Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Храм вольнодумцев

В самой старой юго-восточной части Читы до сих пор сохранился памятник русского зодчества XVIII века — Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь. Возможно, она бы и не дожила до наших дней, если бы не события, оказавшие влияние на русскую историю XIX века.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Чита — город немаленький. Построенный на холмах Забайкалья, он будто перетекает с одной возвышенности на другую. То здесь, то там видны фабричные трубы, а еще культовые сооружения, принадлежащие самым разным конфессиям. Здесь действительно чрезвычайно толерантны к людям разной веры. Не все достопримечательности столицы Забайкалья расположены в центральной её части. Не менее, а то и более интересны старые районы, где вперемешку с пятиэтажками советского периода сохранились деревянные домики-развалюшки, видевшие историю. Да, собственно, они сами и есть история, в которой продолжают родиться, жить и умирать. В самой старой юго-восточной части Читы до сих пор сохранился памятник русского зодчества XVIII века — Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь. Возможно, она бы и не дожила до наших дней, если бы не события, оказавшие влияние на русскую историю XIX века. Впрочем, обо всем по порядку.

Старше самой Читы

Невозможно поверить, но Михайло-Архангельская церковь на 75 лет старше самой Читы и является ее самым древним строением. Если самой Чите в 2016 году исполнилось лишь 165 лет, то церкви пошел уже 240 год. Впрочем, это самая старая постройка не только Читы, но и всего Забайкалья, единственный сохранившийся в тех местах объект культовой деревянной архитектуры XVIII века.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Вплоть до последней четверти XVIII века в Чите была единственная церковь — острожная. Сгорела она в конце 1774 года, а спустя короткое время, 18 февраля 1775 года, архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил по просьбе жителей благословил протопопа Гробова заложить новую Архангельскую Николаевскую церковь. Ее построили в 1775–1776 годах на пожертвования горожан на улице Селенгинская рядом с Читинским острогом на месте ранее сгоревшей острожной церкви. Лиственничные бревна сложили по старой традиции «кораблем», что являлось негласным каноном церковного зодчества. Всего два этажа. Архитектурно и функционально постройка состоит из, собственно, храма, пятиугольной апсиды, трапезной и колокольни. Все рублено и без изысков. Второй этаж, будучи т.н. восьмериком, опирается на основной четырехугольный объем и завершается восьмигранным куполом и барабаном с луковичной главкой. Такие же, хоть и чуть меньших размеров, конструкции венчают колокольню и апсиду. На луковицах — кресты, по высоте вполне сравнимые с суммарной высотой купола и барабана. Свод поддерживается аркой и деревянными колоннами.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Внутри церковь делится на две части и является двухпрестольной: Михайло-Архангельский престол располагается на первом этаже, а Никольский престол — на втором.

Первые сто лет с момента постройки своим нижним венцом храм стоял непосредственно прямо на земле. Несмотря на возраст, постройка была еще весьма крепкой, но во второй половине XIX века здание все же усилили каменным фундаментом, и вплоть до 1875 года Михайло-Архангельская церковь имела высокий статус городского собора, будучи переименованной в Приходскую по указу Святейшего Синода в связи с причислением к ней близлежащих деревень.

В 1883 году бревенчатый сруб церкви был обшит досками и выкрашен «под кирпич». У входа уложили массивные каменные плиты.

Именно в цыеркви Михаила Архангела 22 октября 1891 года был оглашен императорский указ об учреждении Забайкальской области и возведения Читы в степень областного города.

Церковь декабристов

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Храм чаще называют церковью декабристов, хотя в реальности непосредственно к постройке церкви декабристы, очевидно, не имели ни малейшего отношения. Более того, она была построена за полсотни лет до появления в Чите декабристов, с чьими именами сейчас связана, а свое обиходное название и известность приобрела благодаря восстанию декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года, после разгрома которого в Читинском остроге отбывали каторгу 85 участников тех событий. Вслед за изгнанниками в Сибирь приехали одиннадцать женщин — жен и невест, добровольно разделивших участь своих мужчин. Поехали именно великосветские дамы, носительницы знаменитейших фамилий, представительницы известнейших российских родов.

Здесь, в Михайло-Архангельской церкви до отправки на Петровский завод, где большинство из декабристов отбывали наказание, находясь в Чите, молились и они сами, и их жены. 4 апреля 1828 года здесь обвенчались декабрист Иван Алексеевич Анненков с дочерью наполеоновского офицера Полиной Гёбль, ставшей в браке Полиной Анненковой. Ради торжественного случая жена декабриста Михаила Михайловича Нарышкина Елизавета Петровна пожертвовала все восковые свечи, привезенные ею из столицы для коротания зимних вечеров.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В августе 1839 года здесь же обвенчалась еще одна пара — декабрист Дмитрий Иринархович Завалишин и юная дочь управителя Читинской волостью Аполлинария Смолянинова. Последняя скончалась спустя 6 лет в декабре 1945 года и похоронена здесь же, у стен храма. Интересен факт, что непосредственно в восстании Д.И. Завалишин не участвовал, однако был осужден за «согласие с цареубийством». Являясь двоюродным братом поэта Федора Ивановича Тютчева, после ареста он находился в штабе вместе с арестованным Александром Сергеевичем Грибоедовым.

В 1846–1847 годах Д.И. Завалишин участвовал в проведении ремонта храма, который осуществлялся на деньги Екатерины Федоровны Муравьевой — матери братьев декабристов Никиты Михайловича и Александра Михайловича Муравьевых. Быть матерью декабристов — этого уже вполне достаточно для того, чтобы остаться в истории. А ведь помимо этого, московский дом Муравьевой стал центром, куда стекалась вся информация о сибирских изгнанниках.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Облик церкви тех лет запечатлен на акварели еще одного декабриста Николая Александровича Бестужева, которая так и называется: «Церковь въ Чите». За то, что и по сей день в Музее декабристов можно видеть и лица восставших, и виды Читы, запечатленные кистью Н.А. Бестужева, мы обязаны жене Н.М. Муравьева Александре Муравьевой, выписывавшей из Москвы бумагу и краски.

У стен церкви захоронена дочь С.Г. и М.Н. Волконских — Софья. Рядом с южной стеной храма была установлена могильная плита с надписью «Младенецъ Софiя Волконская, родилась и представилась 10 Iюля 1830 Года». В настоящее время плита хранится в Забайкальской краевом краеведческом музее.

Аварийный склад

Начало XX века — время революций. В конце 1922 года Дальневосточная республика была присоединена к РСФСР, но, несмотря на безбожие новой власти, Михайло-Архангельская церковь продолжала функционировать. Однако постепенно, что называется тихой сапой, здание оказалось в распоряжении одного из многочисленных околоцерковных течений — общины т.н. последователей Православной Российской Церкви или, как их еще называли, «обновленцев». Удивительно, но в 1930 году их права на использование здания было закреплено документально, однако уже летом 1933 года здание было признано ветхим, а его использование невозможным в виду аварийного состояния и возможного обрушения, в связи с чем в 1938 году договор аренды здания был расторгнут. Впрочем, опасность дальнейшей эксплуатации не помешала передаче здания в собственность Читинского горсовета для использования в качестве общежития строительного треста. Очевидно, что переделка старой деревянной церкви в общежитие была задачей, практически не имеющей решения. В итоге следующие почти 30 лет церковь использовалась под склад церковной утвари, который устроили внутри заколоченного досками алтаря второго этажа.

Хранитель истории

Михайло-Архангельская церковь много чего повидала на своем веку, но всякий раз каким-то волшебным образом здание избегало исчезновения. Вот и в советские времена, казалось, все было против нее, и ничто не могло уберечь церковь от полного разрушения. Спасла постройку связь с именами декабристов. Впервые идея использовать здание под музей декабристов возникла еще в 1925 году. Многократно обсуждалась она в 1930-е и затем в 1960-е годы. Впрочем, в 1960-е годы маятник мог легко качнуться и в другую сторону, когда власти Читы предложили местной Епархии принять храм, однако церковь неожиданно отказалась, поскольку здание было полуразрушено, а для его эксплуатации требовалось предпринимать серьезные усилия. В 1966 году здание еще раз окончательно признали аварийным, запретив какую бы то ни было его эксплуатацию, а чтобы сохранить его от окончательного разрушения, в 1969 году Михайло-Архангельская церковь была передана Управлению культуры. Здание было кое-как отремонтировано, и в нем разместили экспозицию Музея города Читы. Но косметического ремонта было недостаточно. В конце 1974 года Постановлением Совета Министров РСФСР (№ 624 от 04.12.1974) церковь была включена в перечень памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения и начался ее капитальный ремонт, чтобы впоследствии создать там уже Музей декабристов. Ремонтно-реставрационные работы длились долгих 11 лет. Музей декабристов был торжественно открыт к 160-летию восстания в 1985 году, получив статус филиала Читинского областного краеведческого музея. Хорошо, что успели до перестройки. Если бы времени не хватило, думается, здания уже давно бы не существовало.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Сегодня экспозиция музея размещена на обоих этажах церкви и знакомит посетителей с пребыванием декабристов на каторге и поселении в Сибири. Здесь выставлено свыше 870 предметов: документы, книги, предметы быта, личные вещи, а также материалы о самом восстании, его организаторах и подготовке. Среди экспонатов много портретов декабристов и их жен, пошедших в ссылку за своими мужьями. В музее размещена не очень большая, но чрезвычайно интересная содержательно экспозиция книг, журналов и газет тех лет. Особое, очень важное место занимают письма декабристов и их жен. Коллекция формировалась буквально по крупицам: одна часть попала в музей из обменных фондов библиотек, другая передана в дар от частных лиц, третья приобретена через букинистические магазины и книжно-антикварные аукционы.

Самый первый градостроительный план Читы был создан в 1882 году декабристом Петром Ивановичем Фаленбергом. Разработанная им классическая схема застройки города с прямоугольной сеткой дорог, наложенная на непростой читинский рельеф, актуальна и в XXI веке. И этот план также можно увидеть в музее. Кстати, старые декабристские названия центра Читы сохранились до сих пор.

В музее собраны подлинники и копии картин, написанные Н.А. Бестужевым, И.Е. Репиным, П. Соколовым, а также стол и настенные часы, сделанные руками Н.А. Бестужева, шкатулка Волконской, награды и оружие.

Музей или церковь. Быть или не быть?

Последние годы «Церковь декабристов» на слуху в Чите, да и не только в связи с зазвучавшими с новой силой требованиями Забайкальской епархии РПЦ вернуть им здание, в котором располагается музей. Одним из аргументов церкви является воцерковленность декабристов и известные факты поиска некоторыми из них оправдания своим действиям в утешении и вере. Между тем другие бунтовщики, наоборот, после разгрома восстания еще больше утвердились в своих материалистических взглядах. Так что все не так однозначно: спор о помещениях между церковью и музеями — сложная тема, в которой далеко не всегда возможен компромисс. Увы, достаточно примеров, когда с возвращением церкви здание превращается в лубок, модернизируется, при этом доступ в него так или иначе ограничивается, а на посещение налагаются различные правила и условия, лишающие возможности полноценного познания истории. Краевые власти пока удар держат и даже обратились к СПЧ с просьбой убедить Московскую патриархию не требовать возврата здания. Тем более, по мнению СПЧ, церквей в Забайкалье много, и столь малый по размеру объект вряд ли смог бы существенно расширить возможности и влияния РПЦ, а вот музей декабристов всего один. Да и нет другого такого места, где бы еще так плотно были переплетены судьбы старинного храма с судьбами такого большого количества исторических деятелей общероссийского масштаба.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Михайло-Архангельская церковь — как старый человек, который живет себе и живет, и для которого главное  — не менять свои порядки и жизненный уклад, ибо любые изменения способны нарушить шаткое равновесие. Ведь хотя бы то, что церковь, будучи деревянной, просуществовала на своем месте не один век, избежав пожаров, — просто чудо, и это чудо не нужно трогать. Уж больно оно хрупко.

Аскетичное благородство

Сегодня Музей «Церковь декабристов» является филиалом Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова. В наши дни вокруг Михайло-Архангельской церкви не сохранилось ни одного из домов, стоявших здесь во времена ссылки декабристов. На месте, где когда-то располагалось кладбище, ныне стоят жилые дома. Собственно, тогда во всей Чите жили всего лишь 300 человек, а теперь столько и даже больше могут обитать в одной многоэтажке. Территория храма небольшая, ограда чугунная.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Несмотря на прошедшие столетия, архитектурный облик храма, зажатого среди панельных пятиэтажек внутри тесного двора, сохранился практически в первозданном виде, претерпев лишь незначительные изменения. Разве что толстые бревенчатые стены церкви то ли от копоти расположенных неподалеку ТЭЦ и перманентно дымящей свалки, то ли от скорби минувших веков почернели, но это лишь добавляет зданию аскетичного благородства. Музей декабристов — это место с особой аурой. Подышать этим воздухом, прикоснуться к этим стенам хотят не только забайкальцы, но и гости, ведь это лучший музей декабристской тематики по наполненности экспозиции и наличию подлинных экспонатов.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100