Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Как делают: Скопинская керамика. ФОТОИСТОРИЯ

Глиняную посуду в том месте, где позднее возник город Скопин, начали делать еще во времена Киевской Руси. Столетия спустя надобность в качественной, а главное, экологически чистой посуде не просто не отпала, а выросла в разы, поэтому скопинские мастера продолжают хранить верность традициям, лишь иногда приоткрывая завесу тайны над производственным процессом.

В окрестностях Скопина глина залегает в большом количестве, что и определило дальнейшую ремесленную судьбу города, с XVII века славного своим гончарным промыслом.

Экспонаты скопинского краеведческого музея. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Экспонаты скопинского краеведческого музея. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Глиняное тесто, из которого делают крынки, миски, горшки и прочие необходимые в хозяйстве предметы, получается, если смешать сухую глину с водой. Если тесто выходит слишком пластичным («жирным»), его нужно сделать более «тощим»: то есть добавить в массу, например, песок.

Экспонаты скопинского краеведческого музея. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Экспонаты скопинского краеведческого музея. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Эта масса, в которой при этом должно быть достаточно влаги, доводится до однородного состояния и освобождается (вручную или машинным способом) от воздушных пузырьков, которые при обжиге могут разорвать черепок на мелкие кусочки.

Скопинская фабрика художественный керамики. Главный художник фабрики Татьяна Голованова. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Главный художник фабрики Татьяна Голованова. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Главный художник фабрики Татьяна Голованова. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Главный художник фабрики Татьяна Голованова. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Сами изделия изготавливают несколькими способами: есть лепка и точение на гончарном круге, а также прессование и литье.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Сырое изделие (или «сырец») даже в обычных условиях высыхает и затвердевает достаточно быстро. Для ускорения процесса сушки полуфабрикат помещают в теплое сухое место или в специальное подогреваемое помещение.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Если в процессе изготовления возникает необходимость подправить изделие, доработать его или нанести рельефный декор, то сделать это можно, но в достаточно ограниченный промежуток времени. Здесь надо учитывать свойства глины, а также продолжительность сушки и условия, при которых она осуществлялась.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Если «сырец» хранится в обычных условиях, то его легкая обработка с помощью резца доступна приблизительно в течение суток.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Первый обжиг (утельный) придает изделиям почти каменную прочность. Теперь материал будет не только твердым, но и неразмокающим в воде.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

После того как изделие остынет, его глазуруют, еще раз обжигают и декорируют. Также возможна схема, по которой изделие сначала декорируется и только потом обжигается. После второго обжига изделие становится водонепроницаемым и готовым к использованию.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Наши предки знали об удивительных свойствах этой посуды: в ней хорошо сбивалось масло, заквашивалось тесто, а также хранились, долго не теряя своих вкусовых качеств, молоко и квас.

Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100