Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Джаз и курьезные планты

В XXI веке внешний вид любого мегаполиса сильно отличается от себя самого лет 50 назад. Что-то строится, расширяется, реконструируется, а количество зеленых зон неумолимо сокращается, особенно в последние годы в Москве. Тем удивительнее обнаружить в самом центре нетронутый оазис – Аптекарский огород на проспекте Мира.

Огород Ивана Грозного

Москва, как известно, — столица нашей родины и один из величайших мегаполисов. Здесь живут миллионы людей. Сюда ежедневно стекаются десятки, даже сотни тысяч, чтобы раствориться в кубометрах бетона и стекла. Во многих кварталах Москвы, как, впрочем, и других крупных городов мира, давно нет зелени. Она просто не выживает в условиях агрессивной городской среды. Тем ценнее каждый островок природы. Тем удивительнее, что в Москве до сих пор сохранились такие оазисы. Одно из этих чудесных мест — Аптекарский огород на проспекте Мира.

Появившись на Руси впервые в XI веке, вначале так называемые аптекарские огороды устраивались при монастырях в целях разведения лекарственных и всяких ароматных трав. До Москвы мода на аптекарские огороды дошла лишь спустя 5 веков, когда по указу Ивана Грозного таковой появился под стенами Кремля. Наконец, в XVII веке царь Алексей Михайлович учредил специальный Аптекарский приказ. Специальные люди выезжали из города для сбора всевозможных полезных трав. В допетровские времена в Москве аптекарских огородов стало уже целых три — у Каменного моста, у Мясницких ворот и в Немецкой слободе. С каждой такой плантацией в обязательном порядке соседствовали сушильни и варильни, где готовилось зелье с целебными свойствами.

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

Впрочем, до наших дней ни один из них не сохранился. Все они исчезли бесследно. Нынешний аптекарский огород на проспекте Мира появился лишь в начале XVIII века по указу Петра I. В качестве места была выбрана тогдашняя северная окраина Москвы неподалеку от Сухаревской башни, к которой в те времена вплотную примыкали леса и болота. Основой новообразования стали растения из Измайловского сада. В церемонии закладки аптекарского огорода участвовал сам государь-император, в процессе которой посадил ель, пихту и лиственницу, дабы подданные понимали различия и не путались в определении разных видов. Таким образом, именно с 1706 года огород ведет свою славную историю. Учитывая, что императорское внимание к травам было напрямую связано с заботой об армейской медицине, неудивительно, что спустя некоторое время огород поступил в оперативное управление Московского госпиталя, а позже — Медико-хирургической академии, которой в течение 6 лет служил в качестве дополнительной учебно-образовательной территории — лаборатории и одновременно полигона под открытым небом. Несмотря на то что для управления огородом нанимали немецких ученых, первые годы профессиональных ботаников среди них не было. Лишь в 1735 году место директора занял некто Траутгот Гербер (1709–1742), выпускник Лейпцигского университета, имеющий докторскую степень. В штат огорода, помимо директора, тогда входили огородник, младший садовник, а также пятнадцать неквалифицированных работников и шесть учеников-подмастерьев, что позволило уже в 1736 году составить первое в истории описание «плантов» Москвы, организовать и осуществить несколько медико-ботанических экспедиций. Однако,в 1741 году ставка директора-профессионального ботаника во главе огорода была ликвидирована, и следующие долгих 45 лет им вновь руководили люди, мало чего в ботанике смыслящие, что привело императорский сад в упадок и запустение. Лишь в 1786 году директором был назначен Фридрих Христиан Стефан — доктор медицины, философии и права, профессор химии и ботаники Медико-хирургического училища. Благодаря Стефану в 1796 году «Аптекарский огород» был присоединен к Медико-хирургическому училищу и чуть позже к его преемнице — Медико-хирургической академии. Несмотря на все пертурбации XVIII века, огород успели благоустроить, переустроив на манер французского регулярного парка. Территорию разделили широкими прямыми аллеями на отдельные части, а кустарники сажали и стригли таким образом, чтобы те создавали геометрически правильные фигуры. Уже спустя несколько лет высаженные вдоль аллей липы и вязы создавали приятную тень. Естественных подпиток водой в виде ручьев и ключей «Аптекарский огород» не имел, а потому для сбора вешних и дождевых вод, предназначенных для полива посадок, был выкопан пруд, устроенный на так называемом «глиняном замке». Технология предполагала выстилание дна несколькими слоями гжельской серой глины. Первоначально он был прямоугольным, однако позже, в середине XIX века, его форму изменили, сделав овально-вытянутым. В те же годы в южной части парка построили оранжереи. Ну и, конечно, высаживали в строгом порядке и большом количестве лекарственные растения.

МГУ спешит на помощь

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

В 1804 году было принято решение о переезде Медико-хирургическая академии в Санкт-Петербург. Уехал в северную столицу и Стефан. «Аптекарский сад» осиротел. Перспективы дальнейшего существования становились чем дальше, тем все более туманными. Наиболее вероятным развитием событий казалась распродажа территории малыми частями под застройку частным лицам. А ведь потеря огорода как целостного организма, как уникального красивейшего места стала бы непоправимой утратой, если бы не одно но: аптекарский огород, весь целиком, вместе с посадками и постройками выкупил Московский университет, нуждавшийся в месте для ботанического сада, поскольку старый сад в самом центре Москвы на Моховой потребности учебного заведения уже не удовлетворял. В архивах сохранилось прошение министра народного просвещения Российской империи, в котором говорится: «Московский университет, имея необходимую надобность в устроении для себя Ботанического сада, нашел (...) удобный таковой сад прежде бывшей в Москве хирургической Академии, который со всеми его строениями оценен в 11000 рублей. Но как университет, имея, кроме того, много других потребностей, не может уплатить означенные деньги из ежегодной суммы, по штату ему отпускаемой, то дабы оный (...) мог воспользоваться сим столько нужным для него заведением, я беру смелость испрашивать Высочайшего повеления о заплате упомянутых денег из капитала, на учебную часть определенную».
Сейчас, спустя столетия, сложно оценить, насколько это были большие деньги для университета или для бюджета министерства. Важно одно, а именно положительная резолюция императора: «Быть по сему». Так с 1 апреля 1805 года Московский университет получил в свое распоряжение новый ботанический сад. Для реанимации «Аптекарского огорода» из Пруссии был приглашен профессор Георг Франц Гофман, благодаря которому из европейских ботанических садов доставили множество самых разных растений. Уже к 1808 году коллекция сада состояла из около 3500 видов растений, для содержания которых годом раньше построили оранжерею. Между тем денег на полнокровное использование и развитие территории у университета по-прежнему не было. Дело дошло до того, что в 1810 году руководство учебного заведения готово было сдать часть неиспользовавшейся тогда земли в аренду «огородникам», чтобы хоть немного подзаработать на содержание остальной территории.

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

После огромных потерь, нанесенных саду Отечественной войной 1812 года, когда практически все постройки были уничтожены, а насаждения сожжены, чтобы хоть как-то остаться на плаву, Гофману ничего не оставалось делать, как продать 4 гектара территории. С молотка ушли застроенные ныне многоэтажными зданиями задняя (если смотреть с проспекта Мира) часть сада, примыкавшая в Ботаническому переулку (ее продали под частный садовый питомник), а также достаточно широкая полоса слева со стороны Протопоповского переулка. К счастью, за всю историю сада этот случай уменьшения территории до настоящего времени единственный, а средств хватило для восстановления разрушенного войной хозяйства. Именно за счет тех денег Гофман построил новые оранжереи, в которых в кадках и горшках была размещена целая коллекция тропических растений.

Директорское наследие

После периода бурного развития ботанического сада начала XIX века его середина стала периодом стагнации и даже рецессии. Долгих 26 лет (1834–1860) директором аптекарского огорода был профессор Александр Григорьевич Фишер фон Вальдгейм. Будучи заслуженным в научном мире, но при этом чрезвычайно занятым человеком фон Вальдгейм не имел возможности уделять достаточно внимания ботаническому саду. Зато плоды руководства всеми последующими директорами «Аптекарского огорода» можно видеть до сих пор.

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

В бытность директорствования Николая Николаевича Кауфмана (1865–1870) были приобретены пальмы, прямые потомки которых растут до сих пор. В период руководства садом Иваном Николаевичем Горожанкиным (1873–1902) построили пальмовую оранжерею и новый, позволивший вести круглогодичные занятия и исследования двухэтажный лабораторный корпус, в который перевезли гербарные коллекции. Кстати, здание пальмовой оранжереи дошло до наших дней. На территории Ботанического сада появилась альпийская горка, а также участки для демонстрации лекарственных, ароматических, красильных, дубильных и других разнофункциональных растений.

Учитывая огромное разнообразие образцов флоры (более 5 тысяч) и ее ценность не только с научной стороны, но и с точки зрения популяризации ботаники, была начата реконструкция территории для ее использования в качестве уникальной экскурсионной площадки. В связи с этим предпринимались выезды за рубеж для ознакомления с принципами экскурсионной работы и приобретения экземпляров новых растений. Параллельно была построена специальная оранжерея с обогреваемым бассейном, предназначенная для выращивания и демонстрации водных растений — обитателей тропиков. Посетители позволяли саду зарабатывать на входных билетах. Для дополнительного привлечения гостей вдоль дорожек стали размещать скамьи для отдыха, высаживать декоративные цветы, а экземпляры коллекций в летний период выносить на улицу.

Зелень на продажу

В первые годы советской власти до науки в «Аптекарском огороде» руки не доходили. Оранжереи не отапливались вообще, а заборы разобрали на дрова жители окрестных домов. В итоге сад превратился в проходной двор. Лишь с середины 20-х годов началось постепенное восстановление разрушенного хозяйства. Шаг за шагом возобновлялась научная деятельность, которая почти 10 лет разве что теплилась. Между тем денег на содержание все равно не хватало, а потому получение средств от выращивания растений на продажу стало фактически неотъемлемой частью бюджета.

«Новое время, новые песни»… В 1930-е годы в ботаническом саду появились образцы монументальной пропаганды. В советские годы на месте нынешнего Зеркального канала был цветочный партер, а чуть левее — памятник Владимиру Ленину.

1940—1960 гг. Фото: Kelly / pastvu.com. Strana.Ru
1940—1960 гг. Фото: Kelly / pastvu.com

Уже в 40-е годы Ботанический сад должен был заметно увеличиться по площади. В его оформление и переоборудование планировалось вложить значительные денежные средства, но помешала война. В итоге все осталось так, как было. Всю военную пятилетку территория сада использовалась для выращивания подножного корма. Кроме того, там даже оборудовали бомбоубежище.

С наступлением мира начал возрождаться и «Аптекарский огород». Его посещаемость достигала 200 тысяч человек в год, что было просто-таки гигантской цифрой. Несмотря на то что в 1952 году в каких-то 200 метрах открылась станция метро, заход посетителей с 1-й Мещанской улицы (проспекта Мира) осуществлялся через банальные деревянные ворота, лишь пройдя которые гости видели зеленое великолепие территории. Между тем в оформлении станции метро, названной «Ботанический сад» (позднее переименована в «Проспект Мира»), были использованы тематические мотивы.

Несмотря на то что еще в 1945 году были заложены питомники и оранжереи в Останкино (будущий Главный ботанический сад Академии наук СССР), а на Ленинских горах также планировался Агробиологический сад МГУ, вплоть до первой половины 1950-х годов Аптекарский огород оставался единственным и безальтернативным действующим в Москве ботаническим садом.

1953—1956 гг. Фото: silver44 / pastvu.com. Strana.Ru
1953—1956 гг. Фото: silver44 / pastvu.com

Лишь спустя несколько лет уже после открытия комплекса зданий МГУ на юго-западе Москвы «Аптекарский огород», став филиалом, начал выполнять больше декоративные и рекреационные, нежели научные функции.

Новое — хорошо отреставрированное старое

Постепенно «Аптекарский огород» начал вновь приходить в упадок. К началу 1990-х годов перестала удовлетворять как объемом, так и с точки зрения безопасности пальмовая оранжерея: деревья уперлись в крышу, а сотрудники работали в помещении в каске, опасаясь рушащихся элементов кровли и выпадающих стекол. Заросли официальные дорожки, вместо которых посетители варварски протоптали новые. По причине всеобщей разрухи в первые постсоветские годы в какой-то момент сад был закрыт для посетителей. Уже в середине 1990-х годов для восстановления хозяйства пригласили ведущих зарубежных ландшафтных дизайнеров и садоводов, перед которыми была поставлена грандиозная задача разработать план реконструкции, предполагающий бережное сохранение исторической территории.

Невозможность пересадки произрастающих в оранжерее крупных взрослых экземпляров тропических растений на новое место привело к неожиданному решению: старую оранжерею целиком, за исключением фасадной стены, просто накрыли, как куполом, новым зданием, тем самым обеспечив термическую преемственность и непрерывность процесса поддержания находившихся внутри растений. Привели в порядок потерявшие историческую структуру тропиночно-дорожечную сеть и коллекционные территории. При участии иностранных специалистов были созданы новые экспозиции: Теневой сад и Вересковая горка. В первые годы XXI века был реставрирован пруд, обновлена коллекция водных и прибрежных растений.

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

Между тем по-прежнему не была до конца решена проблема дальнейшего финансирования сада. Для обеспечения частичной окупаемости «Аптекарского огорода» у главного входа в сад со стороны проспекта Мира было возведено специальное здание, в котором часть помещений сдается в аренду. В нем же располагаются кассы и сувенирные магазинчики. Кроме того, вдоль улицы Грохольского были построены в едином стиле 5 дополнительных павильонов офисного типа.

Сейчас «Аптекарский огород» занимает 6 гектаров земли, которая приобретает чуть было не утраченные уют и живописность. Несмотря на многочисленные реконструкции, в саду сохранились элементы исторической планировки XVIII века. До сих пор живы и вполне здоровы некоторые деревья, возраст которых составляет 250-300 лет. К наиболее старым деревьям относятся старейшее дерево Москвы — ива белая на берегу извилистого пруда и лиственница, посаженная самим Петром I в компании с елью и пихтой «для наущения граждан в их различии». Из трио до наших дней дошла только она. Правда, в начале ХХ века ее крону повредила молния, и с тех пор она почти не растет, но живая, а возраст совсем недавно был подтвержден с помощью специального ботанического бура.

Ива белая. Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Ива белая. Фото: Елена Белкина

Кирпичная стена, отгораживающая сад от кафе на проспекте Мира и высоток в Протопоповском переулке, усилиями старых ясеней сегодня частично разрушена. Но никому и в голову не приходит их валить, объявив аварийными. Проломы в стенах облагораживают, заботливо обкладывая камушками. Все-таки первое слово здесь за растениями, они здесь главные!

Лето в огороде

Сад ухожен и удобно расположен, а потому хорош в любое время года. Здесь любят фотографироваться, здесь часто проводят время целыми семьями, здесь назначают свидания влюбленные. Летом в «Аптекарском огороде» цветет лаванда, распространяя повсюду свой целебный успокаивающий аромат. А о возрасте самого первого ботанического сада в России напоминает цветочная клумба в виде впечатляющей цифры — 310.

Отдельной живой достопримечательностью являются коты, проживающие на территории Ботанического сада и, по словам сотрудников, якобы являющиеся потомками царских котов времен Петра I. Все началось с валерианы, которая выращивается в «Аптекарском огороде» свыше 300 лет и от которой, как известно, балдеют коты всего мира.

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

Прекрасные виды «курьезных плантов» (как говаривали раньше) начинаются прямо от входа с Зеркального канала, упирающегося в Субтропическую оранжерею. Несмотря на отнюдь не безграничную территорию, по «Аптекарскому огороду» можно бродить часами. В последние годы это не только место прогулок, но и культурного времяпрепровождения — проведения всевозможных выставок, конкурсов и фестивалей, в том числе сезонных: весенние фестивали цветов, выставка японских бонсаи, фестиваль «Краски осени», и даже совсем уж экзотические фестивали «Тропическая зима», в ходе которых гости могли увидеть редчайшие тропические орхидеи, бромелии, папоротники и лианы, экспозиции хищных растений. Отдельное внимание уделяется зачастую не совсем понятным, но от этого не менее забавным арт-инсталляциям, которые есть как в оранжереях, так и под открытым небом. Часть из них хоть и странны, но умом постижимы: например, в малом бассейне на постаменте установлен «Памятник калитке», увитой растением, немного напоминающим пижму.

Другие объекты сюрреалистичны до предела. Под длинными садовыми аркадами подвешены шерстяные «яйца» с длинными такого же цвета хвостами. В другом месте прямо на перекрестке дорожек можно увидеть несколько плетеных из прутьев шаров — гнезд. А в канале, предназначенном для пополнения пруда и полива растений и отгораживающем основную территорию сада от поляны ландшафтных фестивалей, организована инсталляция, обозначенная как «Take Hiroshi». В пальмовой оранжерее установлена авангардная полимерная композиция «Остов», композиция «Сифонофора» и другие. На склонах Хвойных горок окопались суперсовременные фигуры, среди которых то ли кентавр, делающий селфи, то ли Дон Кихот, проглотивший розовую собаку. Среди клумб периодически пробегает гигантский паук. Где именно он сейчас — неизвестно, поскольку он все время меняет свое местоположение, мигрируя из одного угла сада в другой. Что символизируют все эти загадочные объекты, понять почти невозможно, но, учитывая их затерянность среди буйной растительности, они вызывают не отторжение, а всего лишь улыбку. Пусть будут! А еще осенью в «Аптекарском огороде» проводится фестиваль песка, из которого создаются необычные композиции.

Фото: Елена Белкина. Strana.Ru
Фото: Елена Белкина

Помимо этого, на территории огорода находится Театр Содружества актеров драмы (сокращенно — Театр «С.А.Д»), а также происходят open-air фестивали. Летом, когда жара такая, что плавится асфальт, хочется купаться, холодного мороженого или по крайней мере лежать на травке и не шевелиться. Какие тут клубы и концертные залы! Никакой кондиционер не заменит времяпрепровождения на природе. А тут самый центр Москвы, близость метро и, пожалуйста, получите open-air!

Все лето 2016 года вплоть до начала сентября на площадке ландшафтных фестивалей, чередуясь, все пятницы и выходные происходят Classic Open Air Moscow и Фестиваль «Город Джаз».

Последний, организованный фондом поддержки современной инструментальной музыки «ArtBeat» Алексея Козлова, еженедельно приглашает выступить наиболее интересных представителей современной российской музыки, среди которой world music, прогрессив-рок и арт-рок, фьюжн и концептуальный джаз, электронный нью-эйдж и камерная импровизационная музыка, сплав джаза и классики, а также многое другое.

По признанию экспертов, кудесникам из «ArtBeat» удалось сотворить на фестивальной площадке лучший open-air звук. Организаторы не замахивались на гигантизм. Тем не менее благодаря грамотно вынесенной в центр поляны второй паре звукоусилительной аппаратуры относительно камерный фестиваль охватил немаленькую площадку.

Со сцены фестиваля уже звучал нео-соул то в виде мягкого и влажного смузи, то в виде упругого, чуть надтреснутого фанка в исполнении Алены Тойминцевой & Think Twice и crossover на стыке классики и джаза, творимый смычками Collegium Musicum под управлением Александра Барклянского, неповторимая Marimba Plus и Анна Королева с проектом «Jump». А впереди еще живая легенда — саксофонист Алексей Козлов с ансамблем «Арсенал», культовый гитарист Иван Смирнов и многое-многое другое. До начала сентября еще достаточно времени для желающих насладиться музыкой. Спешите успеть!

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100