Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Какую музыку слушает Карелия

Как играть на кантеле и что это вообще такое

Иногда день студентки Петрозаводской государственной консерватории Елены Анхимовой начинается с примерки народного карельского костюма. Надеть сарафан в пол, поправить блузу, закрепить фибулу и проверить, чтобы складки рукавов не мешали пальцам бегать по струнам. Костюмер еще с десяток раз все поправит, чтобы на сцене образ выглядел идеальным.
Но ленты в волосах — не Ленина забота. Она приходит на работу и привычно кладет на колени огромные тяжелые гусли. Нет, впрочем, называть это гуслями совершенно безграмотно. Старинный карельский инструмент зовется кантеле, с ударением на «а». Елена Анхимова — профессиональная кантелистка. А у кантеле в Петрозаводске есть целый дом.

По щучьему веленью

Кантеле упоминается еще в знаменитом карело-финском поэтическом эпосе «Калевала». Главный герой Вяйняменен сам изготавливает его из весьма необычных составляющих:

Короб кантеле откуда?
Он из челюстей той щуки.
Гвозди кантеле откуда?
Из волос коня у Хийси.
Создан короб многострунный,
Кантеле давно готово,
Короб тот из щучьей кости,
Кантеле из рыбьих перьев.

(Перевод с финского Л.П. Бельского)

«Короб многострунный», история которого насчитывает около 2 тысяч лет, внешне больше всего напоминает гусли. Однако звучание другое.

«Главное отличие в тембре, в голосе, — профессионально оценивает разницу мастер по изготовлению кантеле Александр Фролов. — В силу характера природы севера, здесь совсем другие регистры».

Александр по образованию инженер-конструктор, однако уже больше десяти лет он занимается изготовлением и реставрацией народных музыкальных инструментов. Собственно, в Карелии он один может изготовить профессиональное кантеле. Преемников пока нет.

Александр Фролов. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Александр Фролов. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

«Кантеле, на котором играл Вяйняменен, было совсем простым: 5-10 струн, — говорит он. — Для профессионального инструмента, который может соперничать с другими на сцене, этого недостаточно. Поэтому мы создали хроматический кантеле».

Создание такого инструмента, то есть способного воспроизвести не только тона, но и полутона октавы, помогло кантеле пробиться в высшее концертное общество. Теперь в Карелии в музыкальных школах открыты классы по обучению игры на кантеле, его изучают в Петрозаводской государственной консерватории. Что подсказывает нам: инструмент не самый простой. «Дом Кантеле» занимает ансамбль с одноименным названием, которому уже 75 лет. Все музыканты — кантелисты, есть даже детский кантелийский оркестр. А еще любой турист может увезти с собой сувенирное кантеле, научившись здесь брать пару аккордов.

Дом Кантеле

«Первым за дело всерьез взялся поэт, композитор и фольклорист Виктор Гудков. Именно он решил сохранить традиции, основал в 1936 году национальный ансамбль песни и танца Карелии и назвал его „Кантеле“, — объясняет нынешний директор ансамбля Лилия Степанова. — У нас есть инструментальный ансамбль, танцевальная группа и женская вокальная группа „Айно“, которая поет на русском, карельском, вепсском и финском языках. Все они — многократные лауреаты российских и международных конкурсов».

Можно представить, какими непростыми были ранние годы подобного ансамбля. В советское время репертуар частенько состоял из коммунистических песен и танцев шахтеров, во время перестройки стало совсем тяжело, однако каким-то образом коллектив не стал «псевдонациональным» — тем, который работает исключительно под туристский поток, не развиваясь и не заботясь по-настоящему о давних традициях. Не так давно администрация республики вняла дару убеждения энтузиастов и подарила целый особняк для ансамбля и всего, с чем он работает.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

«Мы искали не только новые формы — нужно было по-настоящему уметь выживать в современных рыночных условиях, — вспоминает Лилия Степанова. — Нашим попечителям нужны были какие-то доказательства стабильности работы, грамотности придуманных стратегий».

Сегодня ансамбль выступает в редком для своего вида жанре: это репертуарный театр. У него 22 полноценные художественные программы: сольные, инструментальные, детские, театрализованные. Как в настоящем театре, зритель сам выбирает, что ему посмотреть: «Вепсские фантазии» о древних обрядах или «K@ntele-style», синтез фольклорной музыки и современных аранжировок.

Сам Дом Кантеле оснащен по последнему слову техники: так и не скажешь, что все это создано к услугам народного инструмента. Здесь просторные помещения для репетиций, концертный зал, мастерская по изготовлению и ремонту кантеле (где и работает Александр Фролов), своя собственная звукозаписывающая студия (между прочим лучшая в Карелии), ателье по пошиву костюмов, детская и молодежные студии. И еще архив, в фондах которого более 2000 экземпляров: нот, рукописей, исследований, книг. Есть материалы по каждой программе, а ведь еще 15 лет назад было сложно что-то в принципе найти про «Кантеле», хотя к тому моменту он отметил 65-летие. Выпускники консерватории легко могут писать здесь дипломы.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Ателье начиналось с одной-единственной швейной машинки, а теперь в двух просторных комнатах есть все, что нужно, чтобы «обшить» целый ансамбль. Швеи досконально воспроизводят народные костюмы, делая их к тому же удобными для танцев: не всякий сарафан подойдет. Кстати, здесь можно заказать костюм или взять его напрокат. В фойе третьего этажа регулярно обновляется выставка сшитых костюмов — неплохое место для размышлений над эскизом.

Быть кантелистом

В небольшом зале на сцене играют девушки. Кантеле у них увесистые, не слишком удобные, зато блестящие и красивые — те самые хроматические. При этом девушки достаточно хрупкие: можно представить, как им нелегко, ведь изначально кантеле — «мужской» инструмент с неподатливыми, упрямыми струнами.

Напротив сидят менее опытные музыканты, кантеле у них в руках куда проще: легче, меньше, не столь красиво обработаны. Со сцены несутся уверенные мелодичные трели — и им вторят с первого ряда сбивающиеся робкие аккорды.

Кажется, это ученики, но на деле — туристы. Профессиональные кантелисты показывают им мастер-класс.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Игра на кантеле поначалу кажется не слишком сложной: все равно что бренчать на гитаре, лежащей на коленях. Мастера предлагают повторять за ними мелодию, а не пытаться выжать звук из одной струны. Туристско-профессиональный ансамбль сразу играет законченную композицию.

Но довольно быстро пальцы начинают болеть: с непривычки сложно продавливать струны так, чтобы они полностью онемели. А потом и аккорды становятся сложнее. Девушки со сцены подбадривают учеников, и на подушечках их пальцев видны глубокие въевшиеся бороздки.

Сегодня народные инструменты снова обретают голос: их слышишь на экскурсиях, в ресторанах, они продаются на сувенирных развалах. Развеселая туристическая «клюква» подается под видом искусства, которое огнем горит в сердцах дам в кокошниках. Чем больше путешествуешь по России, тем больше это утомляет.
Из Петрозаводска тоже можно увезти сувенирное кантеле: некрашеное, пятиструнное, пахнущее деревом. Но сам «Дом» не выглядит лубочным — он живой. И действительно хочется увезти с собой эту смешную дощечку: не как мелочевку на память, а как настоящую часть Карелии.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100