Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Контркультура с сухарями

В 1980-х годах музыкальная общественность Москвы подарила слову «горбушка» новое значение. Так стали называть Дворец культуры им. С. Горбунова и образовавшуюся вокруг него инфраструктуру и атмосферу

Согласно словарям, горбушка — это пищевой продукт, представляющий собой кусок хлеба, пирога и т.п., отрезанный от нетронутого края и, как правило, имеющий округлую форму, иногда подсушенный до состояния сухаря.

Так было до конца 80-х годов, когда слово «горбушка» приобрело новое значение: именно так стали называть Дворец культуры им. С. Горбунова, а позже и стихийно возникший вокруг него рынок всевозможной аудиовидеопродукции.

Впрочем, история появления самого ДК началась гораздо раньше. Предтеча авиазавода им. Хруничева, «Второй автомобильный завод Руссо-Балт» появился в Филях аж в 1916 году. А уже в 1923-м был перепрофилирован под авианужды молодого советского государства. Как и любое крупное предприятие, завод очень быстро начал обрастать соответствующей инфраструктурой, одним из элементов которой стал Дворец культуры Киевского района Москвы. ДК был построен в 1929–1938 годах по проекту архитектора Якова Абрамовича Корнфельда на окраине парка и ориентирован фасадом на проходные авиазавода. В те годы ДК стало первым столь крупным районным дворцом культуры. Здесь занимались самодеятельностью, были открыты студии и различные кружки творчества, на сценической площадке проходили вечера с участием многих советских знаменитостей.

ДК имени С.П.Горбунова. 1938-39 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
ДК имени С.П.Горбунова. 1938-39 год. Фото: pastvu.com

Казалось бы, здание вполне соответствует раннесоветскому архитектурному стилю — конструктивизму. Однако внешность, как говорится, обманчива. Внутренние интерьеры ДК являют собой стиль арт-деко, в котором декору придавалось большое значение, а отличительными чертами его являлись строгие закономерности и смелые геометрические формы. Контрастные сочетания симметричной и асимметричной частей ДК, глухих и остекленных плоскостей, скругленных и угловатых форм — основа выразительных форм. Фасадная часть выдержана в строгом стиле, который подчеркивают большие плоскости бетонных стен и стеклянные витражи: сквозь них естественное освещение проникает во внутреннее пространство двух верхних этажей. По оси главного фасада в сторону площади вынесен скругленный объем подъезда и кассовый зал. Внутри округлого фойе — круглые светильники, но основа ДК — конечно же, вместительный объемный зрительный зал с двумя ярусами балконов.

Клубная часть ДК выглядит отдельным зданием (пристройкой) и расположено слева от главного корпуса. Между тем их связывают переходы на уровне второго и третьего этажей. В клубной части также имеется зал, предназначавшийся для театральных постановок.

Интерьер холла ДК имени С.П.Горбунова. 1939-1940 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Интерьер холла ДК имени С.П.Горбунова. 1939-1940 год. Фото: pastvu.com

Часто бывая на «Горбушке» в юности, я успела обзавестись знакомыми среди продавцов музыкальных дисков. Один из них, старожил по имени Андрей, в очередную нашу встречу вдруг решил поделиться воспоминаниями: «Я первый раз оказался возле ДК в первой половине 90-х. Дело было ранней весной, когда под башмаками чавкала снежная жижа, которую в те годы никто и не пытался убирать, а кругом бушевал рынок. Вырвавшись из узкого коридора торговой аллеи, я увидел справа желто-коричневое здание совершенно невразумительной формы: то ли заводские цеха, то ли склад. Какие-то этажи и перекрытия, переходы и лестницы. Впрочем, с улицы в здание вели массивные дубовые двери, провоцирующие состояние когнитивного диссонанса».

Сам архитектор дворца культуры Яков Корнфельд объяснял специфику внешнего вида клубов того времени очень просто: «Все они построены на принципах функциональной логики, их внешний вид характерен лишь постольку, поскольку передает сложное внутреннее строение клубов».

Иначе говоря, не стоило искать в облике ДК какой-либо специфический художественный замысел. Просто так было удобно и именно такая форма позволила решить максимум утилитарных задач.

С 1933 года дворец культуры носит имя Сергея Петровича Горбунова (1901–1933), Героя Советского союза и директора авиастроительного завода. Сразу после окончания знаменитой Академии им. Н.Е. Жуковского Горбунов получил распределение на один из крупнейших авиазаводов в Европе, расположенный в Филях, которые еще не входили в то время в границы Москвы. На заводе Горбунов быстро пошел на повышение, через некоторое время заняв пост директора. В 1933 году Сергей Петрович Горбунов трагически погиб во время показательных полетов на самолете, который серийно выпускался под его руководством. А сам завод со временем перерос в крупнейшее оборонное предприятие — «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», который находится сегодня на той же улице, что и дворец культуры.

Надо заметить, что именем С.П. Горбунова также был назван и сам завод, но после эвакуации предприятия в годы войны в Казань имя осталось за Казанским заводом.

После войны ДК стал постоянным местом проведения всевозможных заводских, а также партийных, комсомольских, пионерских конференций завода и Киевского района столицы. ДК не только был центром самодеятельности и базой для многочисленных кружков. Во дворце проходили праздничные концерты и новогодние елки, он стал постоянным местом сбора детей для отъезда в пионерский лагерь «Озеры». В 70-е и 80-е в ДК обосновались барды. Каждый последний понедельник месяца здесь проходили концерты авторской песни, в том числе с участием Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Татьяны и Сергея Никитиных. Там выступали великий пианист Святослав Рихтер, артисты МХАТа, театра им. Вахтангова и Московского драматического театра на Малой Бронной. Оно и понятно: тот, кто бывал внутри, помнит великолепный зрительный зал, дающий фору многим театрам города, с прекрасной вращающейся сценой, оркестровой ямой, многочисленными гримерными и т.д.

Зрительный зал. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Зрительный зал. Фото: pastvu.com

Именно здесь, в одном из помещений ДК, проходили съемки эпизода фильма «Москва слезам не верит» — когда по поручению Моссовета Екатерина Александровна решает вопросы клуба знакомств. И кстати, танцевальный зал клуба знакомств также снимался в интерьерах ДК «Горбунова», а школа танцев до последнего времени существовала.

Осенью 1987 года на свет появился Московский клуб филофонистов «Рекорд» при ДК им. Горбунова. Именно клубу аудиофилов ДК обязано появление на свет слово «Горбушка». Клуб работал только по выходным. Публика была самая разнообразная, но основную долю составляли коллекционеры и только-только зарождающаяся пиратская братия. Логично, что для последних «Горбушка» стала просто клондайком. Учитывая, что стоимость пластинки в те времена доходила до сторублевой отметки (при месячной зарплате инженера 120 рублей), а цена перезаписи пластинки составляла всего от 10 до 20 рублей, недостатка в клиентах предприимчивые владельцы магнитофонов не испытывали, но и главными в этой компании не были. Между тем постепенно к началу 90-х тусовке стало тесно в стенах ДК, а в окружавшем Горбушку парке появился рынок под одноименным названием «Горбушка».

ДК имени С.П. Горбунова. 1997-99 год. Фото: Андрей Дольский. Strana.Ru
ДК имени С.П. Горбунова. 1997-99 год. Фото: Андрей Дольский

В 1996 году Горбушка попала в Книгу рекордов Гиннесса, где и остается до сих пор, за достижение в области «Самое быстрое пиратство». А произошло это так: в 1996 году Билл Гейтс объявил о старте продаж пакета «Офис 97» по цене 495 долларов за копию. Уже через 4 часа «Офис 97» продавался на Горбушке по цене чуть менее 5 у. е. за ту же самую копию. Рынок просуществовал до 2000 года, когда был закрыт московскими властями. Все, что было и есть на территории завода «Рубин», по правде сказать, к той самой перворожденной Горбушке почти не имеет отношения.

В конце 80-х началась самая известная страничка в биографии ДК — здесь стали проходить рок-концерты известных и малоизвестных групп. Практически на четверть века здание в парке станет главным бастионом контркультуры. Так, в 1986–1990 годах здесь работала своя рок-лаборатория, третья после Ленинградской и Свердловской, которая организовывала ставшие тогда мегавостребованными рок-фестивали. В 1995–1997 годах в ДК Горбунова проходили фестивали «Учитесь плавать», а в декабре 1999 года здесь прошел самый первый фестиваль «Нашествие».

На протяжении двадцати лет ДК считался главной рок-площадкой Москвы. На сцене Горбушки выступали все без исключения звезды русского рока, среди которых «Наутилиус Помпилиус», «Крематорий», «Мегаполис», «ДДТ», «Гражданская оборона», «Бригада C», «Аквариум», «Квартал», «Алиса», «Черный обелиск», «Чиж и Ко», «Звуки Му», «Текиладжаззз», «Лига блюза», «Вопли Видоплясова», «Ария», «Чичерина», «Агата Кристи», «Аукцыон» и другие. Здесь проходили гастроли многих зарубежных исполнителей: Jethro Tull, Diamanda Galas, David Byrne, Nick Cave and the Bad Seeds, The Smashing Pumpkins, Laibach, Biohazard, Motorhead, Nazareth, Rage Against The Machine, Apocalyptica, Blind Guardian, Einsturzende Neubauten, Lacrimosa, PJ Harvey, HIM, Slade, Brian Eno, Stratovarius, Theatre of Tragedy, Colosseum, Skatalites, Slayer, Moonspell, Manfred Mann, Emir Kusturica and No Smoking Band, Kreator. Всех и не упомнишь.

Концерт группы Uriah Heep. 13 февраля 2010г. Москва. ДК Горбунова. Фото: Vasily Smirnov/Фотобанк Лори. Strana.Ru
Концерт группы Uriah Heep. 13 февраля 2010г. Москва. ДК Горбунова. Фото: Vasily Smirnov/Фотобанк Лори

Беда пришла под занавес 2006 года. Компания «FEELEE MANAGEMENT» распространила заявление о том, что «более не является in-house промоутером ДК им Горбунова. После проведенной реконструкции руководством ГКНПЦ им. М.В. Хруничева принято решение о невозможности демонтажа сидячих мест партера, и все мероприятия должны носить более «камерный» характер. С большим сожалением вынуждены подтвердить, что новые условия работы не позволяют проводить рок-концерты в их демократичной традиции, которые проходили в ДК в течение 20 лет». Рок-история легендарного ДК Горбунова завершилась.

На самом деле в пунктирном режиме рок-концерты продолжались в Горбушке до июня 2010 года, после чего ДК закрылся на повторную реконструкцию. Вряд ли в прекращении рок-концертов на сцене Горбушки присутствовал какой-то злой умысел. Просто так сложились обстоятельства. И тогда, в 2010-м, и сейчас артистам есть где выступать в Москве, однако Горбушка была уникальна. Большие холлы, обширное закулисное пространство, удобная парковка, оперативный простор для охраны порядка — этим не мог и не может похвастаться больше ни один зал Москвы.

Есть мнение, что именно рокеры сами же и угробили проект, натолкнув владельцев на мысль о необходимости прекращения здесь буйных рок-сейшнов. А с другой стороны, если бы не рок-фрагмент в истории, кто бы знал и помнил о ветшающем здании в парке района Фили. Со временем наверняка его бы просто снесли за ненадобностью.

С февраля 2012 года в легендарном ДК Горбунова располагается Театр мюзикла Михаила Швыдкого. Надо отдать должное Михаилу Ефимовичу, он отлично понимает, к чему обязывает владение, пусть и по договору аренды, этим зданием. Неспроста еще до официального открытия театра 17 февраля на обновленной сцене состоялся концерт. «ДК Горбунова — место священное, — говорит Швыдкой, — и мы открываемся поклоном московскому року, отмечая юбилей Максима Леонидова. Мы говорим «Спасибо року!»

Конечно, сейчас, когда в здании дворца культуры расположился театр, все иначе, чем было и 15, и 20 лет назад, когда на сцене ковался рок, а в насквозь прокуренном и пролитом пивом зале было не счесть вскинутых в козе рук. Впрочем, иначе все было уже и сразу после ремонта, т.е. лет 6-7 назад, когда надежды на ренессанс рока еще оставались. Но с другой стороны, если трезво смотреть на произошедшее, театр под руководством Швыдкого — возможно, не худшая судьба для здания. Михаил Ефимович умен и мегапозитивен, а потому верится, что он сумеет бережно отнестись к важной странице истории того места, хозяином которого стал волею судеб.

ДК имени С.П. Горбунова. 21 февраля 2012 года. Торжественное открытие Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого. Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
ДК имени С.П. Горбунова. 21 февраля 2012 года. Торжественное открытие Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого. Фото: Наталия Судец/Strana.ru

На этом фоне нелепым курьезом выглядит история с оркестровой ямой, которая, по словам самого Швыдкого, «была обнаружена при ремонте и восстановлена», а в реальности в период рок-жизни зала всего лишь была закрыта щитами. Забавно, что сам персонал нового театра свято уверен, что «оркестровая яма была только что построена», высокомерно с легким смешком добавляя в ответ на мой вопросительный взгляд: «Вы что, не знаете, что рокеры в оркестровой яме не нуждаются?»

Подводя итог, хочется заметить, что по большому счету затея с театром удалась. Москвичи получили в свое распоряжение еще одну интересную площадку с серьезным творческим потенциалом. Каждый раз, оказываясь в парке возле Театра мюзикла, я неизменно прохожу мимо памятника Сергею Петровичу Горбунову, оборачиваясь на фасад бывшего дворца культуры, и меня посещает одна и та же мысль: «Ничего-ничего, господа театралы, драгоценная Горбушка, легендарная Горба еще покажет себя. Контркультура бессмертна. Все еще только начинается».

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100