Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Черноморская линия «Надежды»

Краткая история черноморских круизов, людей и пароходов: надежды графа Воронцова, Пушкин на палубе, Марк Твен у русского царя, «Теодор Нетте» между Камчаткой и Триестом, «Россия» для руссо туристо.

Круизный лайнер «Князь Владимир» прибывает в Морской порт Сочи/ gorod-novoross.ru. Strana.Ru
Круизный лайнер «Князь Владимир» прибывает в Морской порт Сочи/ gorod-novoross.ru

11 июня 2017 года начинается регулярное круизное сообщение по городам Черноморского побережья: Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь — Сочи. Пока в круговой тур выходит один лайнер — теплоход «Князь Владимир». Компания «Инфофлот», которой он принадлежит, возрождает легендарную Крымско-Кавказскую круизную линию, полтора века соединявшую порты Черного моря. Сезон закончится в октябре — последним рейсом с 8 по 14 октября.

Семен Семеныч!..

Самый яркий расцвет Крымско-Кавказской линии пришелся на 1960–70-е годы. Пассажирам тогда предлагали «круговой маршрут», в цену которого входило питание, развлекательная программа на борту и экскурсии во время заходов на сушу. 21 теплоход на 6 тысяч мест перевозил в год 130 тысяч пассажиров, путешествовавших по маршруту Одесса — Ялта — Новороссийск — Сочи — Сухуми — Батуми — Сухуми — Сочи — Новороссийск — Ялта — Одесса. Причина распада линии после 1991 года понятна. Попытки ее возрождения в начале 2010-х годов были прерваны украинскими событиями 2014 года.

Так сложилось исторически, что главным портом Черноморского морского пароходства, способным принимать большие круизные суда, была Одесса. После недавней реконструкции сочинского Морского порта появились новые возможности. Теперь в Сочи есть специальная круизная гавань, где спокойно умещаются два 300-метровых лайнера и пассажирский паром одновременно. Впрочем, порт Сочи стал всенародным символом круизного туризма задолго до этого, о чем сегодня напоминает скульптурная группа у Старого Морского вокзала: Семен Семенович Горбунков с семейством, поодаль Лелик с Козлодоевым — персонажи классической советской комедии «Бриллиантовая рука».

Краснодарский край. Сочи. Памятник героям комедии «Бриллиантовая рука». Фото: Павел Пелевин/ Strana.ru. Strana.Ru
Краснодарский край. Сочи. Памятник героям комедии «Бриллиантовая рука». Фото: Павел Пелевин/ Strana.ru
Теплоход «Россия» во время круиза по Черноморскому побережью СССР. Между 1950 и 1953. Фото: В.И. Черкашин/wikimedia.org. Strana.Ru
Теплоход «Россия» во время круиза по Черноморскому побережью СССР. Между 1950 и 1953. Фото: В.И. Черкашин/wikimedia.org

Роль теплохода «Михаил Светлов», на котором пересеклись пути честного экономиста «Гипрорыбы» и экстравагантных контрабандистов, «сыграли» два черноморских лайнера — «Россия» и «Победа». «Россия» (бывшее немецкое судно «Патриа», доставшееся победителям по репарации) в середине века как раз была очень популярным судном Крымско-Кавказской линии и вплоть до 1980-х, пока была на плаву, часто снималась в кино. Что касается теплохода «Победы», то он тоже отошел к СССР по репарации. В прошлой жизни он носил имя «Магдалена», а во время войны служил немецкой плавбазой. Под советским флагом «Победа» ходила от Одессы до Нью-Йорка. Самый яркий музыкальный эпизод «Бриллиантовой руки» с песней «Остров невезения» снимался на ее борту.

Теплоход «Победа» на старой открытке/ vse-o-sochi.ru. Strana.Ru
Теплоход «Победа» на старой открытке/ vse-o-sochi.ru

Кстати, сегодня в круизном флоте существует и настоящий «Михаил Светлов», только он гораздо младше киношного тезки. Это речной лайнер Ленского пароходства, совершающий рейсы между Якутском и Тикси.

Марк Твен на борту «Квакер Сити». Рисунок Скотта Ранкина/ twainquotes.com. Strana.Ru
Марк Твен на борту «Квакер Сити». Рисунок Скотта Ранкина/ twainquotes.com

Крым глазами «Квакера»

«Россия» и другие суда круизной линии, конечно же, ходили не только между отечественными портами Черноморского побережья. Та же «Бриллиантовая рука» показывает важную роль советских морских круизов — для многих «руссо туристо» такие путешествия были единственной возможностью посмотреть мир. Это своеобразное продолжение традиции: изначально, когда пассажирский флот только создавался, важной функцией черноморских судов была доставка русских паломников в Палестину.

Официальная история светского круизного судоходства тоже началась с международного туризма. В 1867 году в Черное море зашел американский корабль «Квакер Сити» с 55 пассажирами на борту. Маршрут «Квакера» проходил через Азорские острова, Гибралтар, порты Франции, Испании, Италии, Греции, Турции, Крыма, затем Палестины, Египта и Бермудских островов. Пассажиры этого судна стали первой группой иностранных туристов, посетивших Ялту, а также Одессу, Севастополь и Балаклаву. Одним из них был Сэмюэл Клеменс, всем известный под псевдонимом Марк Твен — будущий автор «Тома Сойера», а на тот момент корреспондент сан-францисской газеты «Альта Калифорния» и «Нью-Йорк трибюн». По итогам путешествия из Америки «в Святую Землю, Египет, Крым, Грецию и промежуточные пункты, представляющие интерес» он написал книгу «Простаки за границей». Этот увлекательный путевой дневник показывает, помимо прочего, реалии Крыма полуторавековой давности глазами любознательного иностранца.

Пароход «Квакер Сити». Рисунок Эрика Хейла. 1854/ journalcrimea.ru. Strana.Ru
Пароход «Квакер Сити». Рисунок Эрика Хейла. 1854/ journalcrimea.ru

Вот, например, Севастополь через десять лет после Крымской войны: «Наверно, ни один из городов в России, да и не только в России, не был так сильно разрушен артиллерийским огнем, как Севастополь. И, однако, мы должны быть довольны тем, что побывали в нем, ибо еще ни в одной стране нас не принимали с таким радушием, — здесь мы чувствовали, что достаточно быть американцем, никаких других виз нам уже не требовалось. Не успели мы бросить якорь, как на борт явился посланный губернатором офицер, который осведомился, не может ли он быть нам чем-нибудь полезен, и просил нас чувствовать себя в Севастополе как дома! Если вы знаете Россию, вы поймете, что это было верхом гостеприимства».

Краснодарский край. Ялта. Открытка конца XIX века/ journalcrimea.ru. Strana.Ru
Краснодарский край. Ялта. Открытка конца XIX века/ journalcrimea.ru

Клеменс любовался живописной «деревушкой Ялтой», напомнившей ему пейзажи Съерра-Невады, оценил памятник Дюку и Потемкинскую лестницу в Одессе, в Ливадии побывал на приеме у императора Александра II. Попутно изучал великосветские манеры и местные обычаи, чтобы представить читателю полный отчет обо всем — и о нарядах царского семейства, и о русском способе пить чай с холодным молоком и лимоном. «Простаки за границей» стали его первым литературным успехом.

Круизер Пушкин

Если углубиться в отечественную историю морских путешествий, звание «первого черноморского круизера» придется отдать тому, кто у нас традиционно за все в ответе — Пушкину. Этот исторический факт даже подкреплен памятной табличкой на набережной Феодосии: «С набережной Феодосии вечером 18 (30 по н.ст.) августа 1820 года на корвете «Або» с семьей генерала Н.Н. Раевского отправился в Гурзуф А.С. Пушкин».

Иван Айвазовский. А.С.Пушкин и графиня Раевская в Гурзуфе. 1886 г. Репродукция картины. Strana.Ru
Иван Айвазовский. А.С.Пушкин и графиня Раевская в Гурзуфе. 1886 г. Репродукция картины

Для Пушкина тот короткий морской круиз, единственный в его жизни, стал Болдинской осенью в миниатюре. Море вдохновило его, и ночью на борту он сочинил элегию «Погасло дневное светило» — одно из лучших русских «морских» стихотворений. Воспоминания поэта о путешествии могут вдохновить на повторение его маршрута: «Из Феодосии до самого Юрзуфа ехал я морем. Всю ночь не спал. Луны не было, звезды блистали; передо мною, в тумане, тянулись полуденные горы... «Вот Чатырдаг»,— сказал мне капитан. Я не различил его да и не любопытствовал. Перед светом я заснул. Между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ими; справа огромный Аю-даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск и воздух полуденный...»

Люди и пароходы

В 1820 году военный корвет был единственным средством для таких путешествий. Но уже через пару лет будущий Новороссийский генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов, хорошо знакомый поэту, в своем имении близ Днепра построил плоскодонный пароход «Надежда»: диковинное судно с гребными колесами по бокам и паровым котлом в 20 лошадиных сил. Известный англоман, граф Воронцов увлекался новейшей техникой, в том числе пароходостроением, и его новый корабль, переправленный через днепровские пороги в Херсон, стал первым пассажирским «лайнером» на Черном море. С 1827 до 1834 года «Надежда» курсировала между Одессой, Херсоном и Николаевом, пока не была окончательно списана на берег, честно отслужив свой срок.

Пароход «Одесса». Рисунок Е.В. Войшвилло /titanicanatomy.wordpress.com. Strana.Ru
Пароход «Одесса». Рисунок Е.В. Войшвилло /titanicanatomy.wordpress.com

Ее место на линии занял специально построенный морской пароход «Одесса» мощностью в 70 лошадиных сил. А в 1859 году появилось «Русское общество пароходства и торговли», чьи суда, и «Одесса» в их числе, ходили между Одессой, Севастополем, Феодосией, Керчью, грузинским портом Поти и Батумом — так образовалась Крымско-Кавказская линия. В самом конце XIX века под эгидой правительства было учреждено общество «Добровольный флот». Четыре его главных парохода — «Москва», «Санкт-Петербург», «Нижний Новгород» и «Россия» —  постепенно освоили не только Крымско-Кавказскую, но и другие черноморские линии: Крымско-Азовскую, Херсонскую, Николаевскую. К 1914 году в составе «Добровольного флота» было 10 морских судов общей вместимостью 1270 мест.

Пароход «Теодор Нетте». Фотография из коллекции Алексея Сёмина / sea.infoflot.ru. Strana.Ru
Пароход «Теодор Нетте». Фотография из коллекции Алексея Сёмина / sea.infoflot.ru

Среди этих судов был еще один литературно знаменитый корабль — «Теодор Нетте», человек и пароход, воспетый Владимиром Маяковским. Вернее, имя героически погибшего дипкурьера Нетте он получил только в 1926 году, а в 1912-м был «крещен» как «Тверь» и предназначался для Камчатско-Охотской линии Добровольного флота. Биография этого судна не менее яркая, чем у самого героического дипкурьера: после революции пароход был захвачен японцами, в Триесте перешел под флаг Италии, потом был выкуплен советским Торгфлотом для Крымско-Кавказской линии и окончательно завершил свой путь в Петропавловке-Камчатском.

Краснодарский край. Сочи. Маяк. Фото: Игорь Стомахин/ Strana.ru. Strana.Ru
Краснодарский край. Сочи. Маяк. Фото: Игорь Стомахин/ Strana.ru

Бурное развитие Черноморского пассажирского судоходства несколько раз перебивали исторические кризисы. Сначала на целых 15 лет оно прервалось из-за Первой мировой войны и революции. Затем — из-за Второй мировой, и в последний раз — из-за распада СССР. Но каждый раз за кризисом следовал новый расцвет, что и сегодня дает надежду на возрождение. Ведь с «Надежды» все и начиналось.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100