Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Венценосный город

В Кронштадте, на малом кусочке земли, отразилась великая история Российского флота — от кругосветок Крузенштерна и Лиснянского до радио Попова, от изобретения наркоза и противочумной вакцины до первой отечественной подводной лодки

Кронштадт прекрасен в любое время года. Улицы города наполнены солоноватым бризом и криками чаек, по воде скачут пенные барашки и солнечные блики. Близость моря чувствуется во всем: в расставленных повсюду якорях и пушках, в блеске пуговиц на мундирах моряков и даже в сувенирах, предлагаемых туристам — в тельняшках, бескозырках, моделях судов. Сразу видно, что жизнь кронштадтцев тесно связана с флотом и славным военно-морским прошлым.

Город расположен на маленьком острове Котлин, возникшем в Финском заливе около пяти тысяч лет назад, после отступления ледника. Согласно легенде, название острова появилось в 1703 году, когда к его берегу причалила яхта Петра Первого, сопровождаемая грозным галиотом.

Рассвет над Кронштадтом. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Рассвет над Кронштадтом. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Завидев русский корабль, шведский сторожевой отряд поспешно ретировался, оставив на костре котел с дымящейся кашей. С тех пор остров и носит имя Котлин, а знаменитый котел изображается на гербе Кронштадта. Само название «Кронштадт» значит «коронный», или «венценосный» город.

Петр Первый лично обошел остров по периметру, промерил глубину фарватера и приказал поставить крепость для защиты входа в устье Невы, где строилась новая столица империи. Датой рождения Кронштадта считается 7 мая 1704 года — день, когда на острове Котлин были освящены укрепления и две батареи, после чего «торжество шумело трехдневное». В течение следующих лет в тяжелейших условиях велось строительство гаваней и складов, батарей и казарм. К 1723 году вошли в строй Купеческая, Средняя, Лесная и Военная гавани, предназначенные для базирования кораблей Российского Балтийского флота.

Мина, торпеда и вакцина от чумы

Тогда же в Кронштадте начала действовать единая футшточная служба, с помощью которой и сейчас на территории нашей страны измеряются все глубины и высоты, составляются метеорологические прогнозы, рассчитываются орбиты планет и космических кораблей. В глубоком колодце, соединенном с Финским заливом, на поверхности воды лежит поплавок. Этот поплавок соединен с мареографом — специальным прибором, фиксирующим изменения морского уровня. А рядом с павильоном футштока на каменном устое Синего моста закреплена чугунная линейка с фарфоровыми делениями, по которым в любой момент можно проследить уровень моря по отношению к абсолютной высоте точки земной поверхности.

К началу ХХ века Кронштадт стал крупным оборонительным комплексом с фортами, батареями, укреплениями, железными дорогами. Здесь располагались офицерские классы, флотские экипажи, водолазная школа, артиллерийский и минный отряды. Почти все российские адмиралы и исследователи морей начинали службу, учились или вели научную деятельность в Кронштадте.

Павильон футшточной службы. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Павильон футшточной службы. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Отсюда отправлялись корабли в кругосветные экспедиции, к берегам Дальнего Востока, Новой Земли, Аляски и Антарктиды. В ходе этих походов совершались географические открытия и выполнялись исследования, обогатившие мировую океанографию и океанологию. Кронштадт — это первые в России: пароход, ледокол, подводная лодка, мина, торпеда. В морском госпитале был впервые применен наркоз и опробована вакциона от чумы, а в 1895 году преподаватель минных офицерских курсов Александр Попов осуществил радиосвязь на судах военного флота в Кронштадте.

Второе рождение Морского собора

В начале XX века командиром порта и военным губернатором в Кронштадте был выдающийся флотоводец Степан Макаров. В 1904 году адмирал оставил свой пост, отправился на Русско-японскую войну и героически погиб в бою на эскадренном броненосце «Петропавловск». В 1913 года на Якорной площади установили памятник адмиралу, который стал самым красивым в городе — его иногда сравнивают с Медным всадником в Санкт-Петербурге.

Памятник Макарову стоит рядом с грандиозным Морским собором, заложенным в честь 200-летия Российского флота и уступающим по площади лишь храму Христа Спасителя в Москве. Автор проекта архитектор Василий Косяков взял за основу стамбульский собор святой Софии и воздвиг уникальное сооружение 70-метровой высоты с диаметром купола 27 метров без единой внутренней опоры. Крест на куполе служил маяком для кораблей в Финском заливе, а внутри были установлены мраморные доски с именами 12 тысяч погибших моряков. Массивные двери украшены накладными пластинами с изображениями якорей, раковин и морских животных — мифологических спутников бога морей Нептуна.

Большевики закрыли собор, разрушив все, что было можно, сбросив кресты и колокола, разграбив алтарь и заштукатурив расписанные стены. В советское время в храме располагались клуб, кинотеатр, филиал дома офицеров и музей.

Центральный зал Морского собора. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Центральный зал Морского собора. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Сейчас, после долгих лет поругания, храм возродился и стал одной из главных достопримечательностей Кронштадта. Внутреннее убранство поражает простором, мощью, пышностью и прекрасными витражами. Памятные доски на стенах напоминают о матросах и офицерах, не вернувшихся из походов. Завеса Царских Врат представляет собой Андреевский флаг с диагональным синим крестом. Каждый год в храме проходит праздничная литургия в честь дня рождения св. прав. Иоанна Кронштадского.

Резонансное дело

Отец Иоанн служил в Кронштадтском Андреевском соборе более пятидесяти лет. Он покорял слушателей тем, что говорил ясно, сердечно, от души. Его горячие проповеди распространялись по всей России. Одним из главных направлений своего служения праведник считал благотворительную деятельность. Он построил в Кронштадте первый российский Дом трудолюбия, предназначенный для бездомных и «впавших в крайнюю бедность». Здесь бесплатно обучали работе на пишущих машинках, кройке и шитью, бухгалтерии, иностранным языкам, типографскому делу, живописи, изготовлению кукол. Нуждающимся полагались бесплатные обеды, одежда и приют.

Рядом с Якорной площадью через небольшой Петровский овраг перекинут пешеходный мост, названный в честь вице-адмирала Макаровским. Мост представляет собой металлическую вантовую конструкцию, с переплетением балок и тросов, создающих ажурный узор. Этот красивый мост известен каждому школьнику, ведь именно его приводят в пример на уроках физики, когда рассказывают об эффекте резонанса. Однажды, когда по мосту строевым шагом маршировал взвод матросов, естественные колебания сооружения совпали с ритмом шагов и привели к обрушению конструкции. С тех пор во всех армиях мира при переходе солдат через мост отдается команда «Вольно!».

Макаровский мост. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Макаровский мост. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В помещениях бывшего Итальянского дворца — самого большого здания Кронштадта, сохранившего архитектурные черты первой четверти XVIII века — сегодня находятся Кронштадтский матросский клуб и театр Балтийского флота. Здесь культурно отдыхают моряки: слушают лекции, учатся танцевать, смотрят кино. Обычному посетителю могут показать Музыкальный салон с картинами и фортепиано, проводить в кафе и на выставку товаров, произведенных в Ленинградской области.

Транспортный узел

Драматический эпизод в жизни города связан с антисоветским восстанием в марте 1921 года, вспыхнувшим под лозунгом «Советы без коммунистов». Про большевистских лидеров в Кронштадте тогда ходили частушки:

Поднимайся, люд крестьянский,
Всходит новая заря.
Сбросим Троцкого оковы,
Сбросим Ленина-царя…

Большевики объявили восставших белогвардейскими мятежниками. 8 марта делегаты II съезда РСДРП отправились подавлять мятеж, но первый штурм провалился. И только 18 марта Кронштадт был взят красноармейцами, а восстание потоплено в крови.

Кронштадт вместе с Ленинградом пережил и период репрессий, и тяжелейшие 900 дней фашистской блокады. Но даже в самые трагические дни отсюда уходили на фронт подводные лодки и военные корабли. Огонь корабельной и береговой артиллерии сдерживал немецкие войска на южном берегу Финского залива, хотя сам Кронштадт почти ежедневно обстреливался. «Малая дорога жизни» защищала город с запада, не позволяя фашистам придвинуть блокадное кольцо. 14 января 1944 года орудия Кронштадта и Ленинградского фронта начали артиллерийскую подготовку, и в результате ожесточенных боев блокадное кольцо было разрушено.

20 лет назад Кронштадт был открыт для посещения. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
20 лет назад Кронштадт был открыт для посещения. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

После войны Кронштадт продолжал оставаться главной базой советского военно-морского флота, закрытой для посещения простыми гражданами. Вплоть до 1996 года, когда закрытый режим был снят, на остров Котлин можно было попасть только с экскурсией или по приглашению жителя города. В начале 70-х годов начал воплощаться грандиозный проект сооружения дамбы для защиты Санкт-Петербурга от наводнений. С северной стороны Котлин был соединен перешейком с материком, в ближайшие годы будет достроена и дамба с юга. Кронштадт окажется на пути транзитной автомагистрали, соединяющей Финляндию с центром России. Город превратится в международный транспортный узел. Проект развития Кронштадта предусматривает реставрацию памятников, оборудование пляжей, развитие сети ресторанов, строительство отелей, автостоянок, аэродрома.

33 улицы и 3 переулка

А пока Кронштадт остается тихим местечком, по улицам которого приятно погулять, вдыхая морской воздух и ощущая себя в стороне от шумящего мегаполиса. Стоит прогуляться по бульварам и набережным, вдоль которых тянутся красно-кирпичные провиантские склады Адмиралтейства, построенные в конце XVIII века архитектором Баженовым. Съестные припасы в запечатанных бочках доставлялись сюда по воде. Обветшалые и поросшие деревьями, но сохранившие монументальность здания напоминают санкт-петербургскую Новую Голландию.

Есть и еще один повод посетить Кронштадт. Это одно из немногих мест, где можно увидеть боевые корабли Балтийского флота, а во время армейского форума еще и стать свидетелем парада современных плавсредств, вооружений и техники Военно-Морского Флота. Среди боевых судов: новейший фрегат «Адмирал Касатонов», противодиверсионный катер «Нахимовец», катер связи «Буревестник», десантные, патрульные, катера и быстроходные лодки. Участвует и дизель-электрическая субмарина проекта 636, построенная на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи», — самая малошумная из отечественных подводных лодок.

Парад кораблей Балтийского флота. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Парад кораблей Балтийского флота. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

На острове Котлин всего 33 улицы, 3 переулка и 2 автобусных маршрута, но при этом здесь есть все, чтобы именоваться настоящим городом: Гостиный двор, великолепный Морской собор, Обводный канал, Летний сад. Сохранились уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, прекрасные здания и одетые в гранит набережные. Наверное, Кронштадт похож на миниатюрный Санкт-Петербург, фантастическим образом оказавшийся посреди моря.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100