Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Доминанта без тайны

В советские годы многие дачные поселки ближайшего Подмосковья появлялись вокруг какого-то объекта и тяготели к нему больше, чем к Москве. Так и деревеньки-поселки на Боровском шоссе на западе Москвы нарастали вокруг аэропорта Внуково. Однако есть в тех местах объект, конкурирующий за звание местной доминанты

В ближайшем Подмосковье существует несколько хорошо известных «стародачных» мест: Переделкино, Николина Гора, Внуково. В советское время там были основаны дачные поселки, в которых выделялись участки писателям, поэтам, ученым, артистам, высокопоставленным военным и другим видным деятелям Советской страны. Но что бы ни говорили потом те, кто выбирал места под эти поселки, не только близость к Москве, наличие инфраструктуры и дорог становились определяющими факторами. Любое из выбранных мест обязательно обладало историей того периода, когда еще не было здесь ни поэтов, ни генералов, но уже жили люди, которые рождались и умирали, уходили на битву или возвращались с войны, со щитом или на щите. Вот так и во Внуково, неподалеку от «стародачного» «Городка писателей» на окраине деревни Изварино расположен храм Илии Пророка, или, по-другому, Ильинская церковь, являющаяся привычной доминантой этих мест. На купола ориентируются путешественники, сворачивающие с Боровского шоссе на Минское. Пока не заросли березняком поля, на церковь ориентировались грибники, заплутавшие в пойме реки Ликова и на косогорах старого карьера в направлении Осоргино.

Волею Ивана Грозного

По преданию, давным-давно царь Иван Грозный отправился на охоту, и было это как раз в тех местах, где сейчас расположена деревня Изварино. Внезапная гроза прервала царские утехи, и упал Иван Васильевич на колени, и стал умолять повелителя грома, небесного огня и дождя Илию Пророка смилостивиться и прекратить дождь. Святой прислушался к стенаниям царя, тучи расступились, уступив место солнцу. Самодержец поблагодарил Илию Пророка за понимание, и тут же дал указание в честь свершившегося чуда возвести на этом самом месте церковь в его честь. Произошло это 2 августа, и с тех самых пор уже много веков каждый год именно в этот день приход церкви Илии Пророка отмечает свой престольный праздник.

Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В наши дни храм Илии Пророка малоизвестен. О его существовании знают только местные жители, да проезжающие мимо автомобилисты. О нем не пишут в путеводителях по окрестностям Москвы. Как следствие, здесь нет потока туристов. Между тем, очевидно, не было бы церкви, если бы не было на этом месте самой деревни Изварино, первые упоминания о которой относятся к XVI веку, когда эти земли были получены Василием Биркиным по приказу Ивана Грозного благодаря удачно выполненному поручению деликатного дипломатического характера. А само название «Изварино» (по старому — «ИзвОрино») — вероятнее всего, является природным топонимом, отражающим рельеф местности, ведь «извор» означает крутой изгиб, а именно таковой делает река Ликова.

Первые упоминания о каком-то храме в этих местах относятся еще к XVI веку, однако достоверные сведения о деревянной церкви датируются более поздним периодом между 1670 и 1676 годами, когда на землях, принадлежащих Якову Петровичу Булычеву, заведовавшему при царском дворе столовыми приборами, напитками и прислугой, была построена новая церковь во имя Илии Пророка, и деревня превратилась в село. Яков Петрович недолго владел этими местами и уже в 1676 году был вынужден уступить земли царю Федору Алексеевичу, который, в свою очередь, пожаловал как Изварино, так и ряд соседних деревень боярину князю Федору Федоровичу Куракину. Куракин прославился подвигами во время польской войны 1660 года и усмирением медного бунта в Москве в 1662 году и в качестве назначенного дядьки старшего сына царя царевича Федора сопровождал последнего во всех поездках.

Три церкви одной деревни

В 1683 году у деревни вновь сменился хозяин: Изварино и окружающие земли перешли в собственность Александру Андреевичу Черкасскому — сыну князя Андрея Михайловича Черкасского, родного брата канцлера и кабинет-министра при императрице Анне Иоановне.

Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В годы его владения этими местами неподалеку, на другом берегу реки Ликовы в 1733 году была построена еще одна небольшая, но уже каменная, названная Никольской, церковь в стиле барокко. Отдельные строительные работы велись вплоть до конца XVIII века, когда была завершена постройка последнего здания. Названная в честь Николая Чудотворца, в обиходе церковь именовалась весьма разнообразно: Никольская церковь, Николаевская церковь, Николы церковь, Николы Угодника церковь, Николая Мирликийского церковь, Свято-Никольская церковь, Святоникольская церковь. Внизу соорудили склеп, где покоились почившие владельцы имения. Впрочем, будучи фактически личной церковью владельцев имения, деревенские туда были не вхожи, да и регулярные богослужения в церкви не проводились.

Александр Черкасский стал жертвой придворных интриг, был отправлен губернатором в Смоленск, затем по доносу арестован и приговорен к казни. В последний момент казнь заменили ссылкой в Сибирь, где спустя полтора десятка лет Черкасский и скончался. Изварино перешло к наследникам Черкасского. Именно при них в 1770 году началась перестройка деревянной изваринской церкви. Был сооружен двусветный куб с четырехскатной крышей. Строительные работы велись несколько лет. Сооружение последнего здания Ильинской церкви завершили в 1773 году. К этому моменту храм имел престолы в честь Илии Пророка и святого Николая. Именно вокруг нее бурлила деревенская жизнь. Здесь крестили детей, восстановили расположенное рядом разоренное в смутное время старинное кладбище, где вновь хоронили усопших. Известно, что именно на этом кладбище на высоком склоне реки Ликова захоронены мужики из Изварино, окрестных деревень Пыхтино, Внуково, Ликова, а также французы, погибшие в Отечественную войну 1812 года в ходе партизанской борьбы с войсками Наполеона, особенно когда французы уже отступали из Москвы по Боровскому шоссе в направлении Малоярославца. Собственно, даже одна из версий происхождения названия реки Ликова гласит, что река получила свое имя, когда армия Наполеона отступала, а народ ликовал по поводу победы.

К началу XX века деревянная церковь Илии Пророка конца XVIII века окончательно обветшала. Последний импульс к ее возрождению и активному использованию пришелся на тот момент, когда хозяином этих мест стал Владимир Алексеевич Абрикосов — сын кондитерского магната Алексея Ивановича Абрикосова. В 1904 году местные помещики и купцы решили на свои собственные средства возвести новый каменный трехпрестольный храм также во славу Илии Пророка. Иначе говоря, в окрестностях Изварино церквей в общей сложности должно было стать аж три: обветшавшая деревянная Ильинская, каменная Никольская и вот теперь еще каменная Ильинская.

Авторами проекта каменной Ильинской церкви стали архитектор-эклектик и модернист Николай Михайлович Садовников и один из мастеров московского модерна Борис Николаевич Шнауберт, неоднократно выполнявший заказы семьи Абрикосовых. Здание построили из красного кирпича в стиле псевдорусского классицизма. Строительство продолжалось несколько лет. Приземистое, даже пузатое здание с множеством украшений и пристроек было сооружено у изгибов реки Ликова, на повороте дороги, с тем чтобы стать доминантой местности. Промежуточным этапом стал 1910 год, когда состоялось освящение малым чином одного из престолов — в честь Смоленской иконы Божией матери. Помимо всевозможной церковной утвари в храме имелось 20 икон. Здесь же неподалеку, по свидетельствам жителей Изварино, находилась приходская школа. Впрочем, документального подтверждения этому не сохранилось. Однако завершить строительство колокольни и освятить храм полностью так и не успели: помешали частая смена владельцев этих мест, а затем всеобщий упадок на фоне изматывающей Первой мировой войны и революционные события 1917 года, после которых в 1918 году храм был закрыт и постепенно начал разрушаться. До начала 40-х годов в пустующем здании церкви находилась конюшня. Здесь же хранились зерно и сено. Потепление взаимоотношений между государством и церковью случилось во время Великой Отечественной войны, когда в 1943 году на некоторое время даже возобновились богослужения, однако в 1946 году храм был вновь закрыт. Следующие четыре десятка лет здание использовалось Мосфильмом, который разместил там архив фотокиноматериалов истории ленинизма. Впрочем, со стороны постройка выглядела заброшенной: почерневшие стены с осыпающейся кирпичной кладкой, на перекрытиях — кустарник и бурьян, частично замурованные окна. Было во всей этой разрухе что-то волнующе, загадочное и таинственное. В 1990 году церковь была возвращена верующим.

Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В отличие от судьбы новой церкви Илии Пророка, судьба старой деревянной Ильинской и каменной Никольской церквей оказалась весьма плачевной. Старая деревянная Ильинская церковь не использовалась для богослужений с начала XX века, но сохраняла свои формы еще достаточно долго. Частично разобранная на дрова во время войны, окончательно постройка была полностью уничтожена пожаром в 1975 году. Каменная Никольская церковь была разорена сразу после Великой Октябрьской революции. Кирпич стал растаскиваться местными жителями для личных нужд. Остатки были снесены в 1930-х годах. До наших дней не дошли даже руины.

Новейшая история. Возрождение

С возвращением церкви верующим ушла и тайна. Церковная жизнь оживилась. После большого перерыва первым настоятелем новой церкви Илии Пророка стал священник Андрей Мельников. Весь первый год службы шли лишь в одном правом приделе, названном в честь Святителя Николая. Не было отопления, а тепло поступало по большой трубе, по которой в помещение осуществлялся надув нагретого воздуха. Отгораживающая остальной объем храма ширма скрывала разруху и бурьян, захвативший шаг за шагом внутренне пространство. Не было ни пола, ни стекол. Часть оконных проемов была кое-как заложена кирпичами, а другая часть и вовсе забита деревянными щитами. Прихожане чувствовали себя то ли на стройке, то ли на заброшенном заводе. Восстановление церкви стало возможным в том числе благодаря активности прихожан из числа местных жителей. Облик храма менялся буквально на глазах: на куполах, как и много десятилетий назад, появились кресты, сбоку от основного здания церкви для начала построили временную деревянную колокольню, привели в порядок аркатурно-колончатый пояс, застелили пол, наконец восстановили иконостас, собрав его с миру по нитке: одни иконы приносили местные, другие ими же писались. Прихожане уважали и любили отца Андрея, но в 2001 году прямо на Рождество священник скоропостижно умер, оставив четырех малолетних детей. Было ему всего 39 лет, но несмотря на молодость, его духовный и моральный авторитет среди прихожан был огромен. Андрей Мельников похоронен в ограде храма.

Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Ильинская церковь в поселке Изварино. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Новым настоятелем стал протоиерей Николай Олейников. Уже в начале 2003 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия по найденным старым чертежам была построена колокольня и вспомогательные помещения. Сделан пригодным для проживания дом священника, приведена в порядок территория внутри ограды храма, заказан новый иконостас. Форма восстановленных луковиц пяти куполов символизировала пламя свечи — идею глубокого молитвенного горения к небесам, а их количество, равное пяти, один из которых возвышается над другими, символизировало Иисуса Христа и четырех евангелистов. В полностью отреставрированной церкви появились целых три придела: главный — Илии Пророка и два дополнительных — Казанской Божией Матери и святителя Николая.

2 августа 2005 года отреставрированный храм был освящен архиепископом Можайским Григорием. Одновременно происходило празднование 100-летнего юбилея Ильинской церкви в селе Изварино. Не такой уж огромный возраст по меркам здания, но весьма внушительный по меркам срока, отведенного на человеческую жизнь.

Послесловие

В 2009 году внешний вид церкви изменился в последний раз: состоялась торжественная замена черного центрального купола на золотой. Черный цвет монашества сменил золотой цвет небесной славы. Одновременно на четырех малых куполах появились золотые восьмиконечные звезды. Теперь ярко-золотая маковка видна издалека и невольно приковывает взгляд. И, казалось бы, хорошо, когда восстанавливают старые храмы, имеющие за плечами не один век. Но немного грустно, когда, восстанавливая, их начищают, натирают до блеска так, что пропадает ощущение старины, развеивается та самая тайна, окутанная важными, эпическими, трагическими, скорбными или радостными событиями. А потому, несмотря на кажущуюся ухоженность и давнюю, причем отнюдь не простую историю, то, что можно увидеть в Изварино сейчас, и что называется Ильинской церковью, или церковью Илии Пророка, — все-таки новодел. Из древнего остались разве что стены, все остальное выглядит как-то слишком уж ярко и лубочно. И отчего-то возникает ностальгия по черному матовому куполу, венчавшему центральный свод почти два десятилетия. Было в нем что-то аскетично задумчивое, когда Илья Пророк своими куполами и скупой потемневшей колокольней прорезал звенящий от мороза или плавящийся от жары воздух, напоминая о противоречивости мироздания и трудностях бытия.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100