Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

«Москвичи» и гости столицы. Гонки для джентльменов

Сколько стоит содержать ретро-автомобиль и куда можно на нем поехать

«Вот это да!» — слышу я за спиной, когда картинно дефилирую на скорости 50 км/ч в красном эффектном английском авто MG Midget 1963 года. В нем даже и себя чувствуешь ретро. Никаких ремней, стекол и подогрева сиденья. Зато посадка очень низкая: неудивительно, что дамам подавали руку при выходе. Самим им бы не выбраться.

Сегодня ретро-автомобили не только роскошь, но и весьма распространенное хобби. Их реставрируют, демонстрируют на выставках, а также ездят в них по городу и даже гоняют по треку. Было бы желание. И деньги.

Полцарства за мотор

Выставки старинных автомобилей регулярно проходят в разных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Традиционно они имеют форму фестивалей или галерей, где сверкающие боками машины выставлены на обозрение публики — как правило, под открытым небом. Есть и более интересные форматы. Например, в Севастополе в день ГИБДД ежегодно проводится парад служебных машин, которые патрулировали улицы города с 1936 года. В Москве и Санкт-Петербурге прямо по улицам городов проходят штурманские ралли — не на скорость, а на ориентирование. В столице такое ралли пройдет 17 октября. К участию допускается любое авто старше 30 лет, водители которого осилят стартовый взнос в 15 тысяч рублей.

Быть коллекционером — затратное хобби. Для того чтобы котироваться на ретро-авторынке, машина должна быть из ограниченной серии и на ходу. Подобные модели, например Ferrari 30-х годов, могут стоить около 2 миллионов евро. Ее нужно привезти в Россию, растаможить, получить документы, отреставрировать с помощью родных деталей. Иначе она сильно потеряет в стоимости.

Двигатель Bentley. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Двигатель Bentley. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

«Все детали сейчас можно найти или изготовить на заказ, — объясняет Олег Алексеев, представитель компании «Старое время». Контора занимается куплей-продажей ретро-авто, ремонтом и хранением. — Например, у компании «Мерседес» есть отделение «Классик», которое изготавливает запчасти к старинным автомобилям. Машина, отреставрированная с помощью таких деталей, будет считаться стопроцентно оригинальной».

Документы — отдельная головная боль. «В России нет специального закона для старинных автомобилей, они должны получать такие же документы, как и все остальные, — отмечает Олег. — А значит, цена на «растаможку» зависит от объема двигателя. Который у ретро-авто, как правило, очень большой». Иногда цена за документы на машину может составлять чуть ли не половину ее стоимости.

Есть и другой вариант: можно провести автомобиль через таможню не как действующее транспортное средство, а как произведение искусства и антиквариат. Но в таком случае владелец сможет лишь украсить ею клумбу. Или купить поддельные документы — например, на ту же марку другого года выпуска. Излишне говорить, что этот способ властями не поощряется.

Гараж для миллионера

«А вот эту машину вы, наверное, узнаете! Она снималась в фильме «Стиляги», — посетители музея ретро-автомобилей в Москве обступают бежевую с красным «американку» Hudson Eight. — Недавно она снималась в еще одном фильме, про Королева, он еще не вышел, — продолжает экскурсовод Андрей Геронин. — Съемочной группе нужна была другая машина, вон та, — показывает он на темную «ауди», — но хозяин отказался ее предоставить. А хозяин «Гудзона» был не против, так что его машину пришлось несколько загримировать».

Музей — лучший гараж для любого ретро-автомобиля. Здесь о нем заботятся, сдувают пылинки и показывают публике, которая не может к нему прикасаться. «Это обычная практика, принятая во всем мире, — рассказывает пожилой гонщик Эдгар Линдгрен. — Например, сконструированная мной машина 20 лет стояла в музее в Риге. Однажды ее вывели на парад и пригласили меня за руль. Это было второй раз с 2000 года, когда я ездил после завершения своей карьеры».

Москва. Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

В московском музее на Рогожском валу можно увидеть около 250 автомобилей, начиная с XIX века и заканчивая неудавшимся спорткаром «Маруся». Недавно к ним добавилась экспозиция закрывшегося музея «Автовилль» на Фрунзенской. Около 80% коллекции — частные машины. Владелец может забрать свой автомобиль в любой момент — насовсем или покататься. Плата за хранение чисто символическая — тысяча рублей в месяц.

«Все решения остаются на усмотрение хозяев, мы не можем на них влиять, — объясняет правила игры Андрей. — К нам часто обращаются киношники с просьбой о машине, но все, что мы можем, это передать просьбу владельцу, а дальше он решает сам. Технически сложность в том, что в кризис стало очень тяжело со страховками. Их просто перестали делать, ведь ремонт машины обойдется дорого. Поэтому многие владельцы отказываются: зачем им рисковать? Тот американский „Гудзон“, честно говоря, уже неоригинальный — там заменена пара деталей, поэтому владелец спокойно дает его на съемки и не страхует».

Тот, кто не боится повредить свое шикарное авто, может выехать не только на улицы города, но и на скоростной трек.

Гонки для ветеранов

Чемпионат ретро-автомобилей «Moscow Classic Grand Prix» проводится в несколько этапов на современном автодроме Moscow Raceway под Волоколамском. Последний этап этого сезона состоится 24 сентября. Вход для зрителей бесплатный, такса для участников зависит от времени подачи заявки: чем позже, тем дороже.

Мероприятие вполне демократичное, поскольку помимо «кадиллаков» и «ягуаров» на трассу допускаются советские раритеты: «москвичи», «жигули», «Волги». Единственное правило: для гонок с общим стартом машины должны быть приведены в соответствующий вид. Оборудованы каркасом безопасности, спортивным креслом, пятиточечными ремнями. Такие меры позволяют им ездить в общей группе, где всегда есть возможность столкновения.

«Тюнинговать машину к такому ралли выйдет не очень дорого, — подсчитывает Олег Алексеев, чья компания является организатором мероприятия. — Например, у вас есть «москвич» в оригинальной краске 1979 года тысяч за 50 рублей. Поставить каркас безопасности будет стоить 60 тысяч. Думаю, вся подготовка уложится тысяч в 300».

Главное правило — под капотом должны быть только заводские детали. Иначе это будет уже не гонка машин, а гонка денег, погубившая не одно ралли.

Тот, кто боится поцарапать автомобиль, может участвовать в свободном заезде на время без опасности столкновения. В июле для зрелищности был добавлен новый заезд «Формула», состоящий из моделей советских гоночных машин. Да, такие были: они соревновались в странах соцлагеря с 1972 по 1991 год, и самым популярным был автомобиль серии «Эстония».

Эдгар Линдгрен. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Эдгар Линдгрен. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

«Я был инициатором таких заездов, — признается 80-летний Эдгар Линдгрен. Его «Эстония» единственная из трех заявленных машин не сломалась и смогла выйти на трек в июле. — Этой машине наверное больше, чем мне, но я на ней последний раз ездил лет 25 назад. Вынул ее из «заначки», подправил, подчистил. Вообще машина не моя, государственная — она принадлежит Лаборатории скоростных автомобилей МАДИ, в которой я работаю. Но фактически езжу на ней только я — шея, правда, уже болит на скоростных поворотах».

На ретро-ралли можно увидеть машины самых разных возрастов — на трассу выходит даже «Bentley» 1925 года выпуска. Но основной контингент — 70–80-х годов. Потрепанные, потускневшие, явно не раз побывавшие в ремонте, но живые и полные достоинства. Их водители — вовсе не благообразные старички. Студент, нежно копающийся в двигателе «москвича», — зрелище совершенно обычное. Ведь любовь к классике, как известно, не имеет ни возраста, ни других ограничений.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100