Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Оранжевое настроение палеозоя

Каким должен быть современный музей? Ответ на этот вопрос из года в год пытаются найти участники конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». И находят.

В рамках форума «Музейный гид» Strana.ru поговорила с руководителями проектов, получивших грант от Благотворительного фонда Владимира Потанина, которые рассказали, что им удалось сделать, а что — только предстоит.

Проект: «Открой пермский период!».
Место: Пермский краеведческий музей — Музей пермских древностей (Пермь)
Официальный сайт: www.museumperm.ru
VK: vk.com/museumofpermian
Twitter: twitter.com/Murchison_Perm
Руководитель проекта: Юлия Глазырина

Юлия Глазырина. Фото: Анастасия Замятина. Strana.Ru
Юлия Глазырина. Фото: Анастасия Замятина

— Юлия, расскажите в двух словах, в чем заключается ваш проект?

— Пермский период — единственный геологический период в истории Земли, который был открыт на территории России и получил русское название. Поэтому неудивительно, что в 2011 году в Перми открылся новый филиал Пермского краеведческого музея — Музей пермских древностей. На определенном этапе проекта мы поняли, что Музею пермских древностей стало «тесно» в своем небольшом пространстве: нужно было искать свежие идеи, решения и подходы. Именно тогда и возникла мысль о новом проекте, который позволил бы каждому человеку заново открыть свой пермский период, где бы он ни находился.

— Ориентировались на опыт европейских музейщиков?

— И не только европейских. На определенном этапе мы поняли, что хотели бы соответствовать мировой тенденции, которая подразумевает «выход» музея за пределы своих стен. Московский куратор Георгий Никич назвал эту тенденцию «музеем вне себя»: ведь музей — это не только то, что можно увидеть в музейных экспозициях и витринах, но и окружающий мир, составляющие которого тоже рано или поздно окажутся в витринах. Поэтому так важно уделять внимание миру вокруг и самому стать более открытым, выйдя за пределы уже своих «стен».

— Каким образом вы планировали завлечь людей выйти за эти пределы?

— Изначально проект был задуман как игра, вовлекающая посетителей в процесс открытия привычных, казалось бы, мест. Ведь пермский период — это не только окаменелости и минералы в музейных витринах. Это то, что можно увидеть буквально под ногами (например, застывшее дно Пермского моря) или съесть на завтрак (например, соль и традиционные коми-пермяцкие пирожки с побегами хвощей, которые называются пистиками). Со временем в такие сложные темы, как геология и палеонтология, музей научился привносить юмор! Так, например, мы начали проводить лекцию «Пирожки с пистиками: можно ли съесть ископаемые?». Или измерять соленость ушей пермяков. Или вести юмористический «Твиттер» от лица первооткрывателя пермского периода сэра Родерика Мурчисона.

Пермский краеведческий музей. Музей пермских древностей. Проект «Открой пермский период!». Фото: Ольга Сорокина. Strana.Ru
Пермский краеведческий музей. Музей пермских древностей. Проект «Открой пермский период!». Фото: Ольга Сорокина

— Все эти интересности привлекли подрастающее поколение?

— Конечно! Когда речь зашла о создании мобильного приложения с маршрутами по Перми и Пермскому краю, играми и виртуальными панорамами, мы решили привлечь к их разработке юных геологов, которые могли бы нескучным языком рассказать о скучных серых камнях. Ребята эти, конечно, не с улицы: раньше они были слушателями нашего лектория и участниками Детской научно-практической палеонтологической конференции. Музейная команда отвечала непосредственно за контент, за техническую сторону проекта отвечали профессиональные программисты. Помимо этого, был привлечен отличный дизайнер и профессиональный фотограф, который для того, чтобы отснять все заявленные маршруты, исколесил весь Пермский край.

— Почему для приложения было составлено именно одиннадцать маршрутов?

— В первоначальном варианте задумывалось всего четыре, но благодаря активности юных геологов и музеев-партнеров было разработано одиннадцать. Все они включены в приложение, так как авторы проекта посчитали, что не имеют права игнорировать инициативу участников.

— Как называется приложение и где его можно скачать?

— Уже сейчас приложение можно бесплатно скачать в AppStore и GooglePlay на русском («Открой пермский период!») и английском языках (Discover Permian period!).

— Иностранцы часто в музей приходят?

— Ежегодно Музей пермских древностей посещает около 50 тысяч посетителей, и примерно половина из них — жители Пермского края, организованные группы школьников. Еще 35% — это семейная аудитория. Около 15% посетителей — наши ближайшие соседи, приезжающие из Екатеринбурга, Тюмени, Ижевска, Челябинска и других городов. Сюда же попадают иностранцы и туристы из регионов, что подальше.

— Но получается, что при наличии приложения для того, чтобы открыть пермский период, совсем необязательно приходить в музей?

— Это и было первоначальной задумкой. Музей просто взял на себя функцию сбора, продумывания и представления в качестве готовых символов определенной идеи. В нашем случае — пермского периода. Это и называется «открытым брендбуком».

— Кто и каким образом подхватил эту идею?

— Особенно важно было вовлечь в деятельность музея местных жителей. Поэтому бренд «Пермский период» завернули в красивую оранжевую упаковку (оранжевый — цвет, символизирующий пермский период во всем мире. — Прим. авт.) и выложили все в открытый доступ. В первую очередь, конечно, для туристов и жителей региона, которые могли бы посмотреть интересующие их маршруты, а также для туристических фирм, которые могли бы брать эти маршруты за основу, предлагая своим клиентам тот или иной туристический продукт. Выкладывая готовые материалы в открытый доступ, мы не преследуем никакой коммерческой цели. Наша задача здесь — подготовка «полуфабриката», который заинтересованные люди могут использовать, как захотят. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы в музей обращались за консультациями, и всегда готовы оказать поддержку.

— Как происходит обмен опытом с коллегами? Победа в конкурсе вызывает чувство зависти у окружающих?

— Один из главных плюсов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» заключается в том, что он создал определенную сеть профессионалов, которые говорят на одном языке. Даже в таком большом городе, как Пермь, зачастую сложно найти поддержку, потому что у нас изначально относятся настороженно к инновациям. Да, многие из наших коллег не вошли в число лучших, но это не означает, что мы стали менее интересны и полезны друг другу в профессиональном плане. Мы как обменивались информацией, так и обмениваемся, поддерживаем друг друга. Дружеско-профессиональная коммуникация никуда не исчезла.

Форум «Музейный гид». Проект «Открой пермский период!». Юлия Глазырина. Фото: Пресс-центр Форума «Музейный гид». Strana.Ru
Форум «Музейный гид». Проект «Открой пермский период!». Юлия Глазырина. Фото: Пресс-центр Форума «Музейный гид»

— Какой музей, в котором вы побывали, произвел на вас наибольшее впечатление?

— Это, может быть, немного странно прозвучит, но чисто по-человечески самое большое впечатление на меня произвела Третьяковская галерея. Я побывала там уже спустя много лет после окончания школы, и для меня было настоящим открытием, что все эти картины, которые мы знаем по школьным учебникам, могут предстать в совершенно новом свете. В учебнике «Переход Суворова через Альпы» — это маленькая репродукция, а на самом деле — это огромное полотно.

— Не кажется ли вам, что все эти новомодные технологии в каком-то смысле обесценивают музейные ценности? Может быть, это путь в никуда?

— Мне кажется, что почти любой путь — это путь туда (улыбается). Показательный пример. Буквально несколько недель назад у нас были на практике студенты пермских университетов, и только один из них слышал о том, что существует такой Музей пермских древностей. Один, представляете? Поэтому можно и нужно использовать все доступные способы для того, чтобы рассказать о том или ином музее и его экспонатах. СМИ, интернет — что угодно. Вероятно, должна накопиться какая-то критическая масса информации о музее, чтобы туда пришли люди. Поэтому нужно очень четко понимать, какая категория людей уже приходит в музей, какая не приходит, а главное — почему и что надо сделать, чтобы она пришла. Исходя из этого и выбираются каналы коммуникации. Поэтому знакомство с картиной «Грачи прилетели» необязательно начинать именно в Третьяковке.

— Можно ли сказать, что музею уже удалось сформировать своеобразную «моду» на пермский период?

— Я сама недавно с удивлением узнала, что в одном небольшом городе в Пермском крае установили памятник древнему моллюску, который жил в Пермском море. Он похож на раковину, скрученную в спираль, типа раковины моллюска Наутилус помпилиус. Я открыла наше приложение и увидела, что этот моллюск как раз символизирует этот город и Пермское море, в котором он когда-то обитал. В такие моменты я понимаю, что мы достигли цели, которую ставили перед собой, то есть запустили волну. Жители края стали чаще «находить звероящеров на даче» и внимательнее относиться к тому хрупкому миру, который формировался миллионы лет и в котором мы живем сейчас.

Обо всех музейных программах  — на сайте Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100