Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Туризм в России: помыть, причесать и по-другому взглянуть

Можно ли объединить Россию единым туристическим брендом? Как заинтересовать в раскрутке российские регионы? Сколько процентов россиян путешествуют по стране, а сколько вообще никуда не ездят? Об изнанке российского туризма сайту Strana.ru рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин

— Юрий Александрович, на прошлой неделе вы присутствовали на заседании, посвященном развитию туризма в России. По словам президента, 80% продаж туров сегодня осуществляется через турагентства. Но разве мы не перешли еще тот рубеж, когда турист стал полностью самостоятельным? Когда он и билет себе сам забронировать может, и гостиницу?

— Действительно, сегодня через туроператоров продается порядка 70–80% туров. Правда, речь идет о турах за рубеж. На внутреннем рынке эта цифра значительно меньше, хотя в этом году и отчасти в прошлом она изменилась. Объемы продаж на выездном рынке существенно упали (на некоторых направлениях спад составил более 50%), а на внутренних, наоборот, выросли: 30% в плюсе. И объясняется это не только и не столько патриотическими настроениями, сколько экономической ситуацией в стране. В итоге ряд крупнейших туроператоров, которые раньше работали только на выезд (такие как PEGAS Touristik, «Библио Глобус», Coral Travel, ANEX Tour), вышли и на внутренний рынок. Главное, что они привнесли, занявшись продажами туров по России, — это, конечно, формирование пакетных туров, в которые, помимо размещения, уже включен проезд до места отдыха, трансфер, а то и экскурсии.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.Ru
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

— Получается, что путешествовать по России с туроператором сейчас дешевле, чем самостоятельно?

— Получается, так. Однако стоит уточнить, что речь идет в большей степени о массовых направлениях, и особенно это касается Черноморского побережья. Большинство россиян предпочитают пляжный отдых, и не имея возможности выехать за рубеж, люди едут в Крым и в Краснодарский край. Если мы говорим об этих направлениях, то сейчас пакетные туры туда значительно дешевле. Так, например, неделя отдыха в какой-нибудь сочинской «трешке» с завтраком и перелетом может обойтись в 17 500 рублей. Номер на двоих — 30 000. То есть это абсолютно конкурентоспособные цены.

— Да, но это все-таки пляжный отдых. А что по другим направлениям?

— Возьмите Казань — там уже давно все на правильные рельсы поставлено. Особенно после Универсиады. А Владивосток и остров Русский? Запускаются новые проекты по Северо-Западу, который представлен далеко не только Санкт-Петербургом. Вот недавно я из Перми вернулся и в Псковской области побывал. Дело сдвинулось с мертвой точки. Появляются средства размещения экономкласса и малые гостиницы номеров на десять-двадцать. Часто это семейный бизнес, который очень неплохо развивается.

— Выходит, что отдохнуть недорого и в приемлемых условиях сейчас можно только там, где, скажем так, все маленькое и уютное? И реновировать огромные советские пансионаты в том же Крыму смысла нет — все равно выйдет дороже?

— Каждый случай надо отдельно рассматривать. Действительно, иногда нет смысла реновировать объекты, а иногда — есть. Были бы инвесторы. Сегодня 99% инвесторов — это частные компании. И они сто раз подумают, прежде чем куда-то вкладывать деньги. А малые средства размещения — это всегда быстрая окупаемость. Правда, в глобальном смысле это не есть решение вопроса. Ведь окупаемость объектов достигается их заполняемостью, и малых средств размещения все равно на всех не хватит. Поэтому если мы говорим о туриндустрии в целом, то без международных гостиничных цепей все равно не обойтись. В Сочи они приходили с трудом, а теперь, смотрите, и Hyatt там есть, и Swissotel, и Rixos. Уверен, что со временем так будет и в Крыму.

Крым. Евпатория. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Евпатория. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Но пока там нет соответствующей инфраструктуры.

— Именно. О каких инвесторах может идти речь, когда даже со стоянками для туристических автобусов там проблемы? Когда нет возможности ни организованно загрузить туристов, ни выгрузить. И это, кстати, не только Крыма касается: в Москве, например, места для стоянок каждый раз с боем определяются. Правда, если раньше все больше было разговоров, то теперь произошел переход от слов к действию. Меняется подход, меняются города. Туризм тем и хорош: он работает и на тех, кто живет в этих городах, и на тех, кто в них приезжает.

— Известный тревел-блогер Сергей Доля какое-то время назад обратился к своим подписчикам с предложением поучаствовать в создании туристического логотипа для России. Есть мнение, что на туристических выставках за рубежом стенд России выглядит, как правило, невнятно. Дескать, в нем нет единой идеи и единого посыла. Многообразие нашей страны вообще можно уложить в одну идею? Или даже пытаться не стоит?

— Пытаться, конечно, стоит. Вплотную заниматься, я бы сказал. Что касается выставок, то это раньше мы все отдельно стояли: Москва сама по себе, Питер сам по себе, Краснодарский край сам по себе. Сейчас выступаем консолидированно, и наши стенды смотрятся очень достойно. И потом, выставки — это не только собственно выставки. Это целый ряд мероприятий. И программы, которые представляет Россия на мировых туристических выставках — в Лондоне и Берлине, Токио и Шанхае, — всегда пользуются огромной популярностью. Вы правы, непросто продвигать бренд, потому что он слишком многоликий и яркий. Но даже те образы, которые уже сложились, типа ложек-матрешек, можно использовать с умом.

— Неужели этим еще можно кого-то заинтересовать?

— Россия замечательна тем, что ее турпродукт для каждого рынка — китайского, европейского или, например, американского — может выглядеть совершенно по-разному. К примеру, для жителей Китая, который сейчас вышел на первое место по количеству туристов, въезжающих в нашу страну (раньше лидерство принадлежало Германии — прим. авт.), крайне интересен «красный туризм», то есть все, что связано с Лениным и революцией. Европейцы больше интересуются природой и историко-культурным потенциалом. Для корейцев и японцев обязательно все, что связано с искусством и особенно с балетом. Не так давно в рамках работы РСТ была представлена новая программа — «Космическая Россия». Полет в космос обойдется вам в 20 миллионов долларов, а то и больше. А для того, чтобы приехать в Москву, Королёв и Калугу и посетить планетарий, наши институты и музеи космонавтики, денег, особенно с учетом нынешнего курса валют, нужно не так уж много. Особенно летом, когда уровень деловой активности снижен и когда цены на столичные отели, даже категории 4 и 5 звезд, приятно радуют глаз.

Калуга. Государственный музей истории космонавтики. Фото:  Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Калуга. Государственный музей истории космонавтики. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Давайте вернемся к регионам. По вашему мнению, продвижение собственных территорий, которое включает в себя и работу с туроператорами, и расчистку вокзалов с аэропортами, — это задача все-таки местного сообщества. А как же его, это местное сообщество, заинтересовать? Только деньгами?

— Ну почему же, не только. Поймите, неперспективных регионов нет: так или иначе включаются все и стараются все. В меру своих возможностей, конечно, но тем не менее. Интерес к продвижению собственных территорий вырос значительно, и если раньше я просил хоть что-нибудь о регионе рассказывать, то теперь просить не приходится. Сами все расскажут и покажут. Правда, на одних словах далеко не уедешь: ведь сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Нужны системные программные действия, кадровые решения и ресурсные, чтобы территории становились более привлекательными. Туризм тем и интересен, что это не только экономическая сфера, но и социальная. Прежде всего это драйвер для интеллектуального роста населения, которое будет занято в этой области. Должны институты работать, чтобы кадры такие уметь подготавливать.

— Что касается кадров, то все грустно, по-моему. Все ждали, что придет новое поколение с европейским подходом. И вот оно пришло, но все с тем же совковым. Эта проблема в подходе к образованию в сфере туризма или все-таки в менталитете?

— Задача кадрового обеспечения любого крупного мероприятия: будь то Олимпиада, АТЭС или 1000-летие Казани — сравнима по важности с задачей по подготовке инфраструктуры. Так, в хорошем отеле на одного посетителя должен быть как минимум один обслуживающий. А то и два. Вузы готовят такой персонал — и линейный, и высшего звена, но адаптировать их к потребностям туристической сферы очень непросто. Все равно для крупных мероприятий приходится использовать волонтеров и тех, кто работает вахтенным методом.

— На заседании Госсовета руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов говорил о развитии круизного и яхтенного туризма. После беды с «Булгарией» отрасль, кажется, так до конца и не оправилась. В федеральной целевой программе по развитию туризма заложены средства на изменение ситуации в лучшую сторону? Что говорят сами туроператоры?

— На сегодняшний день на наших реках практически нет теплоходов младше 40 лет, а новые не строят: изношенность флота налицо. Но уже есть программы, которые подразумевают реновации в этой области. Одна из первостепенных задач — восстановление круизов по Черном морю. Ялта и Севастополь — города, в которые раньше заходило более ста рейсов в год, — сегодня под санкциями. Поэтому никто, кроме нас, к ним теперь не приплывет. Много круизов было из-за рубежа, и восстановление этого потока очень важно. Да и вообще переход к трансграничным комплексным продуктам (когда люди приезжают на одну территорию и посещают заодно и другую), не надо недооценивать. Ведь при таком раскладе территориям не придется конкурировать, и они будут заинтересованы в том, чтобы складывать свои потенциалы.

Республика Крым. Севастополь. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Севастополь. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о программе «50+», о которой тоже упоминалось на заседании Госсовета. Звучит очень интригующе.

— На самом деле программа, которая по сути заключается в предоставлении скидок пенсионерам, не нова. Она и раньше реализовывалась некоторыми нашими туроператорами на выездном рынке. И люди, «кому за» или «не совсем за», с удовольствием в этой программе участвовали, так как это абсолютно понятный для рынка сегмент потребителей. У них есть мотивация для путешествия: такие туристы более любознательны, они больше ходят на экскурсии и много времени уделяют здоровью. Другими словами, потребляют определенный набор дополнительных услуг. Постепенно программа набирает обороты и на внутреннем рынке. Во многом она становится популярной за счет субсидирования перевозок и оптимального соотношения «цена/качество» при размещении.

— Во всей этой истории почему-то не делается ставка на лечебно-оздоровительный туризм. Почему?

— Санаторно-курортный комплекс и лечебно-рекреационные ресурсы — это наше основное конкурентное преимущество. Просто полежать и позагорать можно и в Греции, и в Турции, а вот таких лечебно-оздоровительных методик, как у нас, нет ни у кого. В Советском Союзе 45–50% от общего числа отдыхающих отправлялись именно в санатории. Сегодня эта цифра опустилась до 15–20%, и ее нужно возвращать. Грязи, минеральные воды и прочие оздоровительные ресурсы пока остаются невостребованными, потому что содержание всего этого комплекса — дорогостоящая история. Раньше все спонсировалось за счет государства, а теперь многое поставлено на «частные рельсы». Поэтому жемчужина хоть и остается жемчужиной, но увы, потускневшей. То есть факторов для конкурентоспособности много, и задача теперь не в том, чтобы просто сформировать продукт, но и в том, чтобы продать его.

— Сколько сегодня россиян путешествуют по стране? Есть такая статистика?

— На сегодняшний день по России путешествуют около 30% наших сограждан (от общего числа населения — прим. авт.), 12% от общего числа выезжают за рубеж, а 42% — вообще никуда не ездят. Нет средств. Более 70% хотят поехать хоть куда-нибудь. То есть это отложенный спрос, реализовать который можно только при непосредственном участии государства. Назовем это «социальным туризмом». Ни одно направление — будь то Черноморское побережье, Северо-Запад, Байкал, Крым или Сибирь — не сможет развиваться, если не будет достаточного количества людей, которые могли бы за это заплатить. Поэтому первая задача — это транспортная и экономическая доступность к туристическим ресурсам. Вторая — формирование продукта территорий. Не зря же мы входим в пятерку мировых лидеров по культурно-историческому и природно-рекреационному потенциалу.

— Задач много, слов — тоже. Стоит ли после заседания Госсовета рассчитывать на какие-нибудь существенные изменения в туристической сфере?

— Заседание Госсовета — это серьезный импульс для развития туризма в нашей стране. Заданы ориентиры и основные направления. Кто бы что ни говорил, государство всегда должно свой вклад делать первым. И начинать нужно с инфраструктуры. Ведь тогда придет бизнесмен и построит гостиницу, а то и завод. Эта область дает отличную возможность для комплексного развития. И думаю, что приоритеты выбраны абсолютно правильно. Осталось, что говорится, помыть, причесать и по-другому взглянуть. Ну и начать, наконец, соображать. Без этого никак.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100