Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Сдвиг пространства: Петербург как декорация для «Дуэлянта»

Готический, почти комиксовый визуальный ряд фильма «Дуэлянт» становится приглашением на экскурсию по заброшенным дворцам Петербурга, затаившимся в двух шагах от открыточных достопримечательностей.

«Вы прибыли в Петербург недавно, а уже застрелили пять особ!» — укоряет главного героя кинокартины «Дуэлянт» меланхолический глава офицерского собрания. К концу фильма количество застреленных особ неуклонно увеличивается, неотразимый «господин Яковлев» все оправдывает ожидания зрителя, а самым большим сюрпризом оказывается место действия истории. Да, это настоящий Петербург, но такого города мы еще не видели. Можно сказать, что это Петербург в стиле стимпанк, реальный и фантастический, настолько же викторианский, насколько «достоевский». Готический, почти комиксовый стиль «Дуэлянта» становится приглашением на экскурсию по заброшенным дворцам, затаившимся в двух шагах от открыточных достопримечательностей.

Сюр-Петербург

Итак, непобедимый стрелок с подставной фамилией Яковлев, мрачный красавец в шрамах и татуировках, за хороший гонорар сеет смерть среди представителей столичного высшего общества. Пространство, в котором происходят переговоры, свидания и поединки, завораживает своей двойственностью: вроде бы знакомые места, но что с ними произошло? Изумляют даже суперпопулярные атланты Нового Эрмитажа — узнать их легко, но глазам поверить трудно: атланты получили подкрепление в виде второго яруса с балконом. По-прежнему держат небо на каменных руках, но уже в два ряда. Новый Эрмитаж «сыграл» здание дворянского собрания, где происходит действие ключевых массовых сцен. Подъезд с реальными атлантами ведет в полностью придуманное, фантастическое внутреннее пространство.

Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Strana.Ru
Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год

Самое сильное наваждение «дополненной» петербургской реальности появляется в кадре несколько раз, и каждый раз в новом месте или с нового ракурса. За спинами героев периодически появляется строящийся мост то ли через Неву, то ли через какой-то канал — он возникает в перспективе улицы, по которой уезжают герои, и мгновенно действует на воображение зрителя, пытающегося опознать фантом. Не мучайтесь, такого моста в Петербурге нет и не было, хотя его призрак теперь вполне возможен.

События «Дуэлянта» происходят в 1860 году. Авторы фильма говорят, что визуальный образ города основан на историческом событии — наводнении, которое только что случилось и сделало петербургские улицы похожими на морское дно во время отлива. Правда, согласно городской хронике, три более-менее крупных наводнения случились позже, но это не важно. Мы видим город без дна, без мостовой — воплощение «болот», давно ставших вторым названием Петербурга. Набережные, дворцы, рынки, каналы вырастают из воды и грязи. Грязь, как утверждают создатели фильма, настоящая, специально собранная и разлитая на радость всем, кто устал от открыточных видов «северной Венеции».

Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Strana.Ru
Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год

На этих сюрреалистических болотах выделены три реальные точки — настоящие дома, отданные вымышленным героям. Они располагаются в центре туристического Петербурга — или в закоулках центра — и при желании доступны для посещения. По иронии судьбы, все они относятся к Петербургу блистательному, но заброшенному.

Баронские руины

Пристанище главного героя выглядит так же великолепно и мрачно, как и сам «дуэлист» Яковлев, заколдованный от пули алеутскими шаманами и восстанавливающий свою дворянскую честь. Полуразрушенное палаццо с огромными перегороженными залами, фресками, ветхой лепниной и облезлым паркетом похоже на фантазию художника, однако существует на самом деле. Это особняк барона Штиглица на Английской набережной, за Благовещенским мостом.

Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Бальный зал особняка барона А.Л.Штиглица. Strana.Ru
Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Бальный зал особняка барона А.Л.Штиглица

Английская набережная — старейший и самый фешенебельный квартал Петербурга. Новые хозяева старинных особняков используют их как могут, хотя справиться с ними способны далеко не все: историческая ценность застройки так же велика, как необходимые затраты на реставрацию. Поэтому особняк Штиглица, будучи архитектурным памятником федерального значения, много лет стоял в запустении, даже без отопления, пока на его восстановление не было средств и сил. Сейчас наконец начат активный этап реставрации, которая по планам закончится к концу 2017 года. Так что попасть внутрь особняка, скорее всего, пока невозможно. Но и снаружи очевидно, что определение «особняк» — слишком скромное для такого здания. Барон Александр Людвигович Штиглиц выстроил для своей семьи настоящий дворец.

Санкт-Петербург. Особняк барона А. Л. Штиглица. Фото: Владимир Макеев / Фотобанк Лори. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк барона А. Л. Штиглица. Фото: Владимир Макеев / Фотобанк Лори

Банкиры Штиглицы, немцы на службе России, купили два соседних дома на набережной в 1830 году. С начала XVIII века там поменялось много владельцев: русские и иностранные купцы, придворные, чиновники, корабельный мастер, даже выдающийся мастер барочного зодчества Савве Чевакинский. В 1850-х усилиями архитектора Александра Крокау стены старых домов были превращены в резиденцию, не уступающую императорским усадьбам.

Интересно, что с царской фамилией Штиглицы были связаны напрямую: не имея собственных детей, они удочерили внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича. (По легенде, рожденного фрейлиной младенца в корзине подбросили Штиглицам на дачу, под кусты сирени.) После смерти Александра Людвиговича его дом на Английской набережной стал императорским вполне официально — усадьбу купил великий князь Павел Александрович Романов, дядя последнего царя и отец будущего убийцы Распутина. Правда, семейные драмы и сложности помешали новому хозяину всерьез и надолго обосноваться в Ново-Павловском дворце (так стали называть особняк Штиглица). В 1917 году Павел Александрович продал его Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Дальше, как говорится, все изменила революция. В 1918 году великий князь был расстрелян во дворе Петропавловской крепости, а дом на набережной национализировали. Хозяева опять много раз поменялись: детский дом, проектный институт ВМФ, школа. Только в 1988 году особняк решили музеефицировать, но реставрация отложилась на десятилетия.

Еще в начале 1860-х годов свежие интерьеры дома Штиглица были подробно зарисованы придворным художником Луиджи Премацци. По его акварелям и работам других художников мы можем оценить сегодняшнюю сохранность залов — как ни странно, при общей разрухе многое вполне узнаваемо. В том числе залы, которые использованы в «Дуэлянте». Кабинет и оружейная комната Яковлева — это столовая Штиглицев, огромный бальный зал — место первой дуэли. Концертный зал с мраморными барельефами великих композиторов появляется в сцене операции после другой дуэли, когда из героя вынимают пулю, и в сцене любовного свидания. Естественная разруха выглядит даже романтически.

Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Музыкальный зал особняка барона А.Л.Штиглица. Strana.Ru
Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Музыкальный зал особняка барона А.Л.Штиглица

Реальность пустых дворцовых пространств тоже дополнили, в том числе живописными фресками. Настоящая коллекция картин Штиглица сейчас перемещена в хранилища Эрмитажа. Она должна вернуться в дом, когда завершится реставрация, то есть к концу 2017 года.

Балаган в академии

Штиглицы были не просто богатыми и удачливыми финансистами. Помимо огромного вклада в развитие российской банковской системы, бароны серьезно занимались разного рода благотворительностью. Александр Людвигович учредил в Петербурге Училище технического рисования — легендарное учебное заведение, в советские годы носившее имя Веры Мухиной, в обиходе известное как «Муха». Теперь училище снова носит имя Штиглица и зовется Художественно-промышленной академией.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори. Strana.Ru
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Два корпуса академии в Соляном переулке — собственно училище Штиглица и музей прикладного искусства при нем — по выразительности не уступают особняку на Английской набережной. Музейный корпус тоже вписался в сюжет «Дуэлянта», хотя узнать его трудно: часть двухъярусного Большого выставочного зала, похожего на внутренний двор под стеклянным куполом, превратилась в балаган для выступления «стреляющего рыцаря» и место одной из дуэлей. Пропорции зала на экране опять же изменились — его пол как бы приподняли вверх и устлали грубыми досками.

Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Балаган в Большом зале академии имени А.Л. Штиглица. Strana.Ru
Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Балаган в Большом зале академии имени А.Л. Штиглица

Точнее, к Музею прикладного искусства, который тоже основан Штиглицем и открыт для посетителей, зал относился изначально. Сегодня он отделен от музея, и попасть в него можно со специальной экскурсией, если повезет. Сейчас это особенно интересно, поскольку на галерее Большого зала выставлена гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря, подаренная Эрмитажу. Сам алтарь в Берлине реставрируется и будет недоступен до 2019 года.

Морг в оранжерее

Самый красивый кадр фильма сходу кажется нарисованным: зеркальный морг в странном помещении, пронизанном матовым светом. Однако это не декорация, а настоящий исторический объект, еще одна прекрасная петербургская руина — оранжерея при доме Брусницыных на Васильевском острове.

Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год. Strana.Ru
Кадр из фильма «Дуэлянт», режиссер Алексей Мизгирёв, 2016 год

Усадьба купцов Брусницыных располагается на Кожевенной линии, недалеко от Морского вокзала, в исторической промзоне на юго-западной оконечности Васильевского острова. Оранжерея с запыленными стеклами, рассеивающими свет, и потолком, прикрытом брезентом, — не самая удивительная часть усадьбы. Удивительно здесь все: и расположение, и остатки интерьеров, и легенда, вписавшая дом Брусницыных в вампирские хроники.

На Кожевенной линии, как можно догадаться, со времен Елизаветы стояли фабрики по выделке кож. Квартал совсем не парадный, близкий к вредному производству. Тем не менее сыновья тверского крестьянина Николая Мокеевича Брусницына, открывшего в Петербурге процветающее кожевенное производство, построили великолепный семейный дом именно здесь, при фабрике. Вернее, архитектор Анатолий Ковшаров перестроил уже существовавший дом начала XIX века, пристроил парадную лестницу и зимний сад с оранжереей, заново отделал залы и комнаты. Вплоть до 1990-х в усадьбе работала бывшая брусницынская фабрика (при советской власти она внезапно стала «имени А.Н. Радищева»), занимавшая исторические производственные корпуса, а сам дом использовался как административное здание. Обстановка во многом утрачена, но общий облик и яркие детали по-прежнему впечатляют: кариатиды на лестнице, мавританская кальянная комната, гостиная с чудом уцелевшей шелковой обивкой, неожиданные серпы и молоты в декоративных узорах на люстре (ими заменили вензеля бывших хозяев). Белая столовая с роскошной лепниной в стиле позднего Возрождения тоже появляется в кадре «Дуэлянта» — она стала залом Офицерского собрания.

Люстра в курительной комнате особняка Брусницыных на Кожевенной линии. Фото: Елена Ермакова / Фотобанк Лори. Strana.Ru
Люстра в курительной комнате особняка Брусницыных на Кожевенной линии. Фото: Елена Ермакова / Фотобанк Лори

Зеркало

В особняк Брусницыных можно отправиться с экскурсией, которые организует проект «Открытый город». Многие хотят туда попасть из-за легенды о зеркале Дракулы — невероятной, ничем не подкрепленной, но очень популярной. Якобы купцы Брусницыны, когда оформляли обновленный дом, купили в Италии красивое средневековое зеркало неизвестного происхождения. Его повесили в одном из залов, но зеркало никого не радовало, рождая смутные неприятные чувства у каждого, кто в него смотрелся. Когда в доме случилось несколько смертей, зеркало убрали, заодно внезапно выяснив его происхождение. Оказывается, раньше оно висело в усыпальнице графа Дракулы, чей прах каким-то образом очутился в Италии. Причем проклятье графа-упыря было таким сильным, что действовало и на советских людей: директор кожевенной фабрики имени Радищева опрометчиво разместил зеркало в кабинете, после чего пропал неизвестно куда. Само зеркало тоже исчезло. То, что висит в танцевальном зале над камином, не имеет к нему отношения.

Санкт-Петербург. Кожевенная линия. Васильевский остров.  Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Кожевенная линия. Васильевский остров. Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Эта история, скорее всего, придумана в позднейшее время любителями вампирской готики. Да и зачем вампиру зеркало, если он в нем не отражается? Исторический Дракула, валахский господарь Влад Цепеш, в сюжет тоже не очень вписывается. Однако совсем недавно появились сообщения о находке, которая рифмуется с легендой о зеркале Брусницыных: в Неаполе, в церкви Санта-Мария-Ла-Нова, нашлось надгробие с трансильванскими символами, которые традиционно связывают с Дракулой. Есть версия, что Влад Цепеш не погиб в бою, а бежал в Неаполь, где жила его дочь. Там он впоследствии умер и был тайно похоронен под знаком дракона и сфинксов.

Было ли при мертвом Дракуле зеркало, могло ли оно отравлять своим ядовитым влиянием Кожевенную линию Васильевского острова — никто уже не скажет. Легенда остается такой же сюрреалистической, как Петербург в истории дуэлянта Яковлева и преображенное кинохудожниками городское пространство.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100