Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Страх и риск

Слово «экстремум» по латыни означает «предел». Ни одному зверю не придет в голову становиться экстремалом, и только люди упорно ищут для себя приключений. Они сплавляются по горным рекам, пересекают пустыни, устремляются в зону вечной мерзлоты, карабкаются по отвесным скалам

Психологи утверждают, что современному человеку необходимо иногда испытывать чувство страха. Оно помогает преодолевать дефицит острых ощущений — так называемую сенсорную депривацию. При сильных эмоциональных реакциях наши надпочечники активно выделяют гормон стресса — адреналин. Это вещество заставляет организм работать в режиме борьбы или бегства, увеличивает силу и частоту сокращений сердца, восстанавливает работоспособность мышц. Организм имеет такие запасы энергии, о которых мы сами не догадываемся, но благодаря воле можем мобилизовать их в трудную минуту.

Успешным и обеспеченным людям особенно нужно подтверждать свою состоятельность. Им мало быть просто известными политиками, промышленниками, бизнесменами. Они должны покорять вершины, погружаться на дно, уезжать на Крайний Север, пересекать пустыни. Обычный образ жизни не позволяет испытать себя на пределе физических и психологических возможностей — это можно сделать лишь в экстремальном путешествии.

В экстремальном путешествии вырабатывается хорошая доля адреналина. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
В экстремальном путешествии вырабатывается хорошая доля адреналина. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Одних страх приводит в состояние оцепенения, другим помогает концентрировать волю и выходить из самых немыслимых ситуаций. Так хорошо это или плохо — испытывать ужас, тревогу, испуг? На этот вопрос режиссер Федерико Феллини однажды ответил так: «Страх — здоровое чувство, необходимое, чтобы насладиться жизнью. Не ведают его лишь сумасшедшие и супермены из комиксов. Это сладостное чувство, доставляющее тонкое удовольствие».

Наперекор течению

Рафтинг — это покорение водной стихии, связанное с опасностями, степень которых часто зашкаливает за смертельную отметку. Рафт — надувное плавсредство из синтетического материала с большим запасом плавучести и устойчивости. Это овальная лодка, несущая рафтеров по реке с кипящей от подводных камней водой. Горные реки изобилуют завалами и перекатами, они падают с большой высоты и образуют «бочки» — засасывающие водовороты, в которых вода ударяется о валуны и поворачивает против течения. Оказавшись в такой «бочке», сидящие с одного борта должны грести вперед, сидящие с другой стороны — назад. Насколько слаженно рафтеры работают веслами, настолько успешно удается пройти сложные места. Расслабляться некогда, грести нужно и на участке, который кажется спокойным — подводным течением рафт может ударить о камни или вынести на мель. Течение в горах очень холодное, оно берет начало на ледниках и проходит по глубоким тенистым ущельям. Скорость на воде ощущаешь острей, чем на суше. Самое обидное — упустить из рук весло. В этом случае придется сидеть без дела, наблюдая за тем, как выкладываются друзья. Свалившись в воду, нужно плыть ногами вперед, чтобы не стукнуться головой о камни. Матерые рафтеры утверждают, что самые сложные пороги проходятся на уровне инстинкта, когда тело само борется за выживание.

От слаженной работы рафтеров зависит успешное прохождение сложных участков. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
От слаженной работы рафтеров зависит успешное прохождение сложных участков. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Такого, как в России, разнообразия водных маршрутов всех мыслимых категорий сложности, нет больше нигде. Карпаты, Кавказ, Урал, Горный Алтай, Саяны, Карелия… Популярностью у российских рафтеров пользуется река Белая. Каждый год неподалеку от адыгейского поселка Гузерпиль раскладывают палатки покорители белой воды. В двухнедельной программе — спринт по быстрой струе, пятнадцатикилометровая гонка, слалом на порогах. Фестиваль завершается шашлыками, шампанским и большим песенным кругом у костра.

Ослепительный мир

В область вечной мерзлоты цивилизация почти не проникает, зато здесь по соседству с людьми обитают олени и волки, на крутых мысах шумят птичьи базары, моржи и тюлени скатываются со льдин в море. Туристический маршрут на ледоколе «50 лет Победы», рассчитанный на 13 дней, начинается и заканчивается в Мурманске. В программе — посещение Русской Гавани и птичьих колоний на скалах, спуск на берег в бухте Тихой и на острове Нансена, знакомство с Землей Франца-Иосифа, остановки во льдах и наблюдение за белыми медведями. Кульминационный момент: «живое кольцо», образованное участниками круиза вокруг вбитого в снег шеста — географической точки Северного полюса. Для желающих — прыжок с парашютом на Северный полюс. Смельчаки добираются до столицы полярного туризма Хатанги, а дальше летят на самолете с посадкой для дозаправки на острове Среднем. Испытавшие полет говорят, что у них захватывало дух от величия и ослепительности мира.

Путешествие в двухместной каюте ледокола «50 лет Победы» будет стоить более полутора миллионов рублей, но чтобы попасть в группу, нужно записываться за полгода. Есть еще один вариант — 24-дневный круиз вокруг антарктического континента на ледоколе «Капитан Хлебников». Миновав бурный пролив Дрейка, туристы движутся среди айсбергов, попадают в фантастический мир с колониями пингвинов, лежбищами морских зверей, птичьими базарами.

Дальний арктический поход — возможность увидеть белого медведя в природе. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Дальний арктический поход — возможность увидеть белого медведя в природе. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Во время пребывания в Базовом лагере на льду в программу включено посвящение в полярники, езда на собачьих упряжках, гонки на снегокатах, полет на воздушном шаре, поход в торосы. Специальное предложение для молодоженов: обмен кольцами на Северном полюсе под звон бокалов с шампанским и вручение свидетельства о браке на «шапке земли».

На затонувшем судне

5/6 планеты занимает вода, но мы почти ничего не знаем о том, что происходит под ее толщей. Таинственная бездна влечет человека, он пытается погрузиться все глубже, но это сопряжено с опасностями. Ныряльщик должен быть уверенным в надежности снаряжения — гидрокостюма, баллонов с независимой подачей воздуха, катушек, фонарей, ножей и устройства, контролирующего скорость всплытия и время нахождения на глубине. Находясь в подводном царстве, не следует терять бдительность. Море не хочет отпускать человека, пытается перекрыть кислород, опутать тело водорослями, придавить своей толщей. Первое правило водолаза: не задерживать дыхание и не всплывать раньше пузырей выдыхаемого воздуха.

Подводный мир необыкновенно красив, изучать его можно бесконечно. В последнее время стало модным направление рек-дайвинг (от слова wreck — крушение) — погружение на затонувшие объекты. Под водами Черного моря в 14 километрах от поселка Лазаревское лежит на дне, уткнувшись килем в песок, грузовой пароход «Азов». Корпус его почти полностью разрушен, однако носовая часть, паровые котлы и машинное отделение частично сохранились. Чтобы исследовать судно, надо погрузиться на относительно небольшую глубину — около 8 метров.

Дайверы исследуют морскую бездну, не взирая на подстерегающие опасности. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Дайверы исследуют морскую бездну, не взирая на подстерегающие опасности. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Другой сухогруз — «Сакко и Ванцетти» — лежит в более глубоком месте. Расстояние от грунта до поверхности воды составляет 40 метров. Во время войны транспорт, принимавший участие в прорыве из Азовского моря, подорвался на мине и разломился на несколько частей. Сегодня этот корабль стал популярным объектом для погружения дайверов. Добравшись до него, можно увидеть подъемную машину, заглянуть в трюмы, осмотреть детали палубы.

Чувство полета

Говорят, что альпинизм — наркотик, от которого нет лекарства. Преодолевая кручи, спасаясь от камнепадов и лавин, альпинист покоряет не только вершину, но и собственный страх. Нужно иметь в виду, что у каждого из нас есть обозначенный природой высотный потолок, за которым начинается горнячка, или гипоксия, — тяжелая горная болезнь. Но несмотря на все трудности, люди продолжают карабкаться на головокружительную высоту.

Альпинисты, которые готовятся совершить подъем на Чегет, несколько дней адаптируются — живут внизу, у подножия горы, и совершают короткие восхождения. Постепенно они поднимаются все выше и доходят до обзорной площадки. Оттуда видно все Баксанское ущелье с извилистой речкой Баксан. Впереди возвышаются пики Главного Кавказского хребта — Эльбрус, Накра-тау, Кара-Баши. Заметно выше других вершина Донгуз-Орун — подъем на нее относится к самой высокой категории сложности. Чтобы достичь самой высокой точки на горе Донгуз-Орун, надо преодолеть вертикальный ледник, имеющий вид цифры «семь». После множества несчастных случаев МЧС Кабардино-Балкарии официально запретил восхождение на эту гору.

Перед подъемом на вершину горы альпинисты адаптируются к высоте, совершая короткие подъемы. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Перед подъемом на вершину горы альпинисты адаптируются к высоте, совершая короткие подъемы. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Поднимаясь на Эльбрус, видишь справа и слева нагромождения камней, куски нетающих ледников, замерзшие горные озера. С площадки «Станция Мир» просматриваются столбы для остановки лавин и насыпь, или морену, образованную вечными льдами, граница которых постепенно поднимается. На следующем этапе подъема нужно преодолеть застывшую лаву причудливых размеров и форм. От приюта «Бочки» тропа идет мимо скал Пастухова на высоту 5100 метров, откуда можно добраться до седловины и подняться на одну из вершин — Восточную или Западную. На самой высокой точке человек сливается с природой, испытывает чувство полета, ощущает себя частицей суровых утесов и теснящихся под ногами облаков.

Гонка в пустыне

Много лет назад земля, на которой сейчас находится Калмыкия, была покрыта водой. Со временем океан отступил, оставив после себя Каспийское море. Бывшее океанское дно превратилось в бескрайнюю степь с барханами и канавами, промоинами и «песочницами», подъемами и спусками. Вряд ли найдешь в Европе лучшее место для проведения экстремальных автомобильных гонок по бездорожью.

Экипаж машины, участвующей в ралли-рейде «Великая степь — Шелковый путь» состоит из двух человек. Рулевой должен быть готов к любым сюрпризам трассы, а штурману нужно уметь ориентироваться на просторах незнакомой местности. Мощные автомобили несутся по степи, оставляя за собой длинные серые шлейфы. От бешеного ветра, поднятого моторами, разлетается в стороны ковыль. Упитанные сурки выглядывают из норок, вытаращив глаза на пролетающие машины. Ближе к востоку начинается настоящая пустыня — с барханами, колючками, раскаленным воздухом. В таких условиях управление джипом в пустыне требует особого мастерства. Следует помнить о том, что ветер постоянно меняет окружающий пейзаж, передвигает барханы, засыпает старые стоянки.

По сухому сыпучему песку трудно двигаться даже на оборудованном автомобиле. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
По сухому сыпучему песку трудно двигаться даже на оборудованном автомобиле. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

К вечеру по песку ехать труднее — он становится более сухим и сыпучим. Чтобы продолжить движение, нужно снизить давление в шинах. На мягком песке следует включать полный привод и следить за тем, чтобы автомобиль двигался ровно и сохранял прямое положение колес. Если колеса стали пробуксовывать, надо немедленно убрать ногу с педали акселератора, а то машина увязнет еще глубже. Зато дальше к югу, на границе с Астраханской областью, благодаря обилию ручьев и речушек, появляются зеленые травы и высокие деревья. Где-то вдалеке проносятся табуны лошадей, невозмутимые верблюды пасутся у дорог, флегматично пережевывая растительность.

Rambler's Top100