда возникают заброшенные остатки железнодорожной станции Кумъ-Торкале. На здании вокзала надпись Кумъ-Торкале с ятями сохранилась до сих пор. Удивительно, но вполне в приличном состоянии внешняя отделка местного бутового камня, из которого сложена постройка. Крыши давно нет.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В зале ожидания и в помещении билетных касс растут деревья, но где-то в архивах сохранились старые фото, где здание венчает крыша, а на скамейках ожидают прибытия состава пассажиры. Интересна и благородна отделка углов зданий, а также под- и надоконных зон. В стиле построек читаются мотивы, характерные для греческой, а отчасти даже турецкой архитектуры. Кроме красивого старинного здания вокзала, в окрестностях сохранились остатки жилого дома, здание общественного туалета и даже водокачка. Весь этот некогда великолепный ансамбль был построен в 1914 году русским купцом.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Почему же ныне все это богатство заброшено, если рядом одноколейка? Когда-то на правом берегу Шура-Озень располагалось село Кумь-Торкале, являвшееся центром небольшого Кумторкалинского владения полунезависимого от так называемого Тарковского шамхальства — феодального государства в населенной кумыками северо-восточной части современного Дагестана.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Откуда же произошло столь необычное название? Отнюдь не редкость, когда сохраняется лишь название как таковое, но его происхождение постепенное теряется Нечто подобное произошло и с именем Кумтор-Кала, или по-кумыкски Хум-Торкъали. С первой частью названия все очевидно: Хум — это дань славе великого бархана Сари-Хум. Сложнее со второй частью: что же означает «торкали»? Однозначного ответа нет, есть лишь несколько версий, каждая из которых вполне имеет право на существование.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Один из вариантов этимологии — русское написание названия владения «Таркалаевского» владетеля Мамет-Хан-Мурзы, сына Кулая: Тар-Кала, что означает «узкая крепость». Красиво и убедительно, но в местных источниках подобное произношение отсутствует. Существуют и другие объяснения происхождения названия Торкали, начиная от названия племени «торков» до приспособлений «таркал», то есть шеста для подвязки растений. Впрочем, это всего лишь версии.

В конце 1500-х — начале 1600-х годов селение неоднократно подвергалось набегам и разрушениям. После покорения Россией Астрахани состоялось несколько крупных походов русских на дагестанские земли, самым крупным из которых стал поход 1604–1605 годов русской армии под командованием Бутурлина. На пути дальнейшего активного продвижения Руси на юг появилось препятствие — сопротивление кумыков. На фоне междоусобных внутридагестанских споров и столкновений в 1613 году Кумторкалинский владетель Мамет-хан-мурза дал присягу на верность русскому царю Михаилу Федоровичу, но на этом противостояние не прекратилось. Сохранились упоминания о жителях тех мест, содержавшихся в кизлярских казематах вплоть до середины 1800 годов.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Несмотря на государственную принадлежность и отсутствие самостоятельного статуса, селение развивалось, и по переписи 1939 года его численность составляла 2396 человек, что на самом деле было весьма много. По составу: кумыки — 88,6%, русские — 5%, аварцы — 1,8%.

История селения в одночасье закончилась в 1970 году, когда мощным землетрясением оно оказалось полностью разрушено. Уцелевшие жители были переселены на 4 километра ближе к трассе (сегодня это тот самый районный центр Коркмаскала). Вместе с селом была перевернута и страница истории одноименной железнодорожной станции. Некогда активно использовавшееся направление сегодня востребовано только для грузовых перевозок и прохода редких военных эшелонов.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Впрочем, связующий раствор на основе яичного белка для каменных блоков комплекса станционных зданий оказался настолько прочным, что даже землетрясение не смогло сравнять их с землей. Попытки разобрать крепкие стены при помощи тяжелой техники также не увенчались успехом. Вот и стоят поныне остатки стен здания вокзала и еще нескольких построек.

Сами железнодорожные пути были недавно капитально отремонтированы и контрастируют со стариной, а вот настоящего хозяина у руин вокзала так и нет. Дагестанский государственный заповедник заинтересован в использовании зданий, например под музей или гостиницу для посетителей бархана, но, как говорят, формально разрушенные здания принадлежат ОАО «РЖД», которое по каким-то причинам не готово с ними расстаться.

Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Республика Дагестан. Дагестанский заповедник. Железнодорожная станция Кумъ-Торкале. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Постройки продолжают разрушаться. Рано или поздно ветер и вода завершат то, что пока оказалось не под силу ни землетрясению, ни людям. Но учитывая теплый климат, думается, остатки вокзала простоят еще достаточно долго, а значит, красоту необычной архитектуры можно будет увидеть не один год.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100