Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Ворота в Арктику: традиции и обновление. ФОТОИСТОРИЯ

Мурманский морской торговый порт – важнейший незамерзающий порт России, самый большой торговый порт на Северо-Западе после Петербурга

Мурманск называют «воротами в Арктику», и это не просто метафора. Несмотря на то, что город на берегу узкого Кольского залива удален от открытого моря на целых 50 километров, Мурманский морской торговый порт — важнейший незамерзающий порт России, самый большой торговый порт на Северо-Западе после Петербурга. Порт действует более ста лет, с 1915 года, а в 1935 году на 3-м участке его каботажной пристани было построено первое деревянное здание Мурманского морского вокзала.

Мурманский морской вокзал. 1965—1970 гг. Фото: oitru / pastvu.com. Strana.Ru
Мурманский морской вокзал. 1965—1970 гг. Фото: oitru / pastvu.com

Скромное здание простояло до начала 1960-х, когда его сменил новый нарядный кирпичный вокзал с рестораном «Волна». Этот вокзал с выступающей вперед частью фасада и куполом стал одним из визуальных символов Мурманска — сурового города, который никак не может похвастаться яркой архитектурой.

Мурманский морской вокзал. Здание вокзала до реконструкции. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Мурманский морской вокзал. Здание вокзала до реконструкции. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Поэтому реконструкция Морского вокзала, завершившаяся в 2016 году к столетнему юбилею города, у некоторых мурманцев вызвала ностальгическое сожаление. Третья реинкарнация Морского вокзала вроде бы вроде бы должна была не сильно изменить привычный облик, но на деле здание уже выглядит иначе. Купол уменьшился и превратился в башенку с часами, фасад стал ровным. Однако цвета стали ярче, и эта чистая синева в сочетании с серым очень уместна на сизом заполярном фоне. Ночью, в том числе полярной — которая в Мурманске, напомним, длится чуть больше двух месяцев, с начала ноября по 11 января, — вокзал подсвечивается.

Мурманский морской вокзал. 4 октября 2016 года. Фото: Лев Федосеев / ТАСС. Strana.Ru
Мурманский морской вокзал. 4 октября 2016 года. Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Самая интересная достопримечательность около морвокзала (так его привычно сокращают мурманчане) — первый в мире атомный ледокол «Ленин», поставленный здесь на вечную стоянку. Поскольку все отечественные ледоколы приписаны к мурманскому порту, «Ленин» тоже закончил здесь свой последний рейс в 1989 году. После этого его вывели из эксплуатации, произвели необходимые технические работы, и в 2009 году корабль стал музеем. Попасть туда можно с экскурсией, группы обычно набираются несколько раз в день прямо у ледокола.

Музей «Атомный ледокол «Ленин». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Музей «Атомный ледокол «Ленин». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Рядом с причалом, на котором стоит «Ленин», на площади у морвокзала можно увидеть один из многочисленных морских памятников Мурманска — памятник портовикам, погибшим на трудовом посту в годы Великой Отечественной войны, как гласит официальное посвящение. Он стоит на месте самого первого мурманского военного памятника, поставленного уже в июле 1945 году. 11-метровая гранитная стела с наложенными бронзовыми барельефами отличается строгостью и подлинным художественным вкусом. Тут же перечислены все имена погибших героев.

Памятник портовикам, погибшим в годы войны. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Памятник портовикам, погибшим в годы войны. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Окрестности морвокзала — это традиционная прогулочная территория. Тут есть, прежде всего, единственная в городе набережная, тоже обновленная к юбилею, пешеходные дорожки, новое освещение, свежевысаженная аллея и место, без которого теперь не обходится ни один город страны, морской или сухопутный: перила, на которые влюбленные пары вешают замки в знак нерушимости своей связи. Мурманские пары уже привыкли вешать их на перила ограждения у пирса морвокзала, хотя городская администрация пытается с этим бороться, спиливая замки. Вообще-то это правильно, поскольку металлические побрякушки способствуют коррозии, а прочность любовных уз вряд ли зависит от них. Однако традиция есть традиция.

Мурманский морской вокзал. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Мурманский морской вокзал. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

От Морского вокзала вдоль всего Кольского полуострова по маршруту Мурманск — Островной — Мурманск ходит пассажирский теплоход «Клавдия Еланская». Здесь же теперь останавливаются круизные суда — пирс дальних линий (длина 206,6 м, ширина — почти 20 м) после реконструкции может принять даже самые большие корабли. Это соответствует городской туристической политике: несмотря на пограничное положение, Мурманск заинтересован в гостях, в том числе иностранных, для которых действует 72-часовой безвизовый режим.

Теплоход Клавдия Еланская. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Теплоход Клавдия Еланская. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100