Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Вулканический снег

Легендарный Эльбрус официально открыл горнолыжный сезон.

Горнолыжный курорт «Эльбрус» на прошедших выходных первым в России открыл сезон. В этом году — почти на три недели раньше, чем в прошлом. Уже работают все три очереди подъемника, от поляны Азау до станции «Гара-Баши», и отратрачены все трассы. Все произошло по плану и в срок, к тому же сбылись прогнозы погоды: 1 ноября гору укутал обильный снегопад.

«Эльбрус — единственное место в Европе, где к 5 ноября трассы практически в идеальном состоянии, а чуть в стороне лежит вполне катабельный пух, — оценивает помощник мэра Краснодара Владимир Вербицкий. На выходных он с друзьями ездил на открытие сезона. Несмотря на официальное заявление курорта о том, что будут работать все подъемники, кататься можно было только на двух очередях, но настроения это не испортило. — Праздник удался. Порадовали и цены: гостиницы еще не включили „режим пылесоса“, а ски-пассы стоили всего 1000 рублей. Температура комфортная, легкий морозец, солнце и отсутствие ветра. Лагман сытный, шашлык из барашка томится на шампуре, в заварнике настаивается травяной чай — и все это с видом на снежные горы и тысячелетние ледники. Классический эльбрусский сюжет. К тому же снег лежал до гостиницы, поэтому на борде приехал прямо ко входу».

Открытие сезона. Вид с Эльбруса в первые выходные ноября 2017 года. Фото: Владимир Вербицкий. Strana.Ru
Открытие сезона. Вид с Эльбруса в первые выходные ноября 2017 года. Фото: Владимир Вербицкий

Вообще ближе к вершинам можно кататься чуть ли не круглый год. В этом году официальный сезон был закрыт только 10 июля, но отдельных опытных лыжников можно было встретить и позже, ведь подъемники работают круглый год. Доехать до «Гара-Баши», а затем пройти пешком — в районе скал Пастухова на отметке 4500–4700 метров снег есть всегда.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Эльбрус — самая высокая гора России и Европы (5642 метра), если границу между Европой и Азией проводить по водоразделу Главного Кавказского хребта. Это стратовулкан, который в последний раз извергался еще до новой эры. По мнению вулканологов, этого недостаточно, чтобы считать его потухшим.

«К действующим вулканам относят извергавшиеся и проявлявшие фумарольную активность (выделявшие горячий газ и пар) в последние 3500 лет исторического периода, — объясняет вулканолог Владимир Кирьянов, доцент кафедры петрографии Санкт-Петербургского государственного университета. — Есть еще потенциально действующие: это те, которые хотя бы раз извергались от 3500 до 13500 лет назад. По этим критериям, самым высоким вулканом Евразии является не Ключевский, как это принято считать (4750 метров), а как раз Эльбрус».

В нулевых годах проводились последние исследования, согласно которым вулканическая активность в Эльбрусе присутствует и даже нарастает. Так что катание по его склонам не только греет душу, но и щекочет нервы.

Легенды и трассы

Впервые с Эльбруса на лыжах спустился советский фотограф-пейзажист и опытный лыжник Вадим Гиппенрейтер в 1939 году. Он проехал с одной из вершин, к тому моменту уже больше ста лет как покоренной, до «Приюта одиннадцати» на высоте 4130 метров. Здесь была самая высокогорная гостиница СССР со славной историей: ее даже захватывали и удерживали немецкие стрелки в 1942 году. Тогда на вершинах Эльбруса красовались фашистские знамена. В 1998 году «Приют» сгорел.

Эльбрус. «Приют одиннадцати». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Эльбрус. «Приют одиннадцати». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Эльбрус. «Приют одиннадцати». 1938—1941 гг. Фото: pstvora / pastvu.com. Strana.Ru
Эльбрус. «Приют одиннадцати». 1938—1941 гг. Фото: pstvora / pastvu.com

Эльбрус всегда интересовал прежде всего альпинистов, потому что это довольно простая гора для восхождения — ее можно покорить даже новичкам с первого раза. Многие проверяют здесь свои силы или готовятся к восхождению на более серьезные вершины. И именно здесь зарождался советский горнолыжный спорт. Эльбрус стал, как это теперь называется, всесезонным курортом.

Здесь много гостиниц, турбаз и кафе, раскиданных вдоль Баксанского ущелья. По нему прямо до нижней станции гондольного подъемника проложена автомобильная дорога. Этим летом ее частично разрушили сошедшие сели, которые заодно повредили и горнолыжные трассы. Но к началу сезона ее успели отремонтировать. Ближайшее к курорту село Терскол находится от него в нескольких километрах.

«Эльбрус подходит для любого вида катания, — уверяет немка Элизабет Паль, гид и инструктор, живущая в Терсколе 27 лет. — У нас не очень сложные трассы, поэтому тут можно учиться с нуля и потом совершенствоваться. Огромные возможности для внетрассового катания, причем всех уровней. Рядом есть Чегет, он сложный, для опытных. А на Эльбрусе можно и новичкам свернуть с трассы. Только не в одиночку, конечно. Чтобы кататься во фрирайде, надо быть не лучше, а ответственнее: взять гида, лавинное снаряжение, знать, как им пользоваться. Не все это понимают».

Эльбрус — гора не только очень высокая, но и весьма крутая. Три очереди подъемника идут от поляны Азау на высоте 2350 метров от уровня моря до станции Гара-Баши (3847 метров). Ее еще называют «Бочки». Это высшая официальная точка курорта, а также приют для альпинистов, которые, собираясь на вершину Эльбруса, переживают тут акклиматизацию.

Эльбрус. Приют «Бочки». Польские альпинисты. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Эльбрус. Приют «Бочки». Польские альпинисты. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

«Бочки» так называются потому, что это железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки нефти. Внутри это небольшие комнаты с кроватями и столами. Они стоят тут с 80-х годов.

До недавнего времени сюда можно было заехать только на старенькой канатке с деревянными одинокими стульчиками. Ехала она 15 минут, и к концу путешествия лыжник нередко превращался в сосульку.

Несколько лет назад за курорт взялись «Курорты Северного Кавказа», и в декабре 2016 года от «Мира» до «Гара-Баши» пролегла новая гондольная канатная дорога. Она одна из самых высокогорных в Европе — сразу после подъемника на швейцарском горнолыжном курорте Церматт, ведущего на пик Кляйн Маттерхорн с высотой 3883 метра. И это огромные изменения по сравнению с предыдущими десятилетиями. Они дают надежду на развитие. Потому что главный минус курорта в том, что, несмотря на высоту и ширину этого гиганта, с официальными трассами здесь не очень. Их, прямо скажем, очень мало. А если совсем честно, то одна.

Эльбрус. Канатная дорога. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Эльбрус. Канатная дорога. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Открытие сезона — 2017. Запись с веб-камеры. Фото: пресс-служба АО «Курорты Северного Кавказа». Strana.Ru
Открытие сезона — 2017. Запись с веб-камеры. Фото: пресс-служба АО «Курорты Северного Кавказа»

«На Эльбрус ездят, потому что это Эльбрус, — говорит лыжник Сергей Троепольский, который катается в этих краях уже 16 лет. — Только здесь можно увидеть весь Кавказ сверху, можно забраться выше всех рядом стоящих вершин. Прикоснуться к легенде. К тому же это дешево, дешевле Европы, Красной Поляны, Шерегеша. Хотя зачем сравнивать с Шерегешем, ведь там лесистые холмы, а Эльбрус — настоящие опасные горы».

Официальных схем трасс Эльбруса не существует, потому что там нечего показывать: кататься можно в зоне под подъемником. Общая протяженность трасс — 9 километров, перепад высот на них 1497 метров. За это межсезонье были проведены работы по расширению узких участков трасс. Это немаловажно: туристы не раз жаловались, что в некоторых местах буквально создается «пробка» из лыжников и сноубордистов. Все равно что автомобилю протиснуться на однополосную дорогу с широкого шоссе. С этого года, обещают владельцы, с этим станет намного лучше.

К тому же в планах расширять ареал катания, добавлять ответвления от трасс. Еще в том году появились варианты маршрутов. «Съехать с „Мира“ можно двумя способами, а не одним, как было раньше, — рассказывал предприниматель из Краснодара Евгений Жуков. — В одном узком месте на „Кругозоре“ было столпотворение, потому что там „горлышко“ 3 метра шириной. А теперь это место можно объехать».

Эльбрус ценят за невысокую стоимость катания: здесь можно отдохнуть намного дешевле, чем на других популярных курортах России. Впрочем, после ремонта и обновления подъемников, цены на ски-пассы возросли и в итоге не сильно уступают той же «Роза Хутор» в Сочи. Так, в зимнем сезоне 2017/2018 день катания на Эльбрусе (9 километров трасс, напомним) обойдется в 2300 рублей (в новогодние праздники дороже), а «Роза» за свои 100 километров «просит» 2650 рублей в день.

Впрочем, пока на Эльбрусе действует тариф «Ноябрьский» с возможностью кататься на отрезке от Азау до «Мира» за 1000 рублей в день. Кстати, надо отметить, что здесь нет единого ски-пасса: отдельно продаются билеты на две нижние очереди гондол и отдельно — на третью.

Эльбрус в ноябре 2017 года. Фото: Владимир Вербицкий. Strana.Ru
Эльбрус в ноябре 2017 года. Фото: Владимир Вербицкий

Есть приятные нововведения. Например, у подъемников внизу открыт новый современный пункт проката от магазина «Альпиндустрия». Стоимость лыжного и сноубордического комплектов фирм Salomon и Atomic — 1100 рублей в день.

Появилась учебная зона «Saby Park» и удобная камера хранения с сушкой за 250 рублей в сутки.

Покорить Эльбрус

Тем не менее надо признать, что оценивать курорт по схеме «цена-качество» пока еще не очень разумно, потому что качества там немного. Даже его поклонники не забывают упомянуть, что это «очень специфическое место» — со своими традициями и менталитетом, которые не всем могут прийтись по душе.

«Еда сытная и очень вкусная, — говорит предприниматель Сергей Целоусов из Сочи. — Местные жители давно научились приятно себя вести, хамства я не помню. Да, не блещет комфортом жилой сектор, и, наверное, место на любителя. Но те, кто считает, что это „совок“, видимо, на Домбае не были. Зато там можно душевно отдохнуть, да и подъемники с трассами отличные. Что напрягало, так это отсутствие нормального тротуара и стоянки. Сплошной лед. Пока дойдешь от подъемника до паркинга, можно убиться. А там хаос».

Главный плюс Эльбруса — его длинный, почти непрекращающийся сезон и возможности для внетрассового катания, которые почти безграничны. Один спуск можно растянуть не на 9, на 14 километров.

Эльбрус. Высокогорный отель «LeapRus 3912». Фото: Екатерина Макаркова / Strana.ru. Strana.Ru
Эльбрус. Высокогорный отель «LeapRus 3912». Фото: Екатерина Макаркова / Strana.ru

Сложность его — в акклиматизации, которую проходят все почти без исключений. Самая нижняя точка курорта — поляна Азау — находится на высоте 2350 метров, то есть там, где у других курортов России стоят верхние станции подъемников. И несколько спусков туда с 3500 метров не пройдут бесследно для организма. Местные называют это «схватить горняшку» — горную болезнь, связанную с нехваткой кислорода. Более всего подвержены ей альпинисты, которые ежедневно берут новую высоту. Но они, как правило, знают об этой опасности и относятся к ней серьезно, для чего и живут на «Бочках» по три дня, совершая небольшие вылазки на скалы Пастухова.

Приэльбрусье. Поляна Азау. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Приэльбрусье. Поляна Азау. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Кабардино-Балкария. Терскол. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Кабардино-Балкария. Терскол. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Неопытные горнолыжники, приехавшие кататься и пить вино, могут пострадать серьезно. Физическое напряжение, усталость, частая смена высоты могут вызвать головные боли, тошноту, да и много всего неприятного вплоть до потери сознания и отека легких.

«Я фрирайдер, езжу на Эльбрус лет пять, и никогда не катаю без местных ребят, например без Лизы Паль, — говорит Евгений. — Мы с умом подходим к высоте: бережем силы и делаем все в два раза медленнее, чем обычно. Опытных сразу видно: мало говорят, мало двигаются. И полно тех, кто о высоте даже не задумывается. На скалы Пастухова можно подняться на ратраке. Так вот половина из тех, кто приезжает, на этом же ратраке уезжает обратно — ехать они не в состоянии».

Эльбрус вообще опасен. Ежегодно там погибает около 20 человек. В основном альпинистов, но и горнолыжников немало, особенно засыпанных лавинами. «Это очень лавиноопасное место, — подтверждает Сергей Веденин, инструктор по лавинной безопасности, проработавший в МЧС на Эльбрусе несколько лет. — За кем мы только не ездили! Люди лезут кататься вне трасс без элементарных знаний о том, как там себя вести. Спускают лавины на других, сами в них попадают… А по статистике — не отвлеченной, а той, что мы сами вынесли из нашей работы,  — человек в лавине живет 20 минут. Когда кто-то пропал в лавине, живым его уже не найти».

Покорить такую гору, бросить себе вызов захочется многим. Здесь есть для этого все возможности. В Терсколе все довольно дешево по горнолыжным меркам. Можно снять квартиру за 1500 рублей в день, пообедать до отвала хычинами за смешные деньги, взять в новом прокате лыжный комплект за 1000 рублей в сутки. Цена поездки не идет ни в какое сравнение с той же Красной Поляной или Шерегешем, не говоря уже о европейских курортах. А эмоций до предела. Правда, страдает качество и вообще уровень комфорта, привычный жителю центральных городов. Здесь все просто, несовременно и по-кавказски. Не каждому подходит, но кто-то влюбляется на всю жизнь.

Очередь в кассу на открытие сезона-2017 на Эльбрусе. Фото: пресс-служба АО «Курорты Северного Кавказа». Strana.Ru
Очередь в кассу на открытие сезона-2017 на Эльбрусе. Фото: пресс-служба АО «Курорты Северного Кавказа»

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100