Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Армянская летопись

Глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви, Патриарший экзарх в России Архиепископ Езрас Нерсисян: «Если человек не проявляет желания искупить свой грех, значит, он готов совершить его еще раз».

— Каким принципом руководствовались создатели Армянского музея, подбирая экспонаты и формируя коллекцию?

— Множество артефактов было накоплено на протяжении долгой истории армянского народа, насчитывающей более 10 тысяч лет. В Писании сказано о том, что Ноев ковчег сел на мель на вершине одной из гор Земли Араратской. Благодаря этому событию род человеческий избежал гибели. Один из сыновей Ноя — Иафет — стал прародителем армян. Усилиями равноапостольного святого Григория в 301 году был крещен царский двор Армении, после чего христианство пришло в эту страну как государственная религия. В V веке армянский историк святой Егише сказал: «Христианство для армянина подобно цвету кожи». Подтверждением этих слов служит открытие музея на территории Армянского храмового комплекса. В тот период, когда Армянское государство прекратило существование, церковь взяла на себя государственные функции и сохранила наш народ. Вот почему стержнем музейной экспозиции стала история армянского христианства.

Архиепископ Езрас Нерсисян. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Архиепископ Езрас Нерсисян. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Получит ли посетитель музея исчерпывающую информацию об истории и культуре армянского народа?

— Полное название музея — «Армянский музей Москвы и культуры наций». Посетитель сможет увидеть тот созидательный путь, которым идет армянский народ, оставаясь верным общечеловеческим ценностям — миру между людьми, добру, взаимопониманию, любви. Выстраивая экспозицию, мы привлекли современные технические средства. На стендах висят фотографии, представляющие достижения армянского народа — от археологических находок древних времен до эпохи открытия тайн ядра. В 3D-кинотеатре демонстрируется фильм об истории Армении. На интерактивном глобусе обозначены центры армянских общин по всему миру. Используя навигацию, можно увидеть на мониторах портреты великих людей и узнать об их творениях. Показаны бытовые сцены из жизни армян разных эпох и сословий. В «Музыкальной библиотеке» собраны произведения армянских авторов и исполнителей, которые в разные годы, в разных странах вносили свой вклад в историю мировой музыкальной культуры. В одном из залов действует выставка национальной одежды и украшений армянских женщин различных эпох. Короче говоря, это самый крупный музейный проект за пределами Армении, представляющий цивилизацию и культуру нашего народа.

— С помощью каких средств будет представлена жуткая тема геноцида и его последствий?

— Армянский народ видел много трагедий, но самое страшное горе случилось в 1915 году. В эти дни армяне всего мира отмечают скорбную дату — 100-летнюю годовщину геноцида армян в Османской империи. Это была попытка истребления целого народа на его исторической земле. Более полутора миллиона жертв резни. Сотни тысяч депортированных. А сколько уничтожено церквей, рукописей, культурных памятников? Нам известен масштаб богопротивных злодеяний, совершенных в отношении наших предков, и мы не могли не исполнить свой долг. Главная часть экспозиции посвящена событиям геноцида. В разделе «Портреты» со всех сторон на вас смотрят лица людей, которых убили только за то, что они — армяне. Эти люди лечили, строили, танцевали, писали стихи, любили... В галерее можно увидеть и тех, кому удалось спастись и донести до нас свои воспоминания. Армянская церковь всегда противостояла злу. Музей не случайно расположен в Храмовом комплексе. Это означает, что мы призываем к осознанию греха. Если человек не проявляет желания искупить свой грех, значит, он готов совершить его еще раз. Раздел, посвященный геноциду, — это мемориал памяти, где можно поставить свечки, постоять, подумать, очиститься душой.

Армянский храмовый комплекс. Памятная церемония по случаю годовщины армянского геноцида. Зажжение свечей. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Армянский храмовый комплекс. Памятная церемония по случаю годовщины армянского геноцида. Зажжение свечей. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Как будут проходить мероприятия, связанные со столетием геноцида?

— 22 апреля в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе мы организуем выставку и вечер памяти «Армянский геноцид — русский взгляд». В тот же день состоится презентация книги Григория Джаншиева «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», которая была издана в 1897 году. 23 апреля на территории Храмового комплекса будет установлен большой экран, обеспечивающий прямую трансляцию с Духовным центром в Эчмиадзине, где состоится канонизация жертв геноцида как святых мучеников нашей церкви. В церемонии примут участие представители разных христианских конфессий, главы церквей, уважаемые граждане, государственные деятели. Богослужение окончится ровно в 19:15. Эти цифры символизируют 1915 год. Одновременно, в знак солидарности между нашими церквями и народами, будут звенеть колокола Храма Христа Спасителя и нашего Кафедрального собора. Молодые люди выпустят в небо сотни белых голубей. 24 апреля мы прочитаем молитву для новых святых мучеников. На территории Храмового центра откроется памятник, посвященный жертвам геноцида. Если погода позволит, в этот день на улице состоится концерт-реквием.

— В какой стране вне Армении проживает больше всего армян?

— Самая большая армянская диаспора проживает в Российской Федерации — более 2 млн человек. Наши корни уходят в глубину российской истории начиная с Киевской Руси. Об армянах в русской летописи впервые упоминается в 1368 году. Оказавшись в другой стране, наши мудрые предки начинали с того, что строили церковь и при ней — школу. Армяне прекрасно осознавали, что залогом сохранения нации служат язык и вера. Армянская епархия в России была образована в 1717 году в Астрахани по указу Петра I. В 1740 году императрица Анна Иоанновна разрешила армянам построить каменную церковь в Санкт-Петербурге. До революции духовные центры российских армян находились в Астрахани, в Бессарабии, и в Нахичевани (Ростов-на-Дону). Однако 70 лет безбожия дали о себе знать. В советское время были разрушены и закрыты почти все церкви. В Астрахани, например, было семь армянских церквей, но к началу перестройки не осталось ни одной. В последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Сейчас в России зарегистрировано более 100 армянских религиозных общин, действует 50 церквей и еще 20 строится в настоящее время. Важными центрами армянской жизни остаются Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Северный Кавказ, Поволжье и, естественно, Москва и Петербург. Мы продолжаем созидать, творить во славу Богу и во благо людей. Россия — страна многонациональная, многоконфессиональная, и благодаря ее духовному единству с ней считается весь мир.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Памятная церемония по случаю годовщины армянского геноцида. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Армянский храмовый комплекс. Памятная церемония по случаю годовщины армянского геноцида. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— В каких странах, помимо России, числятся самые крупные армянские диаспоры?

— По числу проживающих армян на втором месте после России стоят США, на третьем — Франция. Армяне живут в Иране, в Канаде, в Австралии. Мощные диаспоры со своими епархиями, церквями и школами находятся в Аргентине и в Бразилии. Есть у нас церковь в Сингапуре, построенная в 1835 году. Правда, самих армян в этой стране немного. Сингапурская община подчиняется епархии Австралии и Новой Зеландии. Священники Русской православной церкви, которая не имеет своего храма в Сингапуре, проводят богослужения в Армянской Апостольской церкви. С давних времен армяне проживали в Индии. В Калькутте один богатейший филантроп оставил свое богатство на сохранение армянской культуры и создание армянской семинарии. Сегодня в этом городе остается двухкилометровая Армянская улица, есть окруженная армянскими могилами древняя церковь, но нет ни одного армянина. В 1794 году в Мадрасе был издан первый армянский журнал «Аздарор», а сейчас здесь проживает лишь 15–20 армянских семей. Изменились обстоятельства, прошли сложные исторические процессы, в результате которых люди оставили эту страну.

— Почему было необходимо построить Армянский храмовый комплекс в Москве? Как продвигается дело со строительством храма на Поклонной горе?

— В советское время были разрушены исторические церкви в Армянском переулке и на Пресне. 300 тысяч московских армян были вынуждены молиться на Ваганьковском кладбище в небольшой усыпальнице-часовне, построенной в 1815 году для семьи Лазаревых. Во время службы люди стояли среди могил. В 1996 году московские власти, исходя из нужд армянской общины, выделили территорию, примыкающую к Олимпийскому проспекту, для возведения храмового комплекса. Уникальный по архитектурному решению и по масштабу ансамбль был построен на пожертвования верующих и освящен в 2013 году. Площадь территории — более 25 тыс. кв. м, высота Кафедрального собора — 55 м. Здесь расположены епархиальная резиденция, духовно-просветительский центр, трапезная, воскресная школа, библиотека, конференц-зал, гостевая зона. Мы благодарны властям, которые пошли навстречу верующим чадам Армянской церкви. Это символ духовного единства между нашими единоверными народами. Кроме того, нам предоставили участок на Поклонной горе для строительства армянской церкви во имя Святых великомучеников. Проект уже согласован, все разрешающие документы у нас есть. Розовый туф из Армении для строительства храма уже завезен. 20 апреля освящен земельный участок. В середине мая мы начнем возводить церковь, посвященную памяти павшим воинам-армянам в Великой Отечественной войне. Внизу предусмотрено место для музея, который будет рассказывать о вкладе армян в летопись Великой Победы.

Ваганьковское кладбище. Московские армяне отмечают День геноцида в начале 1990-х годов. Фото: Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Ваганьковское кладбище. Московские армяне отмечают День геноцида в начале 1990-х годов. Фото: Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Как начиналось ваше церковное служение? Какое из своих дел высчитаете самым важным?

— Я родился в селе Воскеат Эчмиадзинского района бывшей Армянской ССР. После службы в армии окончил Эчмиадзинскую духовную академию и был рукоположен в дьяконы, а затем — в иеромонахи. В 1988 году по благословению католикоса Вазгена I меня назначили настоятелем двух армянских храмов в Санкт-Петербурге. А с 2001 года я переехал в Москву и начал служить в качестве главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии. Был рукоположен в сан епископа. Какое дело считаю самым важным? Я благодарен Всевышнему за то, что удостоился чести реализовать проект строительства Армянского Храмового комплекса и Армянского музея Москвы вместе с достойными сыновьями нашей церкви и великими гражданами России

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100