Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Порталы в Азию

Если желание попасть на восток есть, а желания выходить из зоны комфорта нет, то вот несколько не настолько радикальных способов окунуться в культуру и быт Средней Азии. Специально для Strana.ru авторы проекта «Наследники степи» нашли в Москве и ближайшем Подмосковье несколько порталов в Среднюю Азию

Если все-таки преодолеть предубеждение и боязнь перед регионом и задаться целью попасть в Среднюю Азию, то самым действенным и постоянно открытым порталом в восточную сказку станет Казанский вокзал. Отправляетесь туда и, как в свое время сделали создатели проекта «Наследники степи», садитесь на поезд Москва — Душанбе. Это самая прямая дорога к азиатским приключениям.

Правда, чтобы вот так бросить все и отправиться неизвестно куда, нужно иметь определенный склад характера и устремлений. Если желание попасть на восток есть, а желания выходить из зоны комфорта нет, то вот несколько не настолько радикальных способов окунуться в культуру и быт Средней Азии. Специально для Strana.ru авторы проекта «Наследники степи» нашли в Москве и ближайшем Подмосковье несколько порталов в Среднюю Азию.

Портал первый. Художественно-теоретический

В «Музее искусств народов востока» не скрывают — здешняя коллекция создавалась как собрание предметов искусства.

Шива Натараджа. Государственный музей искусства народов Востока. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Шива Натараджа. Государственный музей искусства народов Востока. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

С одной стороны, красиво, с другой — все эти богатства могут иметь мало отношения к современному быту азиатских народов. К примеру, сегодня практически невозможно увидеть бурятскую красавицу, увешанную серебром из музейной коллекции. С Монголией та же история — сокровища страны представлены в основном предметами буддийского культа. Понять по ним, как живут монгольские кочевники, довольно сложно. Чтобы посмотреть на традиционные седла, расписную мебель или резные черпачки для ритуального подношения Белому старцу, придется отправляться в саму Монголию.

Гораздо интереснее отправиться в зал, наименее популярный у экскурсионных групп — зал Средней Азии. Здесь тоже искусство, но более близкое к повседневной жизни узбеков, таджиков и киргизов. Киргизские ковры-ширдаки, халаты-чапаны, тонкие узбекские вышивки-сюзани — все эти предметы так или иначе использовались в повседневной жизни, служили украшением жилища или приданым восточной невесты. Но совсем по-другому начинаешь смотреть на эти экспонаты, когда узнаешь, что в Средней Азии они все еще в ходу. Богатые серебряные украшения из музейной коллекции сегодня можно найти разве что в бабушкиных сундуках в отдаленных горных селениях, но вот ширдак, висящий на стене и датированный XIX веком вы запросто можете встретить в обычной киргизской юрте, а традиционный комплект из пяти вышивок-сюзани послужит приданым узбекской невесте.

Дальше — история совсем космическая. Во время путешествия по Узбекистану мы попали в кишлак под Бухарой, жители которого уже несколько поколений работают с глиной. В основном там делают тандыры — традиционные глиняные печи для хлеба. Но мы узнали о старушке по имени Кубаро, которая делает глиняные свистульки. Это ремесло она переняла от своей матери, а та от своей. Приехали мы к бабушке Кубаро, и увидели среди ее работ — милых лошадок и барашков — какое-то жутковатое многоголовое чудовище. Пожали плечами — бабушкины фантазии. Прошло время, мы попали в «Музей востока» и там, в зале Средней Азии видим точно такое же многоголовое чудище. Оказывается, это традиционная таджикская глиняная игрушка-свистулька хуштак, и секреты ее создания живут и сегодня в небольшом кишлаке под Бухарой.

Но у «Музея востока» есть и другая сторона. Так вышло, что посвященный азиатским народам музей сплотил вокруг себя московские диаспоры этих народов. И тематические выставки в залах музея — лишь верхушка айсберга. К примеру, на Навруз во дворе музея круглые сутки делали ритуальное узбекское блюдо сумаляк, чтобы подать его на тематической встрече. А в канун Дня Победы на том же самом дворе приготовили настоящий андижанский плов. Так что если вы будете проходить мимо особняка на Никитском бульваре и почувствуете аппетитный аромат, знайте — портал в Азию работает на полную катушку.

Портал второй. От теории к практике

Если традиционный Музей Востока — про искусство, то Музей кочевой культуры Константина Куксина — про быт кочевых народов от и до. Все, чего нет в академических музеях, посвященных Азии, есть здесь. Шаманские бубны, хомусы, одежда, бурдюки для кумыса, даже сами юрты, в которых располагается экспозиция, — все это создатели кропотливо собирали в кочевых странах и грузовиками перевозили в Москву, чтобы наполнить экспозицию музея. В результате многолетних экспедиций в музее собралась живая концентрированная энциклопедия быта кочевых народов. И все это великолепие можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и испробовать в деле.

Фото: Антон Агарков/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Антон Агарков/Strana.ru

Создатель музея — путешественник Константин Куксин — разыгрывает перед своими гостями настоящие сценки из кочевой жизни. С переодеваниями, варкой настоящего монгольского чая, разжиганием огня огнивом и стрельбой из лука. Этим оружием, кстати, Константин владеет не хуже монголов — стреляет из-за спины, выпускает сразу две стрелы и показывает прочие чудеса меткости.

Лекции в музее — это истории, прожитые и прочувствованные. Если Константин или кто-либо еще из лекторов музея рассказывает о быте монголов, киргизов, цаатанов, узбеков, североамериканских индейцев или цыган, можно быть уверенным — все это они пережили на собственной шкуре. Кому мало лекций — может задавать вопросы, в том числе самые коварные. Как выживать в степи, как общаться с азиатскими народами, не зная языка, как самостоятельно спланировать и организовать экспедицию — обо всем этом можно смело спрашивать и получить развернутый и достоверный ответ.

Портал третий. Полное погружение

«Для меня все началось с Музея кочевой культуры, — признается Алексей Ежелев. — Так получилось, что я начал заниматься продажами монгольских юрт в Москве. Ну и решил узнать побольше о народе, жилищами которого я торгую. Пришел в музей, заинтересовался. Подумал: а вот бы сделать что-то такое же, но чтобы можно было и пожить, и со зверями пообщаться».

Так появился этнопарк «Кочевник». Наслушавшись лекций Константина Куксина, Алексей взял в аренду участок земли, привел его в порядок и расставил несколько юрт из собственных запасов. А потом справедливо решил, что где кочевники, там и животные. И очень скоро, по прихоти судьбы, в этнопарке появились верблюды.

Фото: Антон Агарков/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Антон Агарков/Strana.ru

«Я основной упор сделал на животных. Ну пришел человек, посмотрел на юрты, заскучал и ушел. Надо наоборот. Пришел, увидел верблюдов — заинтересовался. Покатался, зарядился позитивом, слез с верблюда, оглянулся вокруг — а тут юрты. И у человека уже интерес: а чьи это жилища, а как люди в них живут».

Схема сработала ровно так, как рассчитывал Алексей: люди, приехавшие посмотреть «на верблюдов», в качестве бонуса получают прогулку по жилищам кочевых народов Средней Азии и Русского Севера. Начавшийся с нескольких юрт и скотного двора этнопарк постепенно стал местом притяжения не только для интересующихся, но и для представителей кочевых народов. Чукотскую ярангу в этнопарке поставил чукча, ненецкий чум — ненец, лекции по малым народам читает кумандинка. В «Кочевник» наведываются буряты, казахи и киргизы, чтобы послушать о своих же собственных традициях. И, надо сказать, узнают для себя много нового.

В мировом масштабе «Кочевник» — явление не уникальное. По всему миру постепенно появляются небольшие искусственные деревушки, где с максимальным сохранением быта живут, на радость туристам, представители самых разных народов. Акха и хмонги Таиланда специально для иностранцев поют, танцуют и ткут, с удовольствием позируют на камеру. Аргентинские гаучо лихо объезжают горячих скакунов. И все в шаговой доступности от крупных городов.

В России нечто подобное попробовали создать в «Этномире», но охочие до экзотики туристы, после визита туда говорят, что что-то пошло не так. Так что на сегодня «Кочевник» предлагает, пожалуй, уникальный опыт полного погружения в культуру — с возможностью прокатиться на верблюде, пожить в юрте, заплести ненецкие косички и даже поприсутствовать на настоящей бурятской свадьбе, организованной по всем традициям.

«Почему получилось так удачно, и люди начали ездить? Сложно сказать. Может быть для кого-то это шанс преодолеть внутреннюю лень или страх и попасть, например, в Монголию. А для представителей кочевых народов это место, где они чувствуют себя дома, в безопасности. Знаешь, как здорово, когда ко мне приезжают, например, буряты, и говорят спасибо? Но есть и еще кое-что. Огромный голод по дружбе, и этнопарки помогают его утолить, создают площадки для общения народов. Я вообще не понимаю, почему их до сих пор так мало по Подмосковью».

***

Каждый из этих порталов делает Среднюю Азию немного ближе, чуточку понятнее. Возможно, достаточно понятнее, чтобы купить билеты на поезд Москва — Душанбе, где в полупустом вагоне молодой таджик в купе проводников готовит ароматный плов.

*Материал подготовлен в рамках экспедиционного проекта «Наследники степи», организованного при поддержке
Вестей.RU и компании Marmot Russia. Следить за новостями проекта и смотреть уникальные фотографии из Центральной Азии вы можете на Вестях.RU, а также в группе экспедиции «Наследники степи».*

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100