Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Убитые шедевры

Десять архитектурных творений Москвы, которые надо немедленно увидеть, чтобы не жалеть об упущенной возможности, когда от них останутся воспоминания

Методично и неостановимо, на фоне лозунгов о патриотизме, в Москве разрушаются архитектурные памятники, которыми бы гордился любой город мира. Трудно понять, почему это происходит, ведь архитектура — это не только историческая память, но и возможность пополнить бюджет с помощью потока туристов, которых привлекают здания «с душой», а не громады торговых центров и кварталы элитного жилья.

Митинг движения «Архнадзор» против уничтожения культурного наследия в Москве. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Митинг движения «Архнадзор» против уничтожения культурного наследия в Москве. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В нашем обзоре — интереснейшие здания столицы, которые в данный момент находятся под угрозой уничтожения. Одни разрушатся сами по себе, другие будут заменены муляжами, облик третьих нарушится в ходе ликвидации исторического ландшафта. Пройдет немного времени, и о том, как выглядели эти шедевры, мы будем судить лишь по рисункам, фотографиям и архивным материалам.

Палаты князя Пожарского, конец XVII века

Первым хозяином усадьбы был князь Дмитрий Пожарский. В 1611 году у ее стен он вел бой с войсками польско-литовских интервентов и был тяжело ранен. Затем поместьем владели Долгорукие, Голицыны, Хованские и Волконские.

Палаты князя Пожарского. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Палаты князя Пожарского. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

При царице Анне Иоанновне в здании находился Монетный двор, при Елизавете Петровне размещалась камер-коллегия. Во время войны с Наполеоном усадьбой владел военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин. Именно сюда с Бородинского поля привезли раненого генерала Багратиона. В советские времена зданием владели ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ. В наши дни усадьба оказалась разделена между тремя владельцами, а главный дом был дважды перепродан. Строение находится в аварийном состоянии: покосился центральный портик, нарушилась система водостока, частично осыпался декор главного фасада, трещины прошли по кладке стен, а внутри обвалился потолок. Адрес: Большая Лубянка, дом 14 строение 3

Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, 1708 год

Царь Петр I своей рукой начертал план Петропавловского храма в Басманной слободе и пожаловал на строительство 2 тысячи рублей. Барочная церковь «восьмерик на четверике», окруженная с трех сторон открытыми галереями, стоит на высоком подклете. В середине XIX века на стенах появился причудливый декор.

Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Богато украшенная колокольня противопоставляется лаконичным формам храма и создает эффектную художественную композицию. С 1934 по 1992 год храм был закрыт. В настоящее время в 100 метрах от церкви идет строительство 18-этажного жилого дома — высоченной башни без особых изысков. Здание закроет церковь со стороны Новорязанской улицы. Со стороны Новой Басманной храм можно будет увидеть только на фоне 60-метрового железобетонного монстра. Церковь окажется в новом ландшафте, абсолютно случайном, лишенном всякого архитектурного осмысления. Исторический силуэт памятника в перспективе заповедной улицы Москвы будет безвозвратно утрачен. Адрес: Басманный переулок, дом 5

Дом Сытина, 1804 год

Сытинский переулок назван в честь капрала Измайловского полка Андрея Сытина. Деревянный дом в стиле зрелого классицизма некогда был центром простого и симметричного ансамбля сытинской усадьбы. Здание чудом уцелело после страшного пожара 1812 года, когда был уничтожен весь центр Москвы.

Дом Сытина. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Дом Сытина. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Одноэтажный дом бордового цвета — редчайший памятник Москвы — находится в двух шагах от Пушкинской площади. Фасад украшен портиком с четырьмя коринфскими колоннами и лепными медальонами в стиле ампир, которые, впрочем, уцелели лишь в некоторых местах. Внутри сохранились облицованные белым кафелем печи и лепные кариатиды второй половины XIX века. Дом Сытина сдавался в аренду ряду коммерческих организаций с условием последующей реставрации, но работы так и не начались. Облезли стены, валится лепнина, приходит в негодность фасад. Ходят слухи, что в ходе торгов по льготной программе «один рубль за квадратный метр» историческая постройка сдана в аренду, и начало ее реставрации уже не за горами. Адрес: Сытинский переулок, дом 5

Египетский павильон в Кузьминках, 1815 год

Египетский павильон был спроектирован архитектором Андреем Воронихиным — автором Казанского собора в Петербурге. Закончил строительство Доменико Жилярди — создатель стиля «московский ампир». Египетский павильон служил кухней в бывшей усадьбе князей Голицыных в Кузьминках.

Египетский павильон в Кузьминках. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Египетский павильон в Кузьминках. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В подвале хранились продукты, на первом этаже готовилась еда, на втором этаже жили кухмистры — усадебные повара. Необычный вид зданию придает декор с древнеегипетскими мотивами: голова сфинкса на фронтоне, крылатые женские фигуры, колонны в виде пальм, клинопись под крышей. Ничего подобного в Москве не было и нет. Египетский павильон долгое время пустует и разрушается, хотя он мог бы стать привлекательным туристическим объектом. Реконструкция откладывается на неопределенное время. Под обвалившейся штукатуркой видны кирпичи, в лепных скульптурах зияют дыры. Уникальный памятник можно увидеть только через прутья железной ограды. Адрес: Тополевая аллея, дом 6

Дом с атлантами, 1882 год

Особняк находился во владении купца 1-й гильдии Дмитрия Расторгуева. Балкон над центральным входом украшен фигурами атлантов, над карнизом скалятся львиные маски, по фронтону тянутся лепные жезлы Меркурия. Балконы и сейчас ограждают литые чугунные решетки. Парадная лестница отделана лепным декором.

Дом с атлантами. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Дом с атлантами. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В интерьерах сохранились итальянские камины, мраморные подоконники, паркетные полы. Во время Первой мировой войны в здании располагался госпиталь. После революции квартиры были разгорожены. Домом с атлантами владела Академия медицинских наук. В наши дни особняк остался без присмотра. Варвары неоднократно пытались его поджечь. Атлантов разрисовали из баллончика: одному из них закрасили глаза, на груди другого написали матерное слово. Весной 2016 года градозащитники провели в доме общественный субботник с целью предотвращения вандализма. Забили окна первого этажа, вставили замки, убрали мусор внутри. Адрес: Солянка, дом 7, строение 1

Конюшни Манташева, 1905 год

Фасад здания, построенного в стиле венского барокко, проектировали будущие классики советской архитектуры братья Веснины. Высокую арку с чугунной решеткой венчает башенка с флюгером в виде лошадки. В архитектуре сочетаются барочные колонны, окна с закругленным верхом, массивный герб с вензелем владельца — «ЛМ», обозначающий имя конезаводчика Леона Манташева.

Конюшни Манташева. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Конюшни Манташева. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Владелец бакинских нефтяных скважин, предприниматель и миллионер решил построить затейливый комплекс, больше похожий на здание театра, чем на конюшню. В советское время здание приспособили под гараж Москоммунхоза, позже разместили в нем институт коневодства. В наши дни бывшие конюшни оказались в руках нескольких арендаторов. Были разрушены боковые корпуса, над двором соорудили металлическую конструкцию в виде ангара, вход завалили грудой строительного хлама. Территория огорожена бетонным забором, за которым находятся автосервис с мойкой. Адрес: Скаковая улица, дом 3

Колокольня Екатерининской церкви, 1915 год

В бывшем Девкином переулке находилась старообрядческая церковь Великомученицы Екатерины, построенная в 1872 году купцом 2-й гильдии Иваном Карасевым на втором этаже его собственного дома. В 1915 году по проекту архитектора Николая Благовещенского была построена отдельно стоящая надвратная колокольня с проездными воротами в нижнем ярусе.

Колокольня Екатерининской церкви. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Колокольня Екатерининской церкви. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Верхняя часть была задумана как миниатюрная копия колокольни в старообрядческом Рогожском поселке. «Ласточкины хвосты» в декоре рождали ассоциации со стенами московского Кремля. В 1918 году церковь закрыли, а в 1979 году снесли и дом Карасева. Колокольня уцелела, но с утратой дома она потеряла опору и осталась без хозяина. Сооружение разрушается буквально на глазах. Исчезла керамика с первого яруса, пропали кресты со всех трех главок, развалилась черепица, осыпалась штукатурка. Церковные службы проводить невозможно, поскольку храмового пространства нет. По причине ветхости рискованно вешать колокола. Адрес: Бауманская улица, дом 20, строение 2

Дом культуры завода «Каучук», 1929 год

Разрабатывая проект Дома культуры химиков завода «Каучук», архитектор Константин Мельников предложил смелое решение: в главном зале из партера на уровень балкона должен был выдвигаться горизонтальный щит, деливший пространство на два уровня. Так возникал второй этаж, появлялось место для новых аудиторий и кабинетов.

Дом культуры завода «Каучук». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Дом культуры завода «Каучук». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Оригинальная система лестниц позволяла помещениям функционировать независимо и создавала возможность быстрой эвакуации в случае пожара. Мельников решил выразительно представить здание, учитывая, что его фасад развернут углом по отношению к жилой застройке. Подчеркивая форму здания, наружные лестницы опоясывают круглый вестибюль. К сожалению, сменявшие друг друга арендаторы довели памятник авангарда до аварийного состояния. Кроме того, начался снос конструктивистского квартала на Погодинской улице. Строящийся жилой комплекс окончательно разрушит ландшафт, взаимодействовавший со зданием Дома культуры. Адрес: Плющиха, дом 64/6, строение 1

Гараж Госплана СССР, 1936 год

В главном фасаде гаража Госплана прослеживаются очертания автомобиля: огромное круглое окно напоминает фару, кровля одноэтажного корпуса — крыло, а вертикальные желоба здания администрации — решетку радиатора.

Гараж Госплана СССР. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Гараж Госплана СССР. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Круглое окно с массивным обрамлением, в первую очередь привлекающее внимание своей необычной формой, — это столовая для водителей и ремонтников. В послевоенное время и до конца 1990-х годов в здании размещался таксопарк, потом сменилось несколько хозяев, причем не всегда автомобильной направленности. Выкрашенный в желтый цвет фасад выглядит относительно прилично, хотя знаменитое окно-«глаз» никак не используется, а на территории царит дух запустения. К зданию гаража Госплана СССР можно подойти, проскользнув через калитку вслед за одним из сотрудников арендующей компании ЗАО «Энергос». Три года назад в типовом корпусе возник пожар, обозначивший проблему защиты памятников истории и культуры, разрешенных к приватизации. Адрес: Авиамоторная улица, 63

Ресторан «Золотой колос», 1954 год

В самой дальней от главного входа на ВДНХ зоне, на берегу пруда стоит ресторан «Золотой колос». По замыслу архитектора Андрея Ефимова, здание напоминает старые крымские санатории-дворцы и служит символом заслуженного отдыха после просмотра достижений советского хозяйства.

Ресторан «Золотой колос». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Ресторан «Золотой колос». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Торжественность ресторану придавали белоснежная колоннада, отделанный мрамором вестибюль, хрустальные люстры, великолепные зеркала, мебель из ореха и дуба. Под куполом находилась танцплощадка с нишей для оркестра. С террасы открывался панорамный вид на ВДНХ с утопающими в зелени павильонами. В конце 1980-х годов ресторан был закрыт на модернизацию, но через некоторое время работа заглохла. В наши дни фасад понемногу разрушается и зарастает сорняками. Памятник архитектуры участвует в программе льготной аренды. Предполагается, что арендатор своими силами восстановит восстановит объект, но никто не знает, когда это случится. Адрес: Проспект Мира, 119, строение 284

Rambler's Top100