Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

По следам двух капитанов

8 августа исполнилось бы 55 лет Почетному полярнику России Олегу Продану. Он погиб 18 апреля 2016 года в Арктике на острове Белый при крушении легкомоторного вертолета Robinson. Он был руководителем экспедиции «По следам двух капитанов», разыскивающей пропавшую 100 лет назад шхуну «Святая Анна» Георгия Брусилова.

18 апреля 2016 года в Арктике на острове Белый разбился вертолет Robinson, один из трех вертолетов экспедиции «По следам двух капитанов». На борту были командир воздушного судна Алексей Фролов, штурман Михаил Фарих и руководитель экспедиции, директор национального парка «Онежское Поморье» Олег Продан. Не выжил никто.

Что делал легкомоторный прогулочный вертолет в Арктике и почему столь важная для истории нашей страны экспедиция не имела технического сопровождения государственного уровня? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать предысторию.

Болезнь Арктикой

Олег Леонидович Продан родился 8 августа 1961 года. В 1982 году окончил Рыбинский авиационный технологический институт по специальности инженер-механик. В 2008 году — Московскую академию государственного и муниципального управления. Офицер запаса ВДВ, кандидат в мастера спорта по парашютному спорту (1500 прыжков, первый из которых Олег совершил в 14 лет), один из создателей и первый директор национального парка «Онежское Поморье», образованного в 2013 году, действительный член Русского географического общества, Почетный полярник России.

Олег Леонидович Продан. Фото: Андрей Каменев. Strana.Ru
Олег Леонидович Продан. Фото: Андрей Каменев

Олег Леонидович был незаурядным человеком, влюбленным в Север. Любовь эта началась с его первой экспедиции в Арктику в 1994 году. На тот момент Олег занимался развитием туризма в Рыбинске и имел за плечами успешный проект по подписанию протоколов о побратимских отношениях между Рыбинском и американскими городами Кингспорт, Джонсон-Сити и Бристоль. К нему обратилась группа бельгийских ученых, разрабатывавших вакцину от СПИД, с просьбой помочь получить разрешения на работу в ненецкой тундре. Олег помог, и в качестве благодарности ученые взяли его с собой в экспедицию. Больше месяца Олег с ненцами и бельгийцами кочевал на оленях по Буданской тундре и вернулся оттуда совершенно другим человеком. Он заболел Арктикой в прямом и переносном смыслах.

По возвращении из экспедиции у него отказали ноги. Только представьте себе 33-летнего активного, полного жизни мужчину, который в один момент без видимых причин стал инвалидом. Правильный диагноз сумел поставить единственный старый врач-невропатолог — окопная болезнь, которой страдали наши солдаты во Вторую мировую войну. Во время экспедиции ноги в валенках постоянно промокали, подмерзали, в результате нервные окончания на ногах пережимались. Пока человек был на адреналине, организм справлялся с проблемой. Как только стресс проходил, защитный механизм переставал работать. Так случилось и с Олегом. Врач дал ему таблетки времен Великой Отечественной войны, которые перестали выпускаться еще в 1954 году, и он встал на ноги. Так процесс болезни Арктикой вошел в его жизнь. Тогда же он встретил Марину Пацай, свою вторую жену, единомышленника и напарника на всю оставшуюся жизнь. В 1989 году они уже вместе организовали первую парашютную экспедицию на Северный полюс. С этого момента имя Олега Продана для путешественников Севера означало профессионального и надежного организатора.

Олег Леонидович всегда брался за, казалось бы, нереальные, никому не нужные и нереализуемые проекты. В его послужном списке — организация более двадцати международных и российских экспедиций в Арктику и Антарктику. Но в сфере его интересов были не только труднодоступные места и труднопроходимые маршруты. После знакомства с культурой ненцев и их бережным и уважительным отношением к природе вопросы экологии, рационального природопользования стали для Олега важной частью его собственной жизни.

В 2008 году они с Мариной открыли собственный эко-отель «Летняя золотица» на берегу Белого моря в одноименной поморской деревушке и начали проводить первые фототуры на льды к новорожденным детенышам гренландского тюленя. Они решили доказать, что т.н. «традиционный промысел» бельков не имеет ничего общего ни с традицией, ни с необходимостью выживания в условиях Севера. А еще они хотели показать местным жителям, что защита животных гораздо выгоднее, чем их убийство. Благодаря строительству эко-отеля все работоспособное население деревушки с 2002 по 2008 год было трудоустроено и не уехало в большие города на заработки. Местные жители не только сохранили костяк населения, но и прошли обучение, переняли новые технологии строительства и стали востребованы как работники. Их же Олег с Мариной привлекли на работу в отель после его открытия и во время первого звездного фототура в марте 2008 года, когда в «Летнюю золотицу» приехал звездный десант в лице Николая Дроздова, Лаймы Вайкуле, Алены Свиридовой, Артемия Троицкого, Виктора Гусева, Александра Ф. Скляра и представителей крупнейших СМИ России. Благодаря громкой пиар-кампании петицию в защиту бельков подписали тысячи человек, и уже через год Владимир Путин подписал Указ о запрете промысла гренландского тюленя в России. А ведь год тому назад это всем казалось невозможным. Всем, кроме Олега Продана.

Олег Продан и Марина Пацай. Фото: Андрей Каменев. Strana.Ru
Олег Продан и Марина Пацай. Фото: Андрей Каменев

Любовь к природе и Северу у Олега соперничали только с более давней любовью к небу, но по здоровью путь в гражданскую авиацию ему был закрыт. Однако это его не остановило, и в 50 лет он получил свидетельство пилота вертолета. Это произошло через год, после самого знакового события в его жизни.

По следам двух капитанов

В 1944 году Вениамин Каверин написал роман «Два капитана» о поисках пропавшей в 1914 году во льдах Арктики экспедиции Георгия Брусилова, которая на шхуне «Святая Анна» впервые в истории пыталась пройти Северным морским путем. Кто из нас не зачитывался этой книгой в детстве? Многие мечтали, как Саня Григорьев, отыскать пропавшую экспедицию. Но лишь 100 лет спустя несколько путешественников-экстремалов решили превратить мечту в реальность.

В 2008 году к Олегу Продану обратилась группа путешественников с просьбой помочь организовать экспедицию на архипелаг Земля Франца-Иосифа для поисков следов пропавшей «Святой Анны». У них была идея и опыт экстремальных путешествий, но не было ни денег, ни связей, ни организаторского опыта. Поначалу путешественники метались между несколькими организаторами, пока не разочаровались во всех и не пришли через год к Олегу снова с просьбой уже возглавить проект.

Именно серия экспедиций «По следам двух капитанов» стала одной из главных тем в жизни Олега Продана, навсегда вписавших его имя в историю арктических открытий. Она и стала его судьбой.

Олег Продан во время своей последней экспедиции «По следам двух капитанов». Фото: Андрей Каменев. Strana.Ru
Олег Продан во время своей последней экспедиции «По следам двух капитанов». Фото: Андрей Каменев

Первая экспедиция на поиски «Святой Анны» была организована Олегом Проданом летом 2010 года. Первая — и сразу сенсация! На мысе Ниль острова Георга архипелага Земля Франца-Иосифа на каменистой осыпи, обнажившейся под растаявшим ледником, были найдены дневники, личные вещи членов команды и останки одного из матросов со шхуны «Святая Анна». Как сказал бывший командующий авиации ФСБ России Николай Федорович Гаврилов, помогавший организовать экспедицию: «Каждая удача — это результат не случая, а огромной проделанной работы. Удача не приходит к кому попало».

За первой последовали следующие — в 2011, 2012, 2013 годах. В продолжение исследований в 2013 году экспедиционеры установили на льды в точке, где была зажата «Свята Анна», радиобуи и проследили курс ее возможного дрейфа. Встал ключевой вопрос: не является ли единичным случаем именно такой трек буев? Или это стабильное неоднократное явление? Повторение трека подтвердило бы траекторию движения шхуны сто лет назад и могло бы ограничить район ее поисков. В 2016 году буи должны были быть поставлены на те же точки, что и в 2013 году.

Первые экспедиции 2010–2011 годов официально поддержали вертолеты пограничной службы России. С 2013 года участники экспедиции уже летали в Арктику на легкомоторном вертолете Robinson-R66, потому что часть пути от острова Александры до точки координат «Святой Анны» вертолеты пограничников проделать уже не могли: полеты, не предусмотренные служебными задачами, запретили. В 2016 году кризис дал о себе знать: пограничники стали летать меньше, поэтому возможность использования их авиации даже не обсуждалась.

Экспедиция «По следам двух капитанов». Фото: Андрей Каменев. Strana.Ru
Экспедиция «По следам двух капитанов». Фото: Андрей Каменев

Новизна экспедиции 2016 года заключалась в том, что путешественники летели путем полярных летчиков 1937 года. Кроме того, это был путь, схожий с треком Святой Анны. И это имело символическое значение — повторить путь пропавшей 100 лет назад экспедиции.

18 апреля восемь исследователей на трех вертолетах Robinson вылетели из Москвы в Арктику. Экспедиция должна была продлиться около двух недель и пройти через Архангельск, Нарьян-Мар, поселок Андерма на побережье Карского моря, остров Белый возле полуострова Ямал, мыс Желания архипелага Новая Земля и остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Основной трудностью предстоящей экспедиции, как заявили сами организаторы на пресс-конференции в Москве, должны были стать непредсказуемые погодные условия. Так и случилось.

Ухудшение погоды затормозило планы путешественников. На подлете к полуострову Ямал два вертолета совершили посадку, а третий, в котором находился руководитель экспедиции Олег Продан, полетел дальше на разведку и попытался сделать посадку на острове Белый, спустившись под густой туман. По радиосвязи члены экспедиции услышали спокойным голосом фразу пилота: «Выходим». А еще через несколько минут тоже спокойным голосом: «Не получается». Через несколько минут связь с первым бортом прервалась. На следующий день разбившийся вертолет был найден на острове Белый. На часах в кабине время остановилось в 20:06.

Экспедиция «По следам двух капитанов». Фото: Андрей Каменев. Strana.Ru
Экспедиция «По следам двух капитанов». Фото: Андрей Каменев

Причины крушения сегодня выясняет Следственный комитет России. Основная версия — плохие погодные условия. Однако ситуация была абсолютно штатной, а путешественники были опытнейшими пилотами, которые ранее уже летали на таких машинах на Северный полюс и дважды в кругосветное путешествие. Командир эскадрильи вертолетов ФСБ, который командовал полетами в 2010–2011 годах, предположил, что путешественников погубило коварное арктическое явление «белое на белом». Туман, который показался пилотам незначительным, на самом деле достаточно обманчив, потому что он белый на белом фоне, то есть у пилота нет точки, к которой можно прицепиться глазами и по которой можно определить горизонт. Они могли потерять контроль над высотой и врезаться в землю.

Вот так трагично прервались жизни трех путешественников, но не прервалась идея, которой они служили. «Смерть Олега нельзя принимать как большое несчастье, — сказала Марина Пацай. — Для него это красивое окончание его жизненного пути. С его уходом его дело не закончилось. Он просто освободил место другим».

Олег Продан всегда приветствовал появление новых лидеров, а не тянул одеяло на себя. Он брался за задачи, за которые не брался никто или никто не мог выполнить. Он показывал людям путь и уходил. Так случилось и в этот раз. «Мы нашли следы экспедиции Брусилова 100-летней давности, показав молодым, что и на ваш век, ребята, открытий хватит», — заявил он на пресс-конференции перед экспедицией. Он ушел там и туда, что любил больше всего — Арктику и небо.

Связанные места

в путеводителе

Связанные материалы

Rambler's Top100