Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Храм, который начал строить Петр

Исаакиевский собор: прибрежная церковь малоизвестного святого, четыре царственных строителя, крупнейшие монолиты в истории архитектуры, великое изобилие камня, гнев хозяйки Медной горы, диковинный витраж, зомби-апокалипсис, недосягаемые ангелы и Святой Дух, сместивший маятник Фуко.

Самое начало 2017 года подбросило всем, кто когда-либо слышал о существовании Исаакиевского собора, тему для бурных дискуссий: кому он должен принадлежать — церкви или музею, который работает в здании без малого девяносто лет? Условия этой задачи гораздо сложнее, чем кажется, а противоборствующие стороны нарочно их упрощают и, как говорится, «демонизируют» противника. Мы не будем выбирать сторону в споре — просто вспомним, чем уникален собор во имя Исаакия Далматского и на что в нем обязательно надо посмотреть.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев

Петр и Исаакий

Все «топовые» соборы Петербурга имеют привычные традиционные посвящения: во имя апостолов Петра и Павла, во имя Казанской и Владимирской икон Божьей Матери, во имя святого Николая Чудотворца, во имя Воскресения Христова. Исаакиевский собор не просто выбивается из ряда — кроме него, в России практически нет храмов во имя Исаакия Далматского, если не считать часовен в Раменском Московской области и в Вытегре Вологодской области.

Никаких связей с Россией и тем более Петербургом у этого византийского монаха IV века не было. Исаакий подвизался в пустыне, обличал ариан, напророчил смерть императору Валенту, основал монашескую обитель под Константинополем и умер 30 марта 383 года. Через 1289 лет в тот же день у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын Петр. Обычно при крещении младенцу давали имя святого, чей день совпадал или стоял рядом с днем рождения. С Петром получилось иначе — его именины, день апостолов Петра и Павла, удалены от дня рождения почти на месяц. И хотя Исаакием царя не нарекли, своего святого он почитал и один из первых храмов новой столицы посвятил ему.

Этот факт даже стал основой одной из конспирологических теорий, провозглашающих царя-реформатора самозванцем. Якобы настоящий Петр никакого отношения к Исаакию не имел и родился в другой день, но был подменен неким человеком по имени Исаакий, правившим от его имени и славившим собственного святого.

Если же изучить церковное житие Исаакия Далматского, своеобразную связь с Петербургом там найти все-таки можно. По приказу императора Валента святого бросили в непроходимое болото. Все в этом болоте гибли, а Исаакий благополучно выбрался. Так что к балтийским «болотам» он подготовился.

Изображение святого Исаакия можно найти на дверях собора, на барельефе западного фасада, где запечатлена его встреча с императором, и в музейной экспозиции, где выставлена его икона-фреска середины XIX века. Фреска — часть первоначального убранства собора. Росписи оказались слишком хрупкими для болотного климата, и в последующие годы их постепенно заменяли мозаиками.

Четыре царства — четыре храма

Итак, деревянная церковь Исаакия, в которой Петр I обвенчался с Екатериной, была возведена в 1712 году недалеко от Адмиралтейских верфей, примерно там, где теперь стоит главный памятник Петру. Она простояла там пять лет, обветшала, и на ее месте отстроили новый храм с высокой колокольней. На сохранившихся рисунках его силуэт напоминает даже не петровское барокко, а лаконичное лютеранское зодчество, близкое Петру Алексеевичу и отразившееся в облике Петропавловского собора. Новый Исаакий, хоть и кирпичный, почти полвека героически противостоял стихиям: его фундамент размывала Нева, в него ударяли молнии, он горел. В конце концов, после ремонтов и подновлений его решили разобрать и перенести на другое, более безопасное место. Постройка третьего собора по проекту Ринальди началась в 1768 году, при Екатерине. Это должен был быть пятиглавый роскошный барочный храм, облицованный мрамором, примерно того же стиля, что Никольский Морской собор, только еще роскошнее по замыслу.

Из замысла практически ничего не вышло, потому что Екатерина умерла раньше окончания строительства, а сын ее Павел поступил с собором так же, как со всеми мамиными делами — забросил его. Мрамор для соборной стройки перекинули на другие проекты, а храм стали доделывать кирпичом, что вдохновляло сочинителей эпиграмм. Самая известная из них: «Двух царствований памятник приличный — низ мраморный, а верх кирпичный». Другая говорит уже о трех правлениях: «Трех царств изображенье — гранит, кирпич и разрушенье». Разрушенье затеял Александр I, благодаря выбору которого и появился Исаакиевский собор Огюста Монферрана.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев

Впрочем, основное время строительства, растянувшегося на десятилетия, приходится на четвертого царя, Николая I. Александр в последний год своей жизни успел одобрить второй проект Монферрана, ставший основой известного нам храма. Строительство началось в 1819 году и полностью завершилось через 40 лет, в 1858 году.

Финские граниты, карельские мраморы, уральские самоцветы

Главные, уникальные особенности Исаакиевского собора — использование огромных монолитов и многоцветие отделочного камня. 112 монолитных колонн высотой 17 метров — одни из самых больших в истории мировой архитектуры, причем они доставлены в Петербург, выточены, отполированы и установлены практически вручную с использованием механических приспособлений. Гранитные глыбы из-под Выборга приплывали на баржах к Сенатской площади, там их сгружали на берег и по проложенным рельсам доставляли на стройплощадку, где начинали работу каменотесы. Готовую колонну устанавливали вертикально с помощью лесов специальной конструкции инженера Бетанкура. Сначала ставили колонны, потом строили стены. Макет лесов — важнейший экспонат нынешней музейной экспозиции. Точнее, не макет, а демонстрационная модель, изготовленная для того, чтобы доказать царю надежность технологии.

Светло-серый отполированный гранит и розоватую мраморную отделку кирпичных стен мы видим снаружи. Внутри начинается игра цветных камней: разные виды и оттенки мраморов, шокшинский порфир, карельская брекчия, черный аспидный сланец, малахит и лазурит. Самый яркий цветовой акцент — малахитовые колонны. Малахит для собора поставлялся конторой Демидова в таких количествах, что уральские запасы качественного камня иссякли. По этому поводу есть красивая легенда: Хозяйка Медной горы разгневалась на то, что ее камни отданы в церковь, и прикрыла недра.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев

Роскошное многоцветие собора помогает оценить особый экспонат музея-собора — «цветной» бюст Огюста Монферрана, составленный из разных видов камня. Его присутствие немного компенсирует тот факт, что архитектора-католика не разрешили хоронить в православном храме, который он спроектировал.

Витражный Христос, пророки и ангелы

Алтарь собора украшает по-настоящему уникальный образ — витраж с изображением воскресшего Христа. Фигура в пурпурной мантии занимает огромное заалтарное окно площадью почти 30 метров. В православных храмах витражей в алтарях нет, но это великолепное изображение из другого проекта собора, разработанного немецким архитектором фон Кленце, очень понравилось Николаю I. Он одобрил его включение в проект Монферрана.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев

Сейчас, в составе музейной экспозиции, витраж всегда открыт либо приоткрыт, хотя, по церковным канонам, царские врата иконостаса, ведущие в алтарь, должны периодически закрываться.

Рассматривая росписи сводов, которые делал Федор Бруни, стоит обратить внимание на центральную композицию «Видение пророка Иезекииля». Там очень ярко изображен форменный зомби-апокалипсис: Бог приводит пророка в долину костей, где под звуки ангельских труб встают из гробов мертвецы и скелеты.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев

О смотровой площадке под куполом собора и о самом загадочном и притягательном его месте — галерее ангелов — мы писали подробно в материале «Петербург с точки зрения ангелов». Тут, кажется, никаких изменений для туристов в любом случае не предвидится.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Владислав Николаев

Маятник Фуко и серебряный голубь

Наконец, нельзя пропустить маятник Фуко, который поминают во всех дискуссиях. Маятник поместили в собор, где на тот момент работал антирелигиозный музей, на Пасху 1931 года. Это был элемент атеистической пропаганды: прибор, демонстрирующий суточное вращение Земли, заодно доказывал, что «Бога нет». В 1986 году маятник сняли и отправили в подвалы собора (антирелигиозный музей уже в 1930-х переехал в Казанский собор), а совсем недавно, весной 2016-го, он ненадолго вернулся. 54-килограммовый бронзовый шар снова появился в экспозиции, но уже не под куполом, просто в витрине. Дальнейшая его судьба пока не ясна — совсем недавно петербургская «Фонтанка» писала о том, что есть идея повесить маятник Фуко в детском научно-образовательном центре строящейся «башни Газмпрома» в Лахте.

В свое время для монтажа маятника Фуко с плафона на куполе была снята важнейшая деталь — посеребренная фигурка голубя, символ Святого Духа. Теперь голубь снова на месте, сияет серебряными крыльями в самом центре грандиозного храма, над ангелами и «Богоматерью во славе». На вращение земли не реагирует, но как минимум доказывает, что дух и искусство могут подниматься на небесную высоту.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100