Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Кольцо, сообразное Первопрестольной

Многочисленные московские кольца надеваются друг на друга: кольцо односторонних улиц вокруг Кремля и Китай-города, Бульварное и Садовое кольца, кольцевая линия метро, несколько кольцевых трасс. 10 сентября к ним официально прибавилось Московское центральное кольцо.

Путеводитель по Московской окружной железной дороге. 1912 год. Фото: Государственная публичная историческая библиотека России. Strana.Ru
Путеводитель по Московской окружной железной дороге. 1912 год. Фото: Государственная публичная историческая библиотека России

Москва — город кольцевой, выстроенный как сложная паутина. Многочисленные московские кольца надеваются друг на друга: кольцо односторонних улиц вокруг Кремля и Китай-города, Бульварное и Садовое кольца, кольцевая линия метро, несколько кольцевых трасс… 10 сентября к ним официально прибавится Московская кольцевая железная дорога. Это кольцо, официально именуемое Московским центральным (МЦК), доказывает нам на собственном примере, что новое — это хорошо забытое старое.

Окружная железная дорога появилась в столице сто лет назад. На тот момент она была самой актуальной транспортной системой, предназначенной прежде всего для перевозки транзитных грузов между железнодорожными станциями разных направлений. Неудивительно, что «Путеводитель по Московской окружной железной дороге» издания 1912 года начинается с такого серьезного пассажа: «Москва является крупнейшим центром в России как потребления, так переработки и отпуска товаров, а следовательно, есть и обширнейший складочный пункт всевозможных товаров; между тем, необходимость перевозки грузов, в особенности сырья, со станций железных дорог в склады и обратно в экономическом отношении не выдерживает никакой критики и напрасно увеличивает стоимость товаров». Железнодорожные узлы нужно было разгрузить во избежание хаоса и коллапса.

Первые проекты транспортного кольца стали появляться в 1860-х. Их предлагали наиболее заинтересованные лица — купцы и транспортники. Например, проект главного инженера Московско-Казанской железной дороги А.И. Антоновича предполагал строительство не только кольца, которое должно стать главной веткой, окружающей Москву, но и двух диаметральных веток через центр, подземной и надземной. Идея метрополитена, которым вслед за Лондоном обзавелись несколько европейских столиц, витала в воздухе, но ее время придет только в новом веке и при новой власти.

МОЖД. Станция «Канатчиково». 1907 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
МОЖД. Станция «Канатчиково». 1907 год. Фото: pastvu.com

В 1897 году дело официально вышло на правительственный уровень, и необходимость создания кольца была утверждена Высочайшим соизволением. Царю представили 13 проектов московской окружной дороги. Был выбран проект инженера Петра Рашевского: он разработал самое широкое кольцо длиной 51 версту, то есть более 54 километров. Изначально планировалось построить четыре железнодорожные колеи, две грузовых и две пассажирских, проложить вдоль кольца новый водопровод и электрический кабель, что способствовало бы обустройству и развитию деревенских московских окраин. Такой замысел требовал огромных вложений, а Россия как раз вступила в эпоху кризиса, поэтому проект затормозили на несколько лет, вдвое сократив финансирование. Дорогу начали строить в 1902 году и закончили через шесть лет. Движение открылось в 1908 году: грузовые и пассажирские поезда пошли по двум колеям, делая по четыре регулярных рейса в день. Пассажирское движение окончательно закрылось только в 1934 году.

МОЖД. Жилой дом на станции Лихоборы. 1907 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
МОЖД. Жилой дом на станции Лихоборы. 1907 год. Фото: pastvu.com

Кроме подобающего размера, новая городская железная дорога должна была «иметь сообразный Первопрестольной вид». Это сформулировал сам Николай II, точнее написал эти слова на титульном листе проекта Рашевского. Кольцо выполняло не только сугубо практическую, но и представительскую задачу: очерчивая тогдашние границы Москвы, поезда проходили близ памятников московской старины. Вышеупомянутый путеводитель представляет дорогу как экскурсионный маршрут: его автор, фотограф и краевед Николай Останкович, привязывает к Малому кольцу традиционные московские достопримечательности, то есть «все интересное и достойное внимания не только каждого русского человека, но и туриста-иностранца». Современный турист может последовать примету путешественников столетней давности и устроить себе кольцевой тур вокруг столицы.

Центральной станцией и начальным пунктом окружной дороги была станция Лихоборы — точка пересечения кольца с Николаевской железной дорогой. Ее построили у деревень Нижние и Верхние Лихоборы, что на речке Лихоборке. Станцию строили как главный фасад кольца по проекту архитектора Александра Померанцева. Померанцев, а также Иван Рыбин разработали оформление всех 14 станций окружной дороги. Сегодня от этих памятников московского модерна осталось немного, но вокзальный комплекс в Лихоборах сохранился достаточно хорошо. В 2008 году там поставили памятный знак в честь столетнего юбилея кольца — стелу с паровозиками, там же есть музей окружной дороги. Теперь, после реконструкции, Лихоборы отступили в тень и начальной точкой больше не будут. Тем не менее с исторической точки зрения эта станция самая важная.

Москва. МЦК. Фото: Евгений Птушка. Strana.Ru
Москва. МЦК. Фото: Евгений Птушка

Простое перечисление названий из путеводителя по окружной дороге звучит как идеальная обзорная экскурсия по Москве от Владыкина до Петровского-Разумовского через Марфино, Останкино, Свиблово, Лосиный остров, Измайловский парк, Лефортово, Кусково, Коломенское, Черемушки, Даниловскую слободу, Воробьевы горы, Лужники и т.д., пока кольцо не замкнется в Лихоборах. В начале XX века большая часть этих пунктов находилась за городской чертой, кольцевая дорога шла по пустырям, лесам и промзонам. Сегодня это даже не окраины, хотя пути по-прежнему связаны с промзонами. Обновленное малое кольцо не только дает им импульс развития — для пассажиров оно открывает Москву с нового ракурса.

Москва. Вид из поезда МЦК. Фото: Евгений Птушка. Strana.Ru
Москва. Вид из поезда МЦК. Фото: Евгений Птушка

Такой точки зрения не было не только у гостей города, но и у самих москвичей. Кольцо метрополитена соединяет разные районы, но скрывает от глаз само пространство города. Надземное кольцо, наоборот, показывает, как все связано, при этом избавляет от пробок и тому подобных малоприятных издержек жизни мегаполиса. Увидеть в один день Воробьевы годы, ВДНХ и Лосиный остров — в привычных условиях Москвы это почти безумная задача. МЦК делает ее вполне осуществимой. Пусть это будет поверхностный взгляд на столицу — зато теперь можно «покрутить» Москву, как матрешку, и увидеть собственными глазами, как меняются ее слои и цвета.

Немаловажно, что эта экскурсия длиной в 54 километра и 80 минут обойдется вам не дороже билета на метро.

Детали

На Московском центральном кольце будет 31 станция. Два главных пути отданы пассажирским скоростным электричкам «Ласточка». Грузовой путь — третий, специально построенный. Поезда будут ходить с интервалом в 11 минут. В час пик время ожидания сократится вдвое, до 5–6 минут.

По сути кольцо будет наземным дублером Кольцевой линии метро: 17 станций соединены переходами со станциями метрополитена, действуют обычные билеты «Тройка», «Единый» и «90 минут». Если вы уже заплатили в метро и переходите на МЦК или наоборот, платить еще раз не нужно, но нужно сохранить билет. Первый месяц работы МЦК проезд будет бесплатным.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100