Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

За три века – от триумфов до качелей

Обновленная Триумфальная площадь в контексте своей долгой истории: карнавальный флот Петра I и монастырские огороды, французский канкан и рабочие баррикады, заря отечественного кино и сталинские праздники, свита Воланда и элитный советский отель, десяток театров, сразу три фигуры Маяковского и романтические качели в центре мегаполиса.

Триумфы

История Триумфальной площади начинается с триумфа — с победы в Северной войне, которую широко праздновал Петр I. Для торжественного въезда победителей, открывшего большой масленичный московский маскарад, в январе 1722 года у Тверских ворот Земляного города соорудили деревянную арку с государственным гербом и статуей Славы. Через арку в сторону Кремля проследовали удивительные санные экипажи, созданные по образцам петровских кораблей — «сухопутный флот, запряженный разными зверями» (например, свиньями), как писал Михаил Пыляев. Главным трехмачтовым кораблем правил сам Петр в капитанском мундире, за ним следовал весь костюмированный двор вместе с царицей и весь «всепьянейший собор» соратников царя во главе с князем-папой и богом Бахусом.

Арка была сооружением недолговечным. Она сгорела в следующем десятилетии, но регулярно возобновлялась для новых царских торжественных въездов. Место вокруг Триумфальных ворот было застроено, полноценная площадь появилась только в начале XIX века, при Александре I, когда остатки земляного вала и часть домов снесли. Ворота исчезли еще раньше — последнюю арку убрали при Павле I, который тоже въезжал через нее на коронацию. А последним царем, отметившимся на площади по пути на коронацию, стал злосчастный Николай II.

1896 год. Коронационный кортеж у трибун со зрителями на Триумфальной площади в день торжественного въезда их императорских величеств в Москву; слева — павильон для встречи императора и императрицы представителями городской думы; на первом плане — коронационная карета императрицы Александры Фёдоровны. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
1896 год. Коронационный кортеж у трибун со зрителями на Триумфальной площади в день торжественного въезда их императорских величеств в Москву; слева — павильон для встречи императора и императрицы представителями городской думы; на первом плане — коронационная карета императрицы Александры Фёдоровны. Фото: pastvu.com

Для него в центре Триумфальной поставили не арку, но затейливый павильон Федора Шехтеля.

Павильон, построенный к коронации Николая II на Триумфальной площади по проекту архитектора Федора Шехтеля. Фото: «Строители России. Москва в начале века», M., 2001. Strana.Ru
Павильон, построенный к коронации Николая II на Триумфальной площади по проекту архитектора Федора Шехтеля. Фото: «Строители России. Москва в начале века», M., 2001

Название же местности «У Триумфальных ворот» осталось, хотя триумфальные ворота в честь победы в Отечественной войне построили уже не здесь, а у Тверской заставы, на новой границе города. Во избежание путаницы первую Триумфальную площадь стали звать Старой Триумфальной.

Выговорить такое название непросто, особенно если ты извозчик, и ворота из Триумфальных превратились в Трухмальные. Природные москвичи, по свидетельству Гиляровского, только так и говорили, нанимая пролетку: «Старые Трухмальные, к Аглицкому клубу». Возможно, из-за этого так хорошо прижилось советское название площади, которая для большинства до сих пор остается площадью Маяковского, хотя старое имя возвращено уже более двадцати лет назад.

Женщины на рынке на Старой Триумфальной площади. 1909 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Женщины на рынке на Старой Триумфальной площади. 1909 год. Фото: pastvu.com

Увеселения

Почти весь XIX век Старая Триумфальная оставалась рядовой торговой площадью с рынком посередине, каменными особняками и огородами Новодевичьего монастыря по сторонам. В самом конце столетия монастырские огороды были проданы. На их месте сначала устроили очень успешную «электрическую выставку», а потом — увеселительный сад, знаменитый «Аквариум». Рядом появились еще несколько развлекательных точек, и Триумфальная площадь постепенно превратилась в центр довольно легкомысленных увеселений. Одних театров тут последовательно перебывало гораздо больше, чем на Театральной. Все они в свое время были модными и новомодными.

Старая Триумфальная площадь. 1900-1903 годы.  Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Старая Триумфальная площадь. 1900-1903 годы. Фото: pastvu.com

Самый скандальный из театров  — «Буфф» француза Шарля Омона, арендатора «Аквариума». Заведение с шансонетками, канканом, рестораном и веселыми по долгу службы актрисами — после представления они должны были до утра развлекать гостей, побуждая их тратить деньги по максимуму. Сам Омон продержался на плаву не очень долго: в 1907 году он бежал из России то ли от долгов, то ли от революции.

Здание театра Омона на Старой Триумфальной площади. Архитектор Модерст Дурнов. 1902 год. Фото: Wikimedia Commons. Strana.Ru
Здание театра Омона на Старой Триумфальной площади. Архитектор Модерст Дурнов. 1902 год. Фото: Wikimedia Commons

«Буфф» продолжал работу с другими хозяевами, а по соседству с ним открылись театр-варьете «Альказар», цирк братьев Никитиных и первый в Москве электротеатр, то есть кинотеатр при студии Александра Ханжонкова, пионера отечественного кинематографа. Триумфальная площадь к тому моменту уже вошла в историю российского кинопроката: в 1902 году в театре «Буфф» состоялся первый почти звуковой киносеанс — демонстрация снятого на пленку спектакля по пьесе Мольера в сопровождении синхронной фонограммы. Мероприятие организовал тот же деятельный Омон.

Здание театра Омона в саду «Аквариум». Около 1907 года. Фото: Wikimedia Commons. Strana.Ru
Здание театра Омона в саду «Аквариум». Около 1907 года. Фото: Wikimedia Commons

После революции в здании цирка Никитиных разместился Мюзик-холл — прообраз театра «Варьете» из «Мастера и Маргариты». Бывший «Буфф» отдали авангардисту Всеволоду Мейерхольду и долго перестраивали для новых представлений (арест Мейерхольда похоронил эта затею в 37-м). В помещении варьете «Альказар» открылся театр Сатиры, а на углу площади построили первое здание театра кукол Сергея Образцова. Если учесть, что после театра Сатиры в «Альказаре» работали театр Эстрады и театр «Современник», на месте театра «Буфф» построили концертный зал имени Чайковского, а в саду «Аквариум» — театр имени Моссовета, общее число сценических площадок, существовавших на Триумфальной, переваливает за десяток.

Революции

В декабре 1905 года Старая Триумфальная оказалась в эпицентре первой русской революции. В помещениях всех окрестных театров шли митинги, а в саду «Аквариум» произошло первое, пока бескровное, столкновение рабочих с полицией, которая безуспешно пыталась разогнать многотысячный митинг. На площади стояли баррикады. Одним из активных участников событий был пролетарий Михаил Янышев, будущий председатель Московского ревтрибунала. В 1920-м, когда он погиб на Гражданской, площадь хотели переименовать в его честь, но не осуществили идею.

Старая Триумфальная площадь. 1910-1912 годы. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Старая Триумфальная площадь. 1910-1912 годы. Фото: pastvu.com

В 1917-м на Триумфальной тоже шли митинги, однако настоящие революционные изменения произошли здесь в 1930-х. По новому Генплану центральные столичные магистрали подлежали расширению, и площадь на пересечении Садового кольца и улицы Горького тоже радикально изменилась. С нее убрали всю зелень, уничтожили трамвайные пути (с 1903 года через Триумфальную проходила одна из первых в Москве трамвайных линий), положили асфальт. На месте театра «Буфф» выстроили концертный зал имени Чайковского, сменив таким образом легкомыслие на строгую классику. В том же здании открылась станция метрополитена, получившая имя главного, по официальному мнению, поэта советской страны. Зал станции «Маяковская», украшенный потолочными мозаиками Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба», — один из самых красивых в столичном метро.

Триумфальная площадь в 1936 году (после вырубки сквера и деревьев по Садовому кольцу). Видны здания Театра Сатиры (бывший театр Альказар) и 1-го Мюзик-холла (бывший цирк Никитиных), сбоку от него в лесах — угол театра Мейерхольда. Фото: Wikimedia Commons. Strana.Ru
Триумфальная площадь в 1936 году (после вырубки сквера и деревьев по Садовому кольцу). Видны здания Театра Сатиры (бывший театр Альказар) и 1-го Мюзик-холла (бывший цирк Никитиных), сбоку от него в лесах — угол театра Мейерхольда. Фото: Wikimedia Commons

Интересно, что в 1937-м на площади поставили сооружение, напоминавшее старую триумфальную арку: павильон, оформленный огромными фотографиями товарища Сталина в окружении детей. Он был центром первомайской детской ярмарки, переехавшей потом на все лето в парк Горького.

Площадь Маяковского после вырубки сквера. 1937 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Площадь Маяковского после вырубки сквера. 1937 год. Фото: pastvu.com
Площадь Маяковского. 1939 год. Фото: Музей архитектуры имени Щусева. Strana.Ru
Площадь Маяковского. 1939 год. Фото: Музей архитектуры имени Щусева

Памятник и «Пекин»

Площадью Маяковского Старая Триумфальная стала в 1935 году. Памятник Маяковскому появится позже, в 1958 году, чтобы сразу стать центром притяжения для новых поэтов эпохи «оттепели». Наиболее выгодное место для него искали с помощью картонных моделей, которые ставили на разные точки площади. Фотохроника запечатлела сюрреалистический пейзаж с тремя Маяковскими, возвышающимися над площадью.

Место для памятника Маяковскому выбирали долго — даже установили для этого временные макеты. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Место для памятника Маяковскому выбирали долго — даже установили для этого временные макеты. Фото: pastvu.com

Фигура поэта на фоне почти высотки отеля «Пекин», официально открытого в 1958 году, — один из парадных открыточных видов советской Москвы. Здание «Пекина» — последний по времени шедевр «сталинского ампира», спроектированный Дмитрием Чечулиным, классиком этого стиля и автором всего ансамбля реконструированной площади. Гостиницу строили так долго, что к концу дела изначальная идея вечной советско-китайской дружбы успела устареть. «Пекин» стоял на балансе КГБ и долгое время считался самым роскошным отелем Москвы. В его апартаментах останавливались и подолгу жили непростые люди: политики и дипломаты, советские «звезды» и именитые иностранцы. При этом в части здания располагались спецпомещения органов госбезопасности. К ведению КГБ относилась и самая уникальная часть отеля — шпиль башни с часами. Маятниковый механизм этих часов, исправно работавших пятьдесят лет, остановился в самом начале XXI века. Починить его уже не смогли — заменили электронным блоком.

Фоторепортаж о строительстве 500-метрового тоннеля под площадью Маяковского. Фото: А.Новиков/Журнал «Огонёк» №16 за апрель 1960. Strana.Ru
Фоторепортаж о строительстве 500-метрового тоннеля под площадью Маяковского. Фото: А.Новиков/Журнал «Огонёк» №16 за апрель 1960

Качели у Маяковского

В общем, в контексте истории Триумфальной площади ее свежее обновление уже не кажется радикальным. Проект BUROMOSCOW сделал старую площадь большой туристической пешеходной зоной: вокруг памятник Маяковскому — приподнятое широкое пространство, гранитная плитка, газоны, которые вскоре должны превратиться в скверы, скамейки, павильоны, а напротив них — настоящие качели, неожиданный элемент городского ландшафта. Мнения о том, уместно ли это, резко разделились. Однако аттракцион уже востребован, качели не пустуют. А если учесть, с чего площадь у Триумфальных ворот начиналась, вспомнить безумный карнавал сухопутного флота, следующего к Кремлю «на разных зверях», качели уже не кажутся слишком экстравагантной затеей.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100