Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Поднятая старина

Чем отличается Москва сегодняшняя от Москвы с картин прошлого и позапрошлого века

О том, как изменилась Москва за последние 6 лет, написано много: вывески, провода, парковки, тротуары… Совсем скоро город с головой уйдет в очередные ремонтные работы, а мы будем разглядывать новые фотографии из серии «было — стало» и до хрипоты спорить друг с другом. В преддверии этого увлекательного события Strana.ru предлагает посмотреть на Москву из далекого прошлого — глазами художников XVIII, XIX и XX веков — и сравнить с сегодняшней. В этом нам поможет москвовед Александр Можаев.

Триумфальная арка

Слева: Картина художника Дмитрия Струкова «Триумфальные ворота в Москве». 1865 год. Справа: Москва. Триумфальная арка. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Картина художника Дмитрия Струкова «Триумфальные ворота в Москве». 1865 год. Справа: Москва. Триумфальная арка. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Эта пара является исключением из ряда: представленный на ней объект определенно узнаваем, но изображенные места — совершенно разные. Интрига берет начало во времена древнего Рима, когда возникла традиция строить триумфальные арки на местах встречи возвращавшихся из походов армий. Согласно правилу, московские Триумфальные ворота в память о победе 1812 года были поставлены к 1834-му там, где Москва традиционно встречала прибывающего из Петербурга императора — у Тверской заставы. По замыслу архитектора Бове, ворота составляли ансамбль с боковыми павильонами-карьергардиями. В 1936 году, согласно правилу новой эпохи, знаменитый памятник хладнокровно разобрали для расширения проезжей части у Белорусского вокзала. К 1968 году копия арки без павильонов построена на новом месте как часть нового комплекса Бородинской панорамы. Всё бы хорошо, но теперь Триумфальные ворота стоят у Поклонной горы — ровно на том месте, где в Москву вошла армия Наполеона.

Улица Варварка

Слева: Москва. Улица Варварка. Картина неизвестного художника XIX века. Справа: Москва. Улица Варварка. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Улица Варварка. Картина неизвестного художника XIX века. Справа: Москва. Улица Варварка. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

На первый взгляд кажется, что почти ничего не изменилось, но это от того, что кадр тактично обрывается у Знаменского собора. В XIX веке на этом месте мы бы увидели крыши древнего Зарядья, в XX — огромную гостиницу «Россия», а сейчас — строительство одноименного парка «Зарядье». «Строительство парка» звучит странно, но такой вот получился парк — деревца и клумбы на кровле 3–4-этажной стеклянной новостройки. Знаменский монастырь и палаты бояр Романовых стоят, как стояли, вдалеке те же самые купола Василия Блаженного и колоннада Гостиного двора, а дом на правой стороне улицы стал заметно скучнее. Это продолжение драмы верхней стороны Варварки, когда-то бывшей столь же парадной, что и нижняя: при Екатерине Великой она попала под расширение со сносом всех древних палат и храмов. А потом стала частью так называемого «московского сити» и была застроена конторскими зданиями, которые в советские годы перестраивались в административные, все более теряя свою выразительность.

Тверской бульвар

Слева: Картина Дмитрия Налбандяна «Тверской бульвар». 1958 год. Справа: Москва. Тверской бульвар. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Картина Дмитрия Налбандяна «Тверской бульвар». 1958 год. Справа: Москва. Тверской бульвар. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Тверской бульвар уже 220 лет благополучно стоит на своем месте, так что его изображения отличаются друг от друга лишь бытовыми деталями и костюмами пешеходов. Прежде его отличительной деталью был замыкавший бульвар с севера силуэт Страстного монастыря, но на картине 1958 года он уже отсутствует. Сейчас бульвар опознаётся прежде всего по своей прямизне и протяженности. Высокое здание у левого края картины стало еще выше, но в основе это усадебный дом XVIII века — для него, как и для бульвара, 1812 год остается одной из самых ярких страниц биографии. Ну и, конечно, Пушкин, конечно — Есенин и, конечно, уличные бои 1917 года, о которых напоминает мемориальная доска легендарным товарищам Жебрунову и Барболину на правой стороне бульвара.

Патриаршие пруды

Слева: Картина художника Александра Дейнеки «Патриаршьи пруды». 1946 год. Справа: Москва. Каток на Патриаршьих прудах. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Картина художника Александра Дейнеки «Патриаршьи пруды». 1946 год. Справа: Москва. Каток на Патриаршьих прудах. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Патриаршие пруды — также один из адресов, узнающихся с первого взгляда, несмотря на то что и деревья, и дома стали большими. Как известно пруд, традиционно именующийся «прудами», на самом деле один, неповторимый — несколько их было в XVII веке, когда здесь разводили породистую рыбу для патриаршей кухни. Картина Дейнеки повествует о контрастах военного времени, когда тревожный силуэт аэростата, напоминающий об опасности скорого ночного авианалета, соседствует с обычными детскими играми на льду пруда. Видимый на фотографии дом с белыми колоннами — памятник той же эпохи, так называемый Генеральский дом, выстроенный к 1945 году для квартир советских военачальников.

Москва-река

Слева: Картина художника Алексея Боголюбова «Река Москва». 1887 год. Справа: Москва. Вид города с набережной Москвы-реки. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Картина художника Алексея Боголюбова «Река Москва». 1887 год. Справа: Москва. Вид города с набережной Москвы-реки. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Москва обзавелась набережными много позже иных европейских столиц — до начала ХХ века многие участки речных побережий в центре города оставались выгонами, буераками или были занимаемы фабричными постройками. На картине мы видим мощеный деревом проезд по дамбе вдоль Крымского луга (нынешняя Крымская набережная) и относительно вольные берега на месте нынешних Пречистенской набережной и Стрелки (ныне отмеченной кирпичными корпусами фабрики «Красный октябрь»). Существующая застройка Пречистенской набережной в значительной степени сложилась в наше время, она довольно сдержанна, но этим достигается единство простых предреволюционных построек и функциональной новой архитектуры.

Крутицкое подворье

Слева: Крутицкий монастырь. Литография XIX века из собрания Э. В. Готье-Дефайе. Справа: Москва. Крутицкое подворье. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Крутицкий монастырь. Литография XIX века из собрания Э. В. Готье-Дефайе. Справа: Москва. Крутицкое подворье. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Когда-то Крутицкое подворье было представительством митрополитов Подонской епархии, владевшей огромными территориями вдоль реки Дон. Комплекс из палат и храмов, строившийся с конца XV по конец XVII века — не монастырь, а парадная резиденция, скорее сравнимая с Ростовским кремлем, который на самом деле не кремль-крепость, а роскошная митрополичья усадьба. Крутицкий комплекс сохранился не полностью — в XIX веке, когда его занимали казармы, часть строений была разобрана или изуродована. Но благодаря мастерству советских реставраторов центральная часть комплекса с собором и знаменитым теремком над воротами выглядит, как и 300 лет назад.

Улица Моховая

Слева: Москва. Гравюра Ф. Лорие по рисунку Ж. Делабарта. Вид Моховой и дома Пашкова в Москве. 1798 год. Справа: Москва. Моховая улица. Дом Пашкова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Гравюра Ф. Лорие по рисунку Ж. Делабарта. Вид Моховой и дома Пашкова в Москве. 1798 год. Справа: Москва. Моховая улица. Дом Пашкова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

С одной стороны, вид узнаваемый: Моховая, Пашков дом, купола в перспективе. Но, во-первых, купола совсем не те — на картине еще отсутствует храм Христа Спасителя, а на его месте видна стоявшая ближе, на углу Волхонки и Знаменки, церковь Николы Стрелецкого. Исчезла также изображенная справа от дворца церковь Михаила Малеина. И наконец, исчез великолепный сад, окруженный выразительной оградой с фонарями на круглых столбах. Сад занимал склон холма, а склон в ту пору был шире, оттого что Моховая была уже. Если приглядеться, то можно также заметить, что башня-бельведер на крыше Пашкова дома была рельефнее: колонны меж ее окнами были не плоскими как сейчас, а объемными — декор дворца был несколько упрощен после пожара 1812 года.

Иверские ворота

Слева: Москва. Иверские ворота. Картина «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». А. Васнецов, 1926 год. Справа: Москва. Кремль. Иверские ворота. Пересечение улиц Манежная и Воздвиженка. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Иверские ворота. Картина «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». А. Васнецов, 1926 год. Справа: Москва. Кремль. Иверские ворота. Пересечение улиц Манежная и Воздвиженка. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Площадь Революции и прилегающие к ней пространства некогда были совсем не такими плоскими, как ныне — здесь пролегала сложно устроенная долина реки Неглинки, с ее мостами, запрудами, плотинами и мельницами. По обе стороны речного партера поднимались великолепные башни и купола Кремля, Китай-города и Занеглименья — сейчас этот партер занимает огромный объем гостиницы «Москва», а от прежнего ряда архитектурных вертикалей остались лишь некоторые, разделенные более поздними постройками. На современной фотографии мы видим Собакину башню Кремля (справа) и воссозданные в 1990-е Иверские ворота. А на рисунке Васнецова, воспроизводящем ситуацию XVIII века, присутствует еще и богато изукрашенная, похожая на европейскую ратушу башня Главной аптеки, выстроенная тщанием Петра Великого. Памятник был снесен в 1874 году из патриотических соображений: на его месте выстроено здание Исторического музея.

Красная площадь

Слева: Москва. Красная площадь. Вид на Кремль и собор Василий Блаженного. Ф. Алексеев, 1801 год. Справа: Москва. Красная площадь. Спасская башня и собор Василия Блаженного. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Красная площадь. Вид на Кремль и собор Василий Блаженного. Ф. Алексеев, 1801 год. Справа: Москва. Красная площадь. Спасская башня и собор Василия Блаженного. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Красная площадь, на наше счастье, не сильно изменилась с 1801 года. Жизнь ее, разве что, прежде была оживленнее: не только каток и фотосессии, но и все пестрое разнообразие центрального городского рынка. Слева еще присутствует аркада старых торговых рядов, стоявших на месте нынешнего ГУМа, справа — ров у кремлевской стены, на самом деле более широкий, занимавший не менее трети пространства нынешней площади. Занятно также, что меж Лобным местом и храмом Василия Блаженного умещается еще одна линия каменных торговых рядов, как видно — трехэтажных, но кажущихся крохотными на фоне огромного собора.

Улица Тверская

Слева: Москва. Улица Горького (Тверская). А. Герасимов, 1958 год. Справа: Москва. Тверская улица. Вид на здание Правительства Москвы и Кремль. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Улица Горького (Тверская). А. Герасимов, 1958 год. Справа: Москва. Тверская улица. Вид на здание Правительства Москвы и Кремль. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Тверская улица не изменилась с 1958-го, как известно главные перемены она пережила на 20 лет раньше. Улицу расширяли показательно, уделяя особое внимание театральным эффектам: ряд домов слева строился позади старых 2–4-этажных зданий, потом они были взорваны с расчетом на то, что новый город внезапно явится взорам из оседающей пыли старого. Тем не менее улица сохранила московскую многослойность: внутри советских построек до сих пор находят стены древних палат и усадеб. Стоящее справа здание Моссовета (Мэрии) также хранит интерьеры надстроенного дворца губернатора Чернышёва, построенного при Екатерине Великой из кирпича крепости Белого города и передвинутого при расширении улицы на 13 метров. Также стоит обратить внимание на разницу масштаба замыкающих улицу кремлевских башен на рисунке и на фото — фотография отражает реальное положение дел, но картина тем не менее более близка к истине: человеческий глаз выделяет более важные детали, даже если они расположены на большом расстоянии.

Пушкинская площадь

Слева: Москва. Вид на здание газеты «Известия» и Пушкинскую площадь. Е. Биткин, картина «Москва зимняя», 1969 год. Справа: Москва. Тверская улица. Вид на здание газеты «Известия», кинотеатр «Россия» и церковь Рождества Богородицы. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Вид на здание газеты «Известия» и Пушкинскую площадь. Е. Биткин, картина «Москва зимняя», 1969 год. Справа: Москва. Тверская улица. Вид на здание газеты «Известия», кинотеатр «Россия» и церковь Рождества Богородицы. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

На первый взгляд кажется, что Пушкинская площадь мало изменилась: мы видим знакомые очертания кинотеатра «Россия», шатры церкви Рождества в Путинках и квадратные часы на стене конструктивистского здания «Известий». Только часы затенены новым корпусом, появившимся в 1975 году на месте зеленого трехэтажного домика (на картине — за афишною тумбой). При внешней простоте дом являлся московской легендой — его называли домом Фамусова, так как в нем одно время жила двоюродная сестра Грибоедова Софья, прототип Софьи Фамусовой в «Горе от ума». Дом сносили, несмотря на протесты московской интеллигенции, и память о том, что на этом месте произошло злодеяние, жива и поныне.

Новодевичий монастырь

Слева: Москва. Новодевичий монастырь. И. Вейс, 1852 год. Справа: Москва. Новодевичий монастырь. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Новодевичий монастырь. И. Вейс, 1852 год. Справа: Москва. Новодевичий монастырь. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Панорама Новодевичьего монастыря остается неизменной веками и это один из поводов признания комплекса памятником ЮНЕСКО, то есть культурным достоянием общечеловеческого масштаба. В центре монастыря стоит пятиглавый Смоленский собор, возведенный в XVI веке. Окружающие его постройки — башни, увенчанные ажурными «коронами», несколько храмов и замечательно стройная колокольня — построены царевной Софьей, вскоре ставшей узницей возведенной ею обители. Строительством шедевра заведовал фаворит Софьи, светлейший князь Василий Голицын, отработавший здесь каноны нового проевропейского стиля, после его опалы не вполне справедливо получившего название «нарышкинского барокко».

Дом Моссельпрома

Слева: Москва. Нижнекисловский переулок. Фрагмент картины В. Степановой «Здание Моссельпрома с рекламой Владимира Маяковского», 1924–1925 годы. Справа: Москва. Нижний Кисловский переулок. Здание Моссельпрома. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Слева: Москва. Нижнекисловский переулок. Фрагмент картины В. Степановой «Здание Моссельпрома с рекламой Владимира Маяковского», 1924–1925 годы. Справа: Москва. Нижний Кисловский переулок. Здание Моссельпрома. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Сейчас знаменитый дом Моссельпрома выглядит так же, как и в 1920-е, но еще недавно картина была иной. Знаменитая реклама, сочиненная и нарисованная по эскизам Маяковского, Родченко и Степановой на глухом торце здания, существовала недолго и была известна лишь по черно-белым фотографиям. Теперь она замечательно восстановлена: мы видим, что пищевая пирамида правильного советского питания зиждется на шоколаде и конфектах, выше следуют пиво-воды и печенье (пиво на рисунке абстрактное, без фантика, но источники сообщают, что здесь пропагандируется знаменитая марка «Друг желудка»), и надо всем — дрожжи и папиросы. То есть конфекты съешь сам, «Другом желудка» поделись с другом, а дрожжи отдай врагу.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100