Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Авиатарифы: каждому по потребностям

Из чего складываются авиатарифы? Почему слетать в Европу из Москвы дешевле, чем в Сибирь? Когда и как ловить спецпредложения? Об этом и о многом другом Strana.ru поговорила с экспертами от авиации и попыталась разобраться в вопросах, волнующих каждого авиапассажира.

Дама не сдавала в багаж

Ежегодно услугами российских авиакомпаний пользуются миллионы пассажиров, которые, согласно статистике, все чаще стали путешествовать по стране, и все реже — по загранице. Так, например, самыми популярными внутренними направлениями на ноябрьские праздники оказались Сочи, Симферополь, Минеральные воды, Краснодар и Санкт-Петербург.

Авиаперевозчики, в свою очередь, оперативно среагировали на изменение экономической ситуации и с 2015 года один за другим начали вводить безбагажные тарифы, чтобы предоставить пассажирам право самим выбирать стоимость билета, исходя из того, с каким багажом они путешествуют. Одной из первых в России безбагажный тариф ввела авиакомпания S7, примеру которой последовали «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр».

Аэропорт Сочи. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Аэропорт Сочи. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Теперь из большой пятерки российских авиакомпаний, куда, помимо S7, «ЮТэйр» и «Уральских авиалиний», входят «Россия» и «Аэрофлот», безбагажного тарифа нет только у последнего, но и «Аэрофлот», похоже, скоро включится в эту игру. У «Уральских авиалиний» безбагажный тариф называется «Промо», у S7 — «Эконом Базовый», а у «Ютэйр» — «Лайт». Выбрав один из них, пассажир, как правило, имеет право провозить только ручную кладь весом до 10 килограмм, а вот за место в багажном отделении придется доплачивать. Также при выборе такого варианта пассажиры должны помнить, что билет будет невозвратным, а внести в него изменения можно будет только за деньги.

Конечно, безбагажные тарифы, которые сегодня позволяют россиянам сэкономить на некоторых направлениях до двух тысяч рублей, не есть изобретение отечественных авиакомпаний: такие тарифы уже давно применяются в Европе. Платный провоз багажа, невозможность вернуть билет, а также дополнительная плата за изменение даты вылета — все это, по сути, опыт многочисленных европейских лоукостеров, у которых такая схема отработана уже давно.

Аэропорт Улан-Удэ. Самолет авиакомпании S7. Фото: Мария Мясникова. Strana.Ru
Аэропорт Улан-Удэ. Самолет авиакомпании S7. Фото: Мария Мясникова

К слову, почти повсеместное введение безбагажных тарифов многие специалисты объясняют в том числе попыткой противостоять бюджетной авиакомпании «Победа». Несмотря на то что у S7 и «ЮТэйр» цены по-прежнему остаются выше, чем у самого известного российского лоукостера, низкие тарифы последнего — это, скорее, маркетинговый ход. Так, количество «победных» дешевых билетов ограничено, а вот билеты на места по безбагажным тарифам других авиакомпаний можно купить в любой момент и в неограниченном количестве.

Из чего складывается тариф?

Статистика Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта между тем говорит о том, что крупнейшие российские авиакомпании несут на внутренних перевозках многомиллиардные убытки и что пассажиропоток упал в 2016 году почти на 15%. «Если смотреть в целом по отрасли, то вся гражданская авиация России сократила пассажиропоток на 2-3%, — пояснили сайту Strana.ru в авиакомпании «Уральские авиалинии». — Авиакомпании первой пятерки, куда входим и мы, продемонстрировали в целом по компании прирост пассажиропотока в 15-17%. При этом мы по своей работе можем сказать, что на 30% снизилось количество пассажиров на международных рейсах, но примерно на столько же или даже больше выросло количество пассажиров на внутрироссийских рейсах».

Фото: Пресс-центр аэропорта «Внуково». Strana.Ru
Фото: Пресс-центр аэропорта «Внуково»

Простым пассажирам тем временем остается непонятно почему слетать из Москвы в Европу (четыре часа на запад) нередко выходит дешевле, чем, например, на Алтай (четыре часа на восток). Вопрос ценообразования в этой ситуации, по словам авиаэкспертов, зависит не только от расстояния полета. Нужно учитывать и существующую экономическую конъюнктуру, и количество конкурентов, и спрос на то или иное направление. Кроме того, полеты за рубеж из России, например, освобождены от уплаты НДС, тогда как на внутрироссийских перелетах авиакомпании такой сбор обязаны платить.

«Тариф на авиабилет, как и тариф на любую другую транспортную услугу, складывается из множества факторов: стоимости авиационного топлива, платежей за лизинг воздушного судна, обслуживания в аэропорту, аэронавигационных сборов, амортизации, расходов на работу персонала и многого другого, — рассказали сайту Strana.ru в авиакомпании «Уральские авиалинии». — Изменение любого из этих факторов может оказать влияние на себестоимость продукта, а значит, и конечную стоимость для пассажира. Например, наиболее ощутимы затраты на авиакеросин и валютные лизинговые платежи».

Аэропорт Ростова-на-Дону. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Аэропорт Ростова-на-Дону. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Но нет худа без добра: согласно официальным данным, стоимость авиабилетов внутри страны сегодня вернулась к докризисному уровню 2013 года. В «Уральских авиалиниях» поясняют: «Можно сказать, что сейчас на рынке нет роста среднего тарифа, он вырос с начала года всего на 2-3%, тогда как даже официальная инфляция в России прогнозируется на уровне свыше 5%». По мнению экспертов, это стало возможным в том числе и благодаря внедрению большинством авиакомпаний гибких тарифов. А чтобы вернуть еще больше пассажиров в небо, авиаперевозчики все чаще стали проводить всевозможные акции и распродажи, позволяющие пассажирам сэкономить на перелете.

Поймай меня, если сможешь

В авиакомпаниях уверены: проведение распродаж и акций — необходимая и эффективная мера для того, чтобы получить лояльного пассажира, быстро заполнить рейс и иметь хорошую глубину продаж. Кроме того, перевозчики стремятся обеспечить заполняемость собственных рейсов, поэтому готовы снижать стоимость своих услуг, тем самым делая перелет более доступным.

Аэропорт Домодедово. Зал регистарции. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Аэропорт Домодедово. Зал регистарции. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Почему же лететь из одного дальневосточного города до другого дальневосточного города через Москву оказывается зачастую дешевле? Во-первых, трансферные перелеты (со стыковкой в Москве) всегда дешевле, чем прямые. Прямой перелет удобнее и комфортнее для пассажира, и за это удобство он платит больше, чем за полет со стыковкой. «Во-вторых, на перелете между двумя дальневосточными городами пассажиропоток может быть недостаточным для того, чтобы выполнить рейс без убытка по минимальному тарифу, — продолжают мысль в «Уральских авиалиниях». — Авиакомпания с большей вероятностью найдет пассажиров из одного дальневосточного города до Москвы и потом из Москвы до другого дальневосточного города».

Значительно сэкономить на перелете позволяют и спецпредложения, появление которых редко отличается предсказуемостью. Так, почти невозможно заранее предсказать, какая авиакомпания, на каком направлении выступит со своим спецпредложением, в какие сроки акция будет проведена и какой будет стоимость билета. С уверенностью можно сказать лишь одно: авиакомпании проводят такие акции регулярно и поймать спецпредложения вполне по силам всем заинтересованным в приобретении билета по минимальной цене.

«Например, перед ноябрьскими праздниками мы провели продажу билетов по уникальным выгодным тарифам, — рассказали сайту Strana.ru в «Уральских авиалиниях». — Безусловно, существуют и сезонные предложения. Например, наша компания всегда проводила в феврале распродажу билетов на летние каникулы. Пассажиры привыкли к ней и очень ее ждут». Самый же легкий способ быть в курсе всех акций и скидок — это подписаться на рассылку авиакомпаний и следить за их новостями, например, в социальных сетях.

Горно-Алтайск. Вид из самолета. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Горно-Алтайск. Вид из самолета. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Не стоит забывать и о специальных тарифах, которые существуют у большинства авиаперевозчиков. Так, правом на приобретение авиабилета по специальному тарифу в нашей стране могут воспользоваться граждане России до 23 лет, женщины в возрасте от 55 лет и мужчины от 60 лет, а также инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица и инвалиды с детства II или III группы.

Многие специалисты полагают, что с введением авиакомпаниями гибких тарифов часть пассажиров, которые раньше выбирали железную дорогу, теперь начали активно приобретать безбагажные билеты. Однако, по всей видимости, недостаточно активно: статистика говорит о том, что после закрытия некоторых международных направлений и значительного снижения доходов в поездках по стране россияне по-прежнему предпочитают самолетам поезда.

Rambler's Top100