Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Топ-5 маяков Крыма

Сегодня в Крыму насчитывается около 90 маяков. Старые и новые, работающие и нет, живые и автоматические. Точную цифру назвать сложно, однако среди всех маяков можно выделить пять, на наш взгляд, самых интересных, достойных внимания путешественника.

Прометеи моря — так зачастую называют моряки маяки. Свет маяка испокон веков оберегал людей, находящихся в море. И сегодня, несмотря на суперсовременные приборы, установленные на судах, маяки являются незаменимыми помощниками. Однако помимо прикладного значения они уже давно приобрели и эстетическое амплуа, придавая ландшафту определенный колорит и уют.

Самый восточный, самый гостеприимный

Керченский маяк, или Еникальский маяк, расположен на самой восточной точке крымского полуострова на мысе Фонарь, освещая своими водами Азовское море и Керченский пролив. Он виден еще с Тамани, от порта Кавказ, и первым встречает гостей, путешествующих в Крым через паром.

Еникальский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Еникальский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Первые упоминания о маяке на этом месте датируются 350 годом до н.э. В новой истории здание маяка было построено в 1820 году. Свое название маяк получил от турецкой крепости Ени-Кале XVIII века, которая расположена в 5 километрах от него. До Великой Отечественной войны это был самый древний маяк Крыма. Но в мае 1942 года он был полностью разрушен во время боя, когда засевшие в маяке гидрографы, прикрывавшие проход судов через Керченский пролив, при появлении немецких танков вызвали огонь на себя. В 1946 году здание маяка было восстановлено в деревянном виде, а современная каменная постройка появилась в 1953 году.

Еникальский маяк действует круглый год. Добраться до него можно через поселок Подмаячный, свернув после паромной переправы направо и проехав вверх по холму. Дорога приведет вас к шлагбауму, за которой расположена пограничная часть. Перед шлагбаумом нужно съехать с асфальтовой дороги направо и по грунтовке доехать до самого маяка. От подножия открывается великолепный панорамный вид на Азовское море, Керченский пролив, паромную переправу и строящийся Крымский мост.
На соседнем холме возвышается обелиск воинам, погибшим при освобождении Керчи в годы Второй мировой войны. Там всегда безлюдно, поэтому почти наверняка вы встретите зайца, так же восхищенно обозревающего окрестности со смотровой площадки мемориала.

Высота маяка: 27 метров.
Сигнал: тройная вспышка белого и красного цветов в секторах каждые 14 секунд.
Видимость огня: белый — 27 морских миль, красный — 20 морских миль.
Координаты: 45.385278 N, 36.638056 E.

Самый западный, самый древний, самый первый

Коль скоро мы начали рассказ с самого восточного маяка, нужно поговорить и о самом западном, который к тому же является и самым древним маяком Крыма. Тарханкутский маяк расположен на мысе Тарханкут в селе Оленевка. При постройке маяка в середине IX века на этом месте было найдено древнее городище, датируемое VIII–IX веками н.э. Одна из построек с каменным квадратным основанием находилась рядом с морем и, по мнению археологов, была маяком.

Тарханкутский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Тарханкутский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Место для маяка было более чем обосновано. Тарханкут — самая ветреная часть полуострова. Моряки называли его Чертовым мысом, или мысом Бурь, из-за частых кораблекрушений. Сложный морской рельеф с отмелями, банками, взмывающими из глубин скалами и сложными течениями за тысячелетнюю историю мыса собрал в книге мертвых большой «послужной список». Всего в километре от маяка лежит остов затонувшего в ночь с 17 на 18 декабря 2010 года сухогруза «Ибрагим Яким», следовавшего под флагом Камбоджи из порта Николаева в Турцию. А летом 2016 года недалеко от маяка течением вымыло корабль XVIII века на глубине всего 18 метров, доступной даже для начинающего дайвера. Поэтому несмотря на наличие суперсовременных навигационных средств, вопрос актуальности маяка на Тарханкуте не оспаривается.

Современное здание маяка было построено в 1816 году, и это был первый российский маяк на черноморском побережьи Крыма, сооруженный по решению Адмиралтейского департамента России. В том же году по этому проекту был построен его брат-близнец, маяк в Херсонесе. В сентябре 2016 года они отметили 200-летний юбилей.

Маяк на Тарханкуте возводили из белого инкерманского известняка, и за 200 лет службы здание простояло без вмешательства человека. Сегодня ему уже требуется ремонт, но даже в нынешнем состоянии оно привлекает внимание фотографов.

Затонувший сухогруз «Ибрагим Яким». Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Затонувший сухогруз «Ибрагим Яким». Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Высота белоснежного красавца — 38 метров. Стены сигнальной башни у основания — два метра. Они постепенно суживаются к вершине и в районе маячной комнаты их толщина составляет около метра. Такая коническая конструкция обеспечивает устойчивость здания к воздействию шквального ветра, удара волн, а также сейсмическую стойкость, благодаря чему маяк устоял во время разрушительного землетрясения в 1927 году. От цоколя до маячной комнаты ведет крутая винтовая лестница — 142 ступеньки, по которым периодически должен подниматься смотритель.

Тарханкутский маяк — действующий. Это целый навигационный комплекс, включающий в себя световой и радиомаяк, звукосигнальные средства, станцию радионавигационной системы среднего радиуса действия, основные и дублирующие средства электроснабжения.

Попасть на территорию нельзя, это охраняемый объект. Однако полюбоваться на него можно с берега, объехав комплекс по кругу с любой стороны. Здесь же рядом с маяком с южной стороны можно поставить палатку и полюбоваться одним из самых красивых крымских рассветов или закатов.

Высота: 38 метров.
Видимость огня: 17 морских миль.
Дальность звукового сигнала: 1 морская миля.
Координаты: 45.347361 N, 32.493819 E.

Самый южный, самый засекреченный

Между поселком Форос и бухтой Ласпи, на самой южной точке Европейской части России и самой южной точке Крыма находится мыс Сарыч. Отсюда до мыса Керемпе на Анатолийском побережье всего 142 морские мили. Это самое узкое место Черного моря. Здесь постоянное морское течение, идущее вдоль побережья с востока, раздваивается и основная его часть уходит в середину моря. Сопровождая его, далеко в море уходит подводная часть скалистого хребта. Море здесь бурное и непредсказуемое, именно по этой причине на мысе Сарыч в 1989 году по инициативе адмирала Сарычева и указу императора Николая II был построек маяк. Его строили пять лет. 12-метровая башня была сделана в Петербурге из чугуна в форме шахматной ладьи и дошла до наших дней в первозданном виде. До 1990 года возле башни висел колокол с надписью «Господи, молим о ниспослании благополучия». В него звонили, когда на побережье ложился густой туман, через который не мог пробиться свет маяка. Когда на маяк была установлена радиоаппаратура с сиреной, ставший ненужным колокол перешел соседу — Форосскому маяку, где и висит по сей день.

Маяк Сарыч. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Сарыч. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Пожалуй, это все, что можно было бы рассказать о маяке, если бы не одна особенность политического толка, которая некоторым образом повлияла на него. В советское время в поселке Форос рядом с мысом Сарыч находился гособъект — дача Горбачева. Отдыхающие на даче жаловались, что свет маяка мешает им спать, поэтому столь важный в навигационном плане световой сигнал был скорректирован в пользу отдыхающих: свет в сторону дачи перекрыли. На этом забавном случае можно было бы и закончить, если бы не казус, который случился с автором материала при попытке отыскать этот самый маяк.

Дело в том, что перед съездом с трассы к морю все навигационные приборы взбесились и дружно стали убеждать меня, что я нахожусь в Симферополе. Найти маяк по GPS-координатам оказалось невозможным. Пришлось исколесить все дорожки, ведущие к воде, несколько раз проехать прямо мимо ворот маяка и не заметить его. Дело в том, что ни с трассы, ни с берега он не виден. Его можно лицезреть только с одной, восточной относительного него точки побережья. Мне повезло — одна из дорожек по указателям «палаточный лагерь» привела меня на небольшой мыс, с которого я маяк и сфотографировала. Правда, к машине из стоящих на берегу палаток, из кустов, из леса, отовсюду тут же набежали люди в камуфляже и с автоматами, которые попросили меня немедленно покинуть берег, а после того, как я ретировалась, закрыли за моей машиной шлагбаум, который ранее был открыт. Поэтому я не буду рекомендовать читателям повторять мой эксперимент. Но если вам так хочется увидеть самый южный и самый засекреченный маяк Крыма — ниже его координаты.

Высота: 12 метров.
Видимость огня: 17 морских миль.
Координаты: 44.387222 N, 33.738333° E.

Самый высокий, самый полосатый, самый детский

Говоря о самых-самых интересных маяках Крыма, необходимо упомянуть и самый высокий Евпаторийский маяк ростом 52 метра. Это самый высокий маяк СНГ и Черноморского побережья. Его высота — вынужденная техническая адаптация к особенностям рельефа. Ведь в отличие от своих собратьев он стоит не на горе, а на отметке 0 метров над уровнем моря и вынужден «тянуться к солнцу», чтоб быть заметным издалека.

Евпаторийский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Евпаторийский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Он находится на песчаном мысу в Каламитском заливе поселка Заозерное в окружении детских санаториев и лагерей. Пожалуй, это самый веселый маяк Крыма: он полосатый, бело-красный, как носок Санта-Клауса. Однако история его появления была не столь радужной.

Евпаторийский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Евпаторийский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

С конца XVIII века Евпатория начала стремительно разрастаться и к середине XIX века превратилась в крупный город с широкими торговыми связями. Морское сообщение было настолько плотным, что число кораблекрушений в процентном отношении было самым высоким на побережье. В 1859 году Евпаторийское общество пароходства и торговли обратилось к командованию Черноморского флота с просьбой построить на берегу залива световой маяк, и уже 1 августа 1861 года, в год отмены крепостного права на Руси, на Черном море заработал первый железный 16-метровый маяк. Однако по своим параметрам и высоте он не мог обеспечить нужды стремительно растущего города-порта. Решение о перестройке маяка было отложено в связи с русско-турецкой войной. Лишь в 30-е годы XX века на башне установили радиомаяк, а перед началом Второй мировой войны облицевали кирпичом нижнюю часть старой железной башни. В 1955 году рядом со старой башней построили новую, кирпичную, 20-метровую. А на столетие В.И. Ленина, в 1970 году, возвели третью по счету, уже современную конструкцию из железобетона в металлической опалубке высотой 52 метра.

Изначально башня была белого цвета, но она сливалась с корпусами стоящего напротив санатория «Маяк», поэтому ее перекрасили. «Полосатый носок Санты» — наследие советского прошлого. Сегодня Евпаторийский световой и радиомаяк обслуживает весь северо-западный район Черного моря.

Добраться до него можно почти вплотную по аллее Дружбы, но… за ворота не пропустят. Впрочем, любоваться самым высоким маяком Крыма лучше издалека, например с балкона ближайшего мотеля, поставив ночью камеру на штатив и пытаясь уловить карусельный бег трех лучей, разрезающих звездное небо.

Высота: 51 метра.
Видимость огня: 20 морских миль.
Координаты: 45.151111 N, 33.268889 E.

Самый труднодоступный, самый мистический, самый живописный

Из всех маяков Крыма особо хочется отметить маяк Меганом. Он далеко не самый высокий — всего 12 метров; не самый крайний — расположен на одноименном мысе недалеко от Нового Света посередине ЮБК; не самый красивый в плане архитектуры. Но он, безусловно, самый живописно расположенный, самый труднодоступный и самый мистический.

Географически мыс Меганом на юго-восточном побережье полуострова Крым для мореплавателей средневековья был хорошим природным ориентиром, однако его отроги, далеко уходящие в море, представляли опасность для кораблей. В 1874 году император Александр II утвердил 16-летний «План постройки и переоборудования береговых и плавучих маяков и портовых огней на морях России». Согласно документу, в 1879 году на мысе Меганом должен был появиться каменный маяк. Реализовать идею помешала русско-турецкая война.

Меганомский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Меганомский маяк. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В мае 1890 года по решению российского правительства главная база Черноморского флота была переведена из Николаева в Севастополь. Вместе с ней переехала Дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей. Тогда же были приняты решения по строительству маяков на мысе Меганом и мысе Ильи под Феодосией.

Строительство на Меганоме началось в 1894 году и первым этапом была проложена через гору к морю 6-километровая мощеная камнями подъездная дорога, остатки которой можно увидеть и сегодня. На краю 99-метрового обрыва был установлен маяк, который начал свою работу 15 сентября 1895 года. В начале XX века он считался самым мощным маяком Крыма, потому что в отличие от собратьев имел самое современное оборудование из Франции. Через пять лет на маяке появились телефон, туманный колокол и радиотелеграфная станция Черноморского флота. В пятистах метрах от маяка выросли жилые и хозяйственные помещения, а также казарма для радиотелеграфистов из числа срочнослужащих матросов.

Во время Второй мировой войны здание маяка сильно пострадало, но было восстановлено. Другие постройки дошли до наших дней в разной степени сохранности. Оборудование на маяке постепенно заменялось на современное. В 1980-е годы к маяку подвели внешнее электропитание, установили резервный огонь с проблесковыми приборами. При этом бытовые условия жизни смотрителей маяка остались такими же, как и 150 лет назад. Питьевую воду привозят из Судака, это 18 километров в одну сторону, а дождевую собирают для технических нужд. При плохой погоде, обильном снегопаде и метели вверх по каменистой дороге на машине не выехать, и остаются смотрители маяка, а это не одно поколение семьи Иванниковых, фактически отрезанными от цивилизации. Правда, выше них на вершине горы разместилась военная часть, поэтому помощь в случае чего придет быстро.

Мыс Меганом. Старое здание метеостанции при маяке. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Мыс Меганом. Старое здание метеостанции при маяке. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Древние люди считали, что под горой Меганом находятся врата в Аид, поэтому эта местность осталась незаселенной. Совпадение или нет, но над Меганомом чаще всего в Крыму видят НЛО, а на траве находят желто-бурые круги разного диаметра. Видимо, пришельцы используют сильные ветра, дующие здесь круглый год. Этой особенностью климата полуострова воспользовались и люди. Сейчас на вершине горы находится ветряная электростанция: одна из самых больших в Крыму. Маяк располагается за ВЭС на другом склоне горы, на побережье.

Добраться до него можно либо пешком, либо верхом, либо на внедорожнике. От Судака нужно ехать на восток в сторону бухты Капсель, не сворачивая туда, и далее по дороге на Солнечную долину, пока не увидите справа на горе ветряки. От асфальтовой дороги к ветряной станции ведет накатанная грунтовка, которая, перевалив за хребет, превращается в очень плохую каменистую дорогу, перемежающуюся огромными валунами и осыпями. Это испытание не для стокового внедорожника. Но если не испугаться и проехать несколько километров по серпантину до конца, вы окажетесь прямо рядом с маяком на краю 100-метрового обрыва. Поверьте, это того стоит. Я поставила палатку возле маяка, под скальным выступом, защищавшим от ветра, и провела там самый романтичный вечер и встретила самое нежное утро, какие только могут быть в Крыму — с видом на море, горы, ночное небо, сияющий огнями Новый Свет, розовыми облаками на рассвете и неожиданным гостем в виде рыжего лиса-попрошайки, который пришел на огонек. А что может быть прекраснее, чем утро на Меганоме с чашечкой свежесваренного кофе? Хотите попробовать? Вперед!

Высота: 12 метров.
Видимость огня: 25 морских миль.
Координаты: 44.793611 N, 35.08 E.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100