Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Театр времени

Один сантиметр культурного слоя соответствует одному году истории Великого Новгорода. Археологи шутят: «чем некультурнее человек, тем больше культурного слоя». В Новгороде его много.

Землекопы стайкой спускаются по деревянному помосту в яму площадью 6300 квадратных метров. Берутся кто за лопату, кто за скребок. Распределяются по «квадратам» площадью метр на метр…

Землекопы — это студенты, проходящие археологическую практику. Место действия — Троицкий раскоп, Великий Новгород.

Деревянные сани вместо золотых колесниц

Каждый второй абитуриент, поступающий на исторический факультет, мечтает стать археологом. Со временем количество «искателей сокровищ» уменьшается: сначала пыл сбивает теоретический курс: «пойми, в чем великий смысл втульчатого топора, перечисли по памяти возможные узоры на керамике»...

Но лучший отрезвитель для тех, кто примеряет на себя лавры Шлимана или Эванса, — первая практика: ежедневно по восемь часов сидеть на корточках под лучами палящего солнца и своими драгоценными городскими ручками перебирать землю, грамм за граммом.

Один сантиметр культурного слоя — того, что, собственно, копают — соответствует одному году истории Великого Новгорода. Археологи шутят: «чем некультурнее человек, тем больше культурного слоя». В Новгороде его много. Но нет в нем ни богатых гробниц, ни золотых колесниц. Зато невзрачная палка, которой хочется запустить в недовольно бурчащего соседа по землекопанию, может оказаться деталью древних саней. Важный артефакт, между прочим. Таких в экспозиции Новгородского музея-заповедника выставлено три штуки.

В утомительных поисках чего-нибудь стоящего постепенно понимаешь, что археологу нужен фарт. По-крупному, как в рулетке. К везению должны прилагаться опыт, знания, чутье. Везунчикам новгородская земля и, конкретно, Троицкий раскоп, всегда давали повод для ликования от находки.

Сыра земля

Археологи добрались до древнейшего города Руси в 1932 году. С тех пор новгородская экспедиция ни на один год не прекращала свою работу, став в итоге рекордсменом — она самая продолжительная в мире. Один раскоп сменял другой, и каждый был для археологов роднее дома. В 1951 году известия из Неревского раскопа прогремели на весь Советский Союз: нашли первую берестяную грамоту.

- Я считаю, что это событие — до сих пор самое знаковое во всей новгородской археологии, да и, возможно, общероссийской, — говорит Сергей Трояновский, руководитель Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника.

Почему послания, нацарапанные на кусочках бересты, вызывают у историков такой восторг и благоговейный трепет? Потому что древнейшие из них относятся к периоду XI-XIII веков, а с тех времен до наших дней дошли лишь три листка рукописей, способные пролить свет на гражданскую историю нашей страны. А тут что ни грамота — то кусочек летописи административного и бытового уклада древнего Новгорода. Есть и деловая переписка, и чиновничьи распоряжения, и любовные письма.

Сохранности бересты помогло то, что всегда досаждало самим новгородцам: сырая земля. До появления мостовых новгородские дороги почти в любую погоду представляли собой грязное месиво. Но в такой почве дерево в новгородской земле как бы законсервировалось. А эти самые мостовые археологи каждый год, слой за слоем, извлекают на свет.

Всего за почти 80 лет раскопок в Новгороде нашли 1005 берестяных грамот. Из этого количества более 400 грамот относятся к древнейшему периоду, а из четырехсот древнейших — 280 были обнаружены на Троицком раскопе, заложенном еще в 1973 году. Тысячная берестяная грамота тоже была найдена на Троицком, совсем недавно — в 2010 году.

Олисей, напиши мне ангелов

Как правило, грамоты на Троицком раскопе археологи находят на месте древних усадеб. Самая знаменитая из таких усадеб принадлежала священнику и иконописцу Олисею Гречину, работавшему в Новгороде в XII-XIII веках. Считается, что он возглавлял артель изографов, создавших фресковый ансамбль знаменитой церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году. Самая известная из икон, приписываемых кисти Гречина — Спас Нерукотворный, — ставит его в один ряд с такими прославленными средневековыми иконописцами как Феофан Грек и Андрей Рублев.

Икона Спас Нерукотворный. Великий Новгород, 2-я половина XII века.<br>Предполагается авторство Олисея Гречина. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Strana.Ru

Икона Спас Нерукотворный. Великий Новгород, 2-я половина XII века.
Предполагается авторство Олисея Гречина. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Но как археологи установили имя и род занятий хозяина усадьбы? Во-первых, удивительным образом сохранились все атрибуты иконописной мастерской: кисти, склянки для красок, заготовки икон, оклады и прочий инвентарь. Но главное — Олисей вел обширную деловую переписку, чем несказанно порадовал археологов. Было найдено около 20 берестяных грамот с заказами талантливому художнику от новгородцев: «Олисей, напиши мне двух шестикрылых ангелов», «Будь к Петрову дню с тремя иконами» и прочие пожелания. Такой вот древний арт-салон.

Древнейшая русская книга

В конце прошлого века казалось, что золотой век великих находок в Новгороде миновал. Первую грамоту обнаружили в 1951 году, усадьбу Гречина последовательно открывали с 1973 по 1977 год.

- В советское время, особенно в 1950-е, археология была на пике популярности. Финансировались раскопки очень активно, а о новгородских открытиях говорили даже за рубежом. Да и люди работали серьезные. А потом, как и в других областях, начался упадок, — рассказывает Сергей Трояновский.

Однако миллениум вознаградил археологов великим открытием.

13 июля 2000 года на лабораторный стол экспедиции легла находка. Три дощечки из липы, покрытые воском и испещренные буквами. По данным различных исследований, включая радиоуглеродный анализ воска, «дощечки» могли быть созданы в период с 988 по 1036 год, не раньше и не позже.

Что это значит? То, что на Троицком раскопе нашли древнейшую из ныне известных русских книг. До этого самой древней книгой Руси считалось Остромирово Евангелие. Однако новгородская находка на несколько десятилетий старше.

Древнейшая русская книга оказалась псалтырью, и получила научное название «Новгородский кодекс» или «Новгородская псалтырь». С точки зрения статистики — ничего удивительного: псалтырь была самой распространенной книгой на Руси, по ней велась литургия, ее читали для себя и учили по ней детей. Но с точки зрения археологии и истории обнаружение «Новгородской псалтыри» стало революцией. К сожалению — только в узких кругах специалистов.

Театр времени

Сколько ни рассказывай о сложностях процесса раскопок, о рутинности этого труда и редкости крупных открытий, большинство обывателей представляют себе работу археологов по фильмам о египетских мумиях. Пробковый шлем, кисточка в руке и таинственные сокровища.

В 2008 году в Великом Новгороде этот миф решили развеять. Туристов позвали в святая святых — на раскоп. Проект, организованный Новгородским музеем-заповедником, Центром археологических исследований и туристским информационным центром «Красная изба», назвали соответственно — «Театр времени».

- Когда мы начали этот проект, во главу угла ставили не коммерцию или развитие туризма. Мы хотели наглядно показать людям, что археология — это наука, и мы не просто там с лопатой наперевес бегаем. Радиоуглеродный, дендрохронологический анализ находок — все это ничуть не проще, скажем, физики. Археологи не ищут клады или просто артефакты. Нас интересует культурный слой, его структура, постройки. А предметы — это важная, но не основная часть нашей работы, — говорит Сергей Трояновский.

Для туристов рядом с раскопом построили павильон, в котором рассказывают и о культурном слое, и о его структуре, и о других археологических премудростях. Для наглядности показывают слайды. «На сладкое» — спуск в раскоп. Часть его уже законсервирована: в 2009 году археологи добрались до «материка» — это означает, что ниже культурного слоя уже нет. На других участках еще кипит работа.

Туристы на «археологической помойке».<br>Фото: <a href="http://visitnovgorod.ru/">visitnovgorod.ru</a>. Strana.Ru

Туристы на «археологической помойке».
Фото: visitnovgorod.ru

Максим Черепица водит по Троицкому раскопу экскурсии. Занятие, на первый взгляд, довольно сложное, учитывая привычку наших туристов прихватить в качестве сувенира все, что плохо лежит. Попробуй уследи, чтобы какой-нибудь артефакт не прикарманили. Однако Максим неблагородные подозрения сразу отметает:

- За два года работы ни разу не сталкивался с тем, чтобы кто-то пытался утащить находку. Люди ведут себя очень интеллигентно, с археологами общаются почтительно. Ведь только на месте они понимают, что археология и «пойти покопать» — понятия разные.

На самом деле, туристам даже позволяется кое-что утащить на сувениры. Но для этого пожалуйте на отвал, «археологическую помойку». Покопавшись в отвале, можно найти и взять на память кусочек средневековой керамики или зуб домашнего животного.

Археологи на раздражающий фактор в виде туристов реагируют спокойно. А археологи, надо заметить, народ суровый. Но поскольку гости искренне интересуются процессом раскопок, ученые и практиканты терпеливо и доходчиво отвечают на вопросы посетителей. Но лучшие моменты — конечно, те, когда в присутствии туристов что-то находят. Тогда, по словам Максима, «воздух замирает».

В такие мгновения лучше всего понимаешь суть археологии. Пожалуй, это можно выразить словами К.Керама: «чудо воскрешения» прошлого.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100