Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

В погоне за северным сиянием

Как поймать северное сияние? Можно ли воспитать в себе фотографический вкус? Как не переборщить с фотошопом и скоро ли смартфоны заменят нам профессиональные камеры? Об этом и о многом другом Strana.ru поговорила с профессиональным фотографом и популярным блогером Дмитрием Чистопрудовым.

— Дмитрий, судя по тэгам в вашем «Живом журнале», вы объездили всю Россию. Как вы сами для себя определяете, понравился вам регион или нет: по своим ощущениям в поездке или по тому, какие фотографии получаются на выходе?

— Скорее, по ощущениям. И так как холод я люблю больше, чем жару, всегда тянет в те места, где погодные условия поэкстремальнее.

Дмитрий Чистопрудов. Фото из личного архива. Strana.Ru
Дмитрий Чистопрудов. Фото из личного архива

— Вы много раз были на Кольском. Насколько он экстремален? Едут ли туда только люди, которым, например, надоели Мальдивы, или полуостров привлекает в большей степени истинных искателей приключений?

— На самом деле там все не так сложно, как может показаться на первый взгляд: экстремальные условия, если захотеть, можно найти и на Алтае, и на Кавказе. На Кольском довольно неплохая инфраструктура, и если путешествовать на грамотно подготовленном автомобиле, то проехать можно почти везде. К тому же это всего два часа лёта от Москвы. Чтобы насладиться красотой севера, не надо делать визу и лететь, например, в Норвегию или устремляться в сторону далеких Якутска или Анадыря. Всего два часа — и вы в Кировске. Еще час — и на горном склоне в Хибинах. Резкая смена пейзажа и совершенно отличные от московских условия гарантированы.

Мурманская область. Хибины. Фото: Дмитрий Чистопрудов. Strana.Ru
Мурманская область. Хибины. Фото: Дмитрий Чистопрудов

— Вы же туда, помимо катания на доске, и за северным сиянием едете, так?

— На доске я там катался два раза, ну а северное сияние — это такой огромный жирный плюс к путешествию. Явление, которое не увидишь нигде, кроме Заполярья.

— А в Петербурге?

— Говорят, и в Москве пару раз было видно, но с тем, что можно наблюдать за Полярным кругом, это, конечно, не идет ни в какое сравнение.

Мурманская область. Северное сияние. Фото: Дмитрий Чистопрудов. Strana.Ru
Мурманская область. Северное сияние. Фото: Дмитрий Чистопрудов

— Что нужно для того, чтобы увидеть северное сияние? Существует ли какой-то определенный список условий, при которых это наверняка возможно?

— Во-первых, должна быть ночь — днем северное сияние не увидишь при всем желании. Во-вторых, правильное место, то есть в нашем случае — Заполярье. В-третьих, в этот день должна быть достаточной солнечная активность: соответствующий прогноз отслеживается на специализированных сайтах, которые без труда можно найти в интернете. И небо обязательно должно быть чистым. Плюс деньги и удача, конечно. Без нее никуда.

— Как ваша техника выдерживает низкие температуры? Не подводит?

Съемка в условиях сорокаградусного мороза. Фото из личного архива. Strana.Ru
Съемка в условиях сорокаградусного мороза. Фото из личного архива

— У меня не так много фотоаппаратов побывало в экстремальных условиях, но одно могу сказать точно: не выдерживают аккумуляторы, которые очень быстро садятся и которые приходится менять буквально через каждые десять-пятнадцать кадров. А такого, чтобы сама камера заклинила и перестала снимать (даже в минус 44 градуса), у меня еще не было. Замерзают пальцы рук, отваливается нос, но камера остается в строю.

— Фотографом сейчас себя не называет разве что ленивый: зеркалки есть у многих. Как вы считаете, можно ли научиться фотомастерству в целом и в частности — научиться ловить кадр, если бог такого видения не дал?

— Самое главное — надо много снимать. Очень много. Практически бесконечно. И, конечно, смотреть на снимки выдающихся фотографов. Есть даже такое понятие — насмотренность. Может быть, звучит не по-русски, но суть отражает. Работы признанных зарубежных и отечественных фотомастеров могут в значительной степени воспитать вкус. Даже поход в Третьяковскую галерею — и тот способен обогатить фотовосприятие, позволяющее не скатиться в банальщину.

— А вы можете назвать тех, на чьи работы сами равняетесь?

— Это известные российские фотографы, например Сергей Горшков и Игорь Шпиленок. Очень люблю фотографии Дмитрия Зверева, в жанре репортажа отдаю предпочтение кадрам Сергея Максимишина и Дениса Синякова.

Мурманская область. Мурманск. Фото: Дмитрий Чистопрудов. Strana.Ru
Мурманская область. Мурманск. Фото: Дмитрий Чистопрудов

— Насколько допустима обработка фотографий? Это тоже вопрос вкуса — не переборщить с фотошопом?

— На обработку фотографий я трачу очень мало времени: от десяти секунд до минуты. В основном работаю в лайтруме: накидываю побольше контраста и чуть-чуть, сразу для всей серии фотографий, меняю цвета, чтобы люди были правильного цвета (улыбается). Порой выделяю все нужные мне кадры, используя для них одни и те же настройки, а потом просто смотрю, что надо подправить.

— Судя по некоторым вашим фотографиям и не скажешь. Кажется, такой красоты даже глаз не способен увидеть.

— Глаз — это самый идеальный оптический прибор в мире, и наши камеры пока не могут достичь результата, сравнимого с тем, что доступно с помощью зрения. Фотографией можно лишь попробовать передать увиденное под тем углом, под которым мы сами хотим. Путем изменения фокусного расстояния или, например, глубины резкости один и тот же город или один и тот же объект можно показать совершенно по-разному.

— Даже если это храм Василия Блаженного?

— Даже если это храм Василия Блаженного.

— То есть получается, что лимит на фотографирование классических видов неисчерпаем?

— Это как в музыке: кажется, что все мелодии уже написаны, но каждый год все равно появляется что-то новое. Так же и в фотографии.

— Вот, предположим, есть начинающий фотограф. Он без передышки снимает и регулярно посещает Третьяковку. Он хочет стать известным. Ему надо сначала заслужить уважение коллег, а уже потом выходить «в народ» или, если есть популярность, можно и без уважения обойтись?

— Каждый этот вопрос для себя по-своему решает. Кто-то снимает натюрморты: вазочки, кувшины и прочую посуду — и получает от этого удовольствие. Кто-то студийную эротику. А кто-то свадьбы. И у каждого есть своя платежеспособная аудитория — и это нормально. Но, как мне кажется, в творчестве очень важно найти определенную фишку, по которой люди тебя узнавали бы. Потому что есть фотографы, чьи работы похожи как две капли воды, а есть те, почерк которых узнаешь сразу, стоит лишь взглянуть на фотографию.

— С появлением кино театру прочили, что тот вскоре умрет. А умрет ли классическая фотография с появлением новых смартфонов, позволяющих одним прикосновением делать снимки, которые ничем, на первый взгляд, не уступают профессиональным?

— Думаю, какие-то области фотографии от этого действительно пострадают, но как класс и как индустрия классическая фотография не умрет. Будут уменьшаться размеры камер, и такие «динозавры», как те, на которые снимаю я, наверное, вымрут потихоньку. Уже сейчас появляются беззеркалки, которые в два раза меньше, легче и компактнее обычных, но при этом выдают тот же результат. Меня же, однако, они пока не устраивают в скорострельности, например, и в фокусировке. Ну а что касается смартфонов, то пока ни на одну съемку я не могу приехать с айфоном вместо камеры: не хватает ни качества, ни универсальности. И в ближайшие лет пять ситуация вряд ли изменится.

Мурманская область. Мурманск. Фото: Дмитрий Чистопрудов. Strana.Ru
Мурманская область. Мурманск. Фото: Дмитрий Чистопрудов

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100