Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Два берега одной страны

Кавказ и Крым – такие близкие и одновременно такие далекие. Паром ходит исправно. Шторма путешественников не пугают, внося лишь незначительное неудобство в размеренный график поездки. Их разделяет всего несколько километров пролива. В ясную погоду с одного берега в хороший бинокль можно рассматривать девушек, гуляющих на другом берегу. На другом берегу одной страны.

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,
Кому темная вода,-
Ни приметы, ни следа.
(Н.Твардовский, поэма «Василий Тёркин»)

Мостом, который соединит Тамань с Крымом, грезило не одно поколение властителей мира сего. Сначала Британия мечтала сделать дорогу до Индии, построив мост через пролив Ла-Манш, а потом и через Керченский пролив. Затем Николай II, которому воплотить идею помешала Первая мировая война. В 30-х годах XX века соорудить мост собиралась советская власть, но подкачали технологии. В 1944 году мост был построен из стройматериалов, заготовленных для такой же стройки фашистами, но оказался снесенным первым же ледоходом. Остатки его опор до сих пор можно увидеть на Таманском берегу немного восточнее нынешнего строящегося моста. Во всех случаях желание соединить Крымский и Таманский берега мостом основывались в большей степени на собственных амбициях и в меньшей степени на причинах экономического свойства. С весны 2014 года мост стал если и не фактором выживания, то предельно необходимой компонентой интеграции полуострова в российскую действительность.

Коса Тузла. Строительство Крымского моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Коса Тузла. Строительство Крымского моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Еще совсем недавно казалось, что время великих строек прошло. Байкало-Амурская магистраль, Беломорканал, Братская ГЭС и другие остались где-то там, в прекрасном далеке, ан нет. Космодром Восточный осилили, а теперь и Керченский мост на подходе.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Председатель совета директоров ООО «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС. Strana.Ru
Председатель совета директоров ООО «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Казалось бы, объявление решения о строительстве мостового перехода в марте 2014 года должно было сразу породить шквал предложений с готовностью реализовать проект. Изначально предполагалось, что мост построят вскладчину — за счет государственных средств и частных инвестиций. Однако, скоро выяснилось, что на деле не все так просто. От попыток привлечь частные компании было принято решение отказаться, и в конце июля 2014 года вице-премьер Дмитрий Козак объявил, что инвестором проекта выступит исключительно государство. Непросто шел и выбор генподрядчика. Несмотря на утверждения СМИ о нескольких десятках предложений, наиболее реальными с самого начала представлялись «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. В декабре 2014 года от участия в проекте отказался и Тимченко. Остался один Ротенберг. Говорят, что «один в поле не воин». Но, хочешь или не хочешь, а за Ротенбергом вся страна. Ошибиться было нельзя. Распоряжение о назначении «Стройгазмонтажа» генподрядчиком по строительству моста было подписано Дмитрием Медведевым 30 января 2015 года. Проект стал для Аркадия Ротенберга своего рода вызовом. «В 63 года я больше думаю о том, что должен оставить после себя, что станет итогом жизни. Я живу в России и никуда не собираюсь уезжать, — говорит предприниматель в интервью газете «Коммерсантъ», и продолжает — для меня это, видимо, заключительный большой проект — и не с целью зарабатывания денег. Он, если позволите, мой вклад в развитие страны. Это, правда, так».

«Стройгазмонтаж» до этого никогда мосты не строил, но есть технологии, есть профильные специалисты из других строительных компаний — эксперты в области проектирования и строительства, которые привлекались и продолжают привлекаться.

Русские долго запрягают, но быстро едут

Как известно, этап проектирования — самый продолжительный, но при этом самый незаметный. Кажется, почти в течение года на Тамани в районе Тузлинской косы ничего не происходило: вяло копошились рабочие, ползали геодезисты. «А где же работа?» — спросите вы. Но изыскания шли без остановки. Сам по себе выбор коса Тузла или коса Чушка стал определяющим. Чушка — это готовые подъездные пути, это функционирующий порт. Тузла — край земли, заброшенная песчаная коса. Выбрали Тузлу. В том числе и по причине пустынности, а значит удобства развертывания стройплощадки, подвоза стройматериалов и техники. Да, с чистого листа, но ведь у нас многое так — в чистом поле строится. И ведь можем. Сдюжим и это!

Поселок Атамань. Рабочий городок строителей Крымского моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Поселок Атамань. Рабочий городок строителей Крымского моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Для доставки стройматериалов уже проложена дорога в обход населенных пунктов. Впоследствии именно она станет магистралью, связывающей материковую Россию и полуостров. На обеих сторонах Керченского пролива уже построены 2 городка для строителей: в общей сложности — на 6 тысяч человек. 4 тысячи живут и трудятся на стороне Тамани, и еще 2 тысячи — в Крыму. Новенькие отапливаемые корпуса, все чисто и аккуратно, есть прачечные и душевые. Здесь же столовая. Меню отличное! Выбор из нескольких видов салатов, супов, вторых блюд. Есть даже вегетарианские предложения. А вот касс нет. «А как же без касс?» — спросите вы. Да, очень просто. За питание платит наниматель. Оно же понятно, больше, чем надо, съесть невозможно. Вспомните формат шведского стола! Разве что подход возможен лишь один. Но, поверьте, все вкусно и сытно!

Коса раздора

Судя по картам XVII-XIX веков коса Тузла неоднократно меняла свои очертания, то становясь частью Таманского полуострова, то распадаясь на архипелаг островов незначительной площади. В новейшей истории окончательный статус острова Тузла приобрела 29 ноября 1925 года, когда в результате шторма образовалась промоина шириной около 300 метров. В народе ходит слух, что образованию протоки поспособствовали местные рыбаки, для которых обход полуострова был связан с большой потерей времени и сил и которые прокопали в косе небольшой канал. Между тем уже к сентябрю 1926 года, то есть меньше, чем через год, протока увеличилась до 940 метров, а в дальнейшем все продолжала расти, составив к началу 1990-х годов более 4 километров. Отчасти увеличение пролива происходило за счет уменьшения площади самого острова. Учитывая, что во время сильных штормов более половины Тузлы уходит под воду, только за последние пять лет море смыло около квадратного километра его южной части.

Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Казалось бы, остров Тузла — не такой уж важный кусочек суши, однако осенью 2003 года между Россией и Украиной разгорелся конфликт. Украинская сторона не согласилась с дамбой со стороны косы, которую начала возводить российская сторона якобы для улучшения экологической обстановки в акватории азовского моря. На самом деле конфликт имел и экономические причины: страна — хозяин острова Тузла фактически контролирует судоходный трафик через весь пролив, а сам остров задавал линию границы территориальных вод со всеми вытекающими из этого нюансами, включая владение наиболее глубоководными и богатыми рыбой участками.

Понятно, что когда-то Таманский полуостров и остров Тузла являлись единым целым, а потому аргументы в пользу принадлежности Украине этой территории далеко небезупречны, но еще со времени распада СССР все споры традиционно разрешались в пользу «младших братьев», а Россия как обычно оставалась ни с чем. Так произошло и в случае с островом Тузла. Наша страна пошла на уступки. Строительство гидросооружения завершилось в сотне метров от границы территориальных вод Украины. Впрочем, по мнению экологов, дамба и до последнего времени играла немаловажную функцию, препятствуя размыванию косы и обмелению акватории.

Остров Тузла. Заброшенный поселок. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Остров Тузла. Заброшенный поселок. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

После присоединения Крыма, а вместе с ним и острова Тузла к России наступила новая эпоха, которая ставит перед островом и перед косой новые задачи. Когда-то на острове, на площади в 3,5 квадратных километра, размещались несколько баз отдыха, рыбацкое поселение, погранзастава и даже небольшой сезонный магазин. Однако, к моменту начала строительства остров стал почти нежилой. Теперь, разумеется, остатки построек пойдут под снос, а сам остров будет выполнять важнейшую стратегическую задачу — роль трамплина для Керченского моста по дороге с Тамани в Крым.

О птичках поет птицелов, о рыбках поет рыболов

После постройки мост должен стать одним из самых экологичных. Сточные воды на всем протяжении моста будут сначала попадать в специализированные аппараты очистки, потом обеззараживаться ультрафиолетом и лишь потом выпускаться в море по глубинным выпускам длиной в 300 м. Таких глубоководных выпусков будет 17. Уже сейчас во время строительства функцируют временные очистные сооружения. Очевидно, что основное негативное влияние во время стройки придется на рыбу. И, кстати, сказать, во время нереста вредные работы временно приостанавливаются. Но, одновременно с этим, именно около опор моста формируются новые экосистемы.

Коса Тузла. Монтаж очередного пролета Крымского моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Коса Тузла. Монтаж очередного пролета Крымского моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Проект строительства сохранил протоку между островом Тузла и, собственно, косой Тузла, являющейся частью Таманского полуострова. По мнению экологов, засыпать протоколу было нельзя, иначе нарушится сложившаяся естественная циркуляция между Азовским и Чёрным морями. И пусть вариант с соединением косы и острова был значительно дешевле, строителями было принято решение оставить все как есть. С 1925 года косяки рыб слишком уж привыкли тут проходить и нельзя нарушать их привычные маршруты.

Проект строительства моста прошел государственную экологическую экспертизу, следовательно, можно полагать, что стройка не нанесет вред окружающей среде. По крайней мере, противоположного мнения, обоснованного специалистами я не нашла. В рамках подготовительных работ с территории, которая попала в зону строительства, были вывезены и переселены в аналогичную среду обитания 8 видов растений и 3 вида животных занесенных в Красные книги России и Краснодарского края.

Орнитологи предполагают, что в связи со стройкой может измениться традиционное место гнездования птиц, которое сместится вглубь Запорожско-Таманского заказника. Поэтому именно там предусмотрены специальные биотехнические мероприятия — создание искусственных гнездовий, подкормка птиц, всевозможные плоты, которые позволят увеличить площадь, на которой будут гнездоваться пернатые.

Дельфины возле строящегося рабочего моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Дельфины возле строящегося рабочего моста. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

При подъезде к основанию косы Тузла, где уже вовсю развернута стройка, наш автобус взорвался криками сидящих у окна журналистов: «Дельфины!» И впрямь они. Группы по 5-7 особей ходили вдоль опор рабочего моста, подходя на расстояние около 20 метров. Можно было разглядеть их черные глянцевые спины. Значит, стройка им не мешает? Впервые за пять лет поездок в Крым и Тамань я смогла сделать фотографии дельфинов крупным планом.

Туннель vs мост

21 апреля состоялся первый и пока единственный пресс-тур на стройплощадку. Масштабы строительства, конечно, впечатляют, от чего возникает полное ощущение сопричастности и понимание грандиозности происходящего. Мост через Керченский пролив станет одним из крупнейших в России и будет состоять из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожных трасс протяженностью 19 км. Вариант прокладки тоннеля, разумеется, тоже рассматривался, но был отвергнут.

Коса Тузла. Пресс-тур на стройплощадке. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Коса Тузла. Пресс-тур на стройплощадке. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Во-первых, еще на этапе строительства возникла бы проблема складирования поднятых со дна миллионов кубометров грунта. Во-вторых, для обеспечения запланированной пропускной способности (а это до 40 тысяч машин и до 47 пар поездов в сути) понадобилось бы, по крайней мере, два транспортных тоннеля (автомобильный и железнодорожный) и один сервисный для эвакуации людей в случае ЧП. В-третьих, из-за прокладки тоннеля на глубине 100 метров проект подорожал бы в разы, а выходы пришлось бы устраивать в десятках километров от берега. Наконец, само по себе строительство тоннеля в зоне тектонического разлома чревато разрывом тоннеля в случае землетрясения. Подземные толчки достаточной силы в Крыму не столь часты, но рисковать было нельзя ни коим образом.

Восемь частей одной большой стройки

Итак, все-таки мост! Стройка идет одновременно на восьми участках, что, по расчетам мостостроителей, позволит сократить время и уложиться в поставленные сроки. Движение автомобилей по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов — в 2019 году.

В Керченском проливе возводятся три временных, так называемых «рабочих» моста (РМ1, РМ2 и РМ3), которые предназначены для доставки людей, грузов и техники по всему фронту строительства основного моста. Кроме того, используя рабочие мосты, строители не будет зависеть от погоды. Дело в том, что краны на плавучих платформах не могут работать во время шторма, в результате которых возникают вынужденные простои. Рабочие мосты же — отсутствие зависимости от погоды. РМ1 давно готов, он соединил Тузлинскую косу и остров Тузла. РМ2 и РМ3 должны со стороны острова Тузла и со стороны Крыма соответственно дойти до фарватера и там остановиться. 227 метров в ширину и 35 метров в высоту — таковы размеры безопорной судоходной арки, через которые будут проходить суда.

Коса Тузла. Строительство Крымского моста. Рабочий мост-1. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Коса Тузла. Строительство Крымского моста. Рабочий мост-1. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Плетутся каркасы опор, забиваются сваи, туда-сюда снуют самосвалы с грунтом, коса уже «огорожена» каменными насыпями, предохраняющими стройплощадку от размывания. Работы ведутся круглосуточно и без выходных. Даже на момент пресс-тура еще месяц назад казалось, что до Крымского берега рукой подать. Вот они опоры временного моста, который строится с Керченской стороны. Но это, несмотря на гигантские объемы уже проделанной работы, все же только начало большого пути. Первая опора настоящего, не временного моста в Крым была установлена лишь 12 апреля, то есть ровно через год после начала строительства. Всего проект моста предусматривает 595 таких опор. Да — много, да — тяжело, но это стоит того. Два берега одной страны заслуживают того, чтобы не быть разъединенными.

Крымский мост-2

Заключительный аккорд пресс-тура — экскурсия на винзавод «Фанагория». Приятная компания, прохладный дегустационный зал, отличные вина — все это так бы и осталось лишь элементом ублажения журналистов, если бы не одно но: виноделы Крыма и Кубани специально в честь Керченского моста создают партию вин «Крымский мост». На крымском полуострове вино будут изготавливать «Массандра» и завод шампанских вин «Новый Свет», на Таманском берегу — заводы «Фанагория», «Шато Тамань» и «Саук-Дере». Только на винзаводе «Фанагория» уже созревают в резервуарах 2000 декалитров кавказского «Саперави» и столько же французского «Каберне-Савиньон», выращенных на Тамани. В начале 2017 года они будут перелиты в дубовые бочки, чтобы настояться в них 12 месяцев, а затем купажированы и разлиты по бутылкам.

Поселок Сенной. Винзавод «Фанагория». Резервуары с будущим вином «Крымский мост». Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Поселок Сенной. Винзавод «Фанагория». Резервуары с будущим вином «Крымский мост». Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Ограниченность тиража предполагает эксклюзивность. Всего в «Фанагории» будет выпущено 38 тысяч бутылок как красного, так и белого вина, по 19 тысяч с каждой стороны моста — по 1000 бутылок на каждый его километр с двух берегов одной страны. Виноделы все рассчитали: фирменный продукт созреет точно к моменту завершения строительства, чтобы отметить самый долгожданный, самый технически сложный, самый политически и экономически нужный, самый длинный в стране и самый важный в стране мост.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100