Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Планетарно-панорамная сибирская опера

Долгая история постройки Новосибирского оперного театра столь же эпохальна, как опера Вагнера, скандально прославившая его в 2015-м

Новосибирский академический театр оперы и балета неожиданно попал в центр внимания публики в начале нынешнего года, когда неоднозначная постановка оперы Вагнера «Тангейзер» поделила общество на оскорбленных верующих и защитников свободы художественного выражения. И если о грешном рыцаре Тангейзере стороны конфликта какое-то смутное представление получили, то место действия, судя по всему, представляет себе далеко не каждый из выступавших за или против. А напрасно — потому что огромное здание Новосибирской оперы, странный шедевр советского авангарда, добавляет этой истории драматизма. Если архитектура, как говорится, — это застывшая музыка, то в облике Новосибирской оперы явно застыло что-то вагнерианское. Валькирии в полете могут ориентироваться по его куполу.

Новосибирский театр оперы и балета. Фото: Александр Колесников. Strana.Ru
Новосибирский театр оперы и балета. Фото: Александр Колесников

Огромный, крупнейший в России театр занимает даже не здание, а целый архитектурный комплекс на центральной площади Ленина. Площадь поддерживает масштаб — на ней стоит столь же гигантский групповой памятник Ленину с рабочими, крестьянами и солдатами. Сапог у каждого персонажа высотой в рост живого человека, а Ильич в длинном плаще имеет локальное прозвище Бэтмен. Но это типичный памятник времен советского застоя, и он не идет ни в какое сравнение с театром, который начали проектировать в конце 1920-х. Авторами проекта стали московский авангардист Александр Гринберг и примкнувшие к нему Трагоут Бардт, Виталий Масленников и Михаил Курилко, главный художник Большого театра.

По их замыслу, в центре Новосибирска строился не простой театр, а «синтетический панорамно-планетарный» под обобщающим названием Дом науки и культуры (ДНиК) — нечто вроде универсального народного культурного центра всей Сибири. На бывшей Ярмарочной площади, получившей имя Ленина после смерти вождя, должна была появиться новейшая площадка для массовых действ: и театр, и цирк, и зал народных собраний, и библиотека, и планетарий одновременно. Сцена и зрительный зал трансформируются, декорации перемещаются на круговых платформах, на месте партера — мобильная арена, которая может превратиться в бассейн, есть кинотеатр, способный проецировать фильмы прямо на купол, и прочие чудеса. Описание похоже на фантастический проект, один из множества, возникавших в те годы. Однако он был подробно разработан, просчитан и частично осуществился в реальности. Частично — потому что линия партии внезапно ушла в сторону, да и денег не хватило.

Торжественная закладка «первого цеха» ДНиК на Красной площади. Новосибирск. 22 мая 1931 года. Strana.Ru
Торжественная закладка «первого цеха» ДНиК на Красной площади. Новосибирск. 22 мая 1931 года

Главное осуществленное чудо «сибирского Колизея» — купол, спроектированный архитектором Петром Пастернаком, конструктором Борисом Матэри и профессором Владиславом Дмоховским, специалистом по фундаментостроению. Диаметр купола — 60 м, высота — 35 м, а толщина — всего 8 см, соотношение толщины к диаметру — 1/750. В масштабе это втрое тоньше скорлупы куриного яйца. Такая конструкция может обойтись без каких-либо подпорок и перекрытий — купол лежит на круговой железобетонной рандбалке и держится сам собой. Он так огромен, что под ним может уместиться весь московский Большой театр. Купол покрыт тысячью железных чешуек серебристого цвета, выкованных мастерами из Дагестана. Покрытие было восстановлено во время последней реконструкции театра, в середине 2000-х. До этого обветшавший купол долго оставался гладким, поневоле вернувшись к первоначальному авангардному замыслу.

По этому замыслу, здание театра представляло собой сочетание четких и гладких объемов: параллелепипед вестибюля, цилиндр зала под куполом, сценическая коробка, два боковых крыла, усеченный цилиндр склада декораций. Внутри пространство механизировалось и оснащалось техникой. Главной идеей было разрушение устаревшей традиции: новым зрителям не нужен старый театр, его необходимо сблизить с современностью и с народом. Поэтому прямо через зал ДНиКа могли шагать колонны демонстрантов, на сцену мог въехать автомобиль или трактор. Само деление на сцену и зрительный зал было условным — раз искусство принадлежит народу, не надо никаких границ. Ни рампы, ни партера, ни лож — круглый амфитеатр на три тысячи мест, где все места равны, а люди с улицы могут выйти на сцену. В общем, «театр техники и реальной обстановки».

Макет Дома науки и культуры в Новосибирске. Трансформирующийся зал, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий. Strana.Ru
Макет Дома науки и культуры в Новосибирске. Трансформирующийся зал, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий

Чтобы лучше представить дерзость проекта, стоит посмотреть на многочисленные фотографии строительства театра. О том, как в тот момент выглядел городской пейзаж, оставил воспоминания немецкий инженер Рудольф Волтерс. В начале 1930-х он приехал работать в Новосибирск и возведение театра счел безумием. Волтерс писал: «Моя гостиница находится на главной улице — Красном проспекте. Улица замощена булыжником, тротуары с обеих сторон сделаны из толстых досок. В центре бульвар — песчаная дорожка, зажатая между кривыми березами. Неподалеку от гостиницы обрамляют проспект новые большие кирпичные дома — правительственное здание, банк и недостроенный гигантский театр, на сцене которого могла бы целиком уместиться шарлоттенбургская Опера. Застройка улицы то высокая, то низкая, все еще не готово… С одной стороны улицу вдали ограничивает Обь, чей противоположный берег, плавно и мягко поднимаясь, закрывает горизонт. С другой стороны конца вообще не видно. Прямая, как шнур, улица далеко уходит в плоскую сибирскую степь».

Строительство Дома науки и культуры в Новосибирске. Strana.Ru
Строительство Дома науки и культуры в Новосибирске

И вот в центре этого плоского одноэтажного города медленно вырастает нечто невероятное. Из хаоса лесов постепенно проявляется общая форма сооружения, появляется громадный купол, похожий на приземлившуюся в глуши летающую тарелку. Возводили «тарелку» практически вручную, с транспортом на конной тяге, силами местных рабочих, которые приобретали квалификацию в процессе. Строительство тянулось почти пятнадцать лет с перерывом на войну, с предвоенными остановками из-за недостатка средств и плохой организации. Но первые годы отмечены ударными темпами. Так, купол строили одновременно с амфитеатром, для чего посередине площадки поставили деревянную башню, куда и передавали для сборки части опалубки (вспомогательной конструкции, поддерживающей свод). Самым ответственным этапом был последний, когда опалубку снимали из-под уже забетонированного купола — никакой гарантии того, что «скорлупа» устоит, не было. Но она держалась прочно, инженерный расчет был точным.

Каркас здания, стены и купол построили за три года, к 1935-му. И тогда внезапно стало ясно, что планетарный театр и расходов требует планетарных. Строительство застопорилось, рабочие перестали получать зарплату, не хватало материалов. Руководство стройки, как водится, отстранили и покарали. Потом, в 37-м, будет еще процесс и «враги народа», не все архитекторы увидят свое детище... Еще важнее было то, что государственные вкусы внезапно изменились. Советскому человеку в лице товарища Сталина авангард больше не был близок: конструктивизм, «готику, небоскребство и корбюзианизм» провозгласили чуждыми рабочему классу — в отличие от традиционных форм с уклоном в римскую торжественную солидность. В проекте новосибирского театра уже был главный римский элемент — купол. Но оформление фасадов и начинку пришлось полностью изменить.

Так, согласно первоначальному проекту, должен был выглядеть Дом науки и культуры в Новосибирске. Strana.Ru
Так, согласно первоначальному проекту, должен был выглядеть Дом науки и культуры в Новосибирске

Больше никаких массовых действ, никакой «сверхмеханизации», никакого цирка внутри. Пусть новосибирские рабочие получат правильный театр с нормальной сценой, вешалкой, партером и ложами, фойе и буфетом, люстрой и занавесом. Был объявлен конкурс на новый дизайн фасадов, в котором победил проект новосибирского архитектора Бориса Гордеева, окончательно доделанный в московской мастерской Алексея Щусева. Гордеев работал там вместе с Виктором Биркенбергом и Александром Куровским. Теперь конструктивистская форма громадного здания была прикрыта классическими элементами — появилась колоннада, пилястры, упомянутая рельефная кровля купола. Большой зал-ротонду под куполом переделали для улучшения акустики, сделав деревянный подвесной потолок. Зрительный зал вмещал уже не три тысячи мест, а тысячу семьсот, был украшен росписями по холсту и по штукатурке — орнаменты со стилизованными советскими символами: пятиконечные звезды, рога изобилия, гербовые колосья. Над амфитеатром встали гипсовые копии античных статуй — весьма неожиданный для Сибири набор богов и героев: Аполлон, Венера, Гермес с младенцем Дионисом, богиня мира Эйрена с младенцем Плутоном, амазонки… Зал окружало кольцевое фойе, четыре этажа соединяли просторные лестницы. В общем, то, что задумывалось как сверхновое, превратилось в образец сталинской неоклассики общей площадью 11 квадратных километров. Получился символ не только города, но и своего времени, над которым уже явно летали валькирии.

Отделка внутренних залов Дома науки и культуры в Новосибирске. Strana.Ru
Отделка внутренних залов Дома науки и культуры в Новосибирске

Театр был почти готов к 1941-му — открытие намечалось на август. По понятной причине, оно не состоялось, хотя еще 25 января на сцене перед закрытым занавесом сыграли концертный вариант оперы Чайковского «Иоланта». В 1942-м на той же сцене Ленинградский симфонический оркестр сыграл Седьмую симфонию Шостаковича. А вообще-то в военные годы театр стал огромным хранилищем произведений искусства: в помещении концертного зала разместили экспонаты Эрмитажа, Третьяковки, Пушкинского и других музеев Москвы и Ленинграда, а также Смоленска, Севастополя, Новгорода, эвакуированных в Сибирь. Специальных условий не было, и нужную влажность, например, создавали подручными средствами, расставляя ведра с водой. Тут же работали реставраторы, и на отопление громадного здания ежедневно выделялся вагон угля. Все четыре года оперный театр был по сути главным культурным центром Сибири, как и задумывали авторы первого авангардного проекта.

В 1944-м начался набор артистов в новую балетную и оперную студии. 12 июня того же года случилось особое событие: на сцене театра произнес речь Генри Уоллес, вице-президент США, который приехал в Сибирь одновременно с открытием второго фронта в Европе. Он говорил по-русски — о сибиряках, о войне и о перспективах союзного сотрудничества.

Официальное открытие Новосибирского оперного театра произошло сразу после Победы — 12 мая 1945 года. Давали оперу Михаила Глинки «Иван Сусанин», созвучную настроениям зрителей. По воспоминаниям, триумфальный финал оперы они пели вместе с хором.

До сих пор жива городская легенда о том, что под зданием театра скрывается подземелье с бункером для Сталина, подготовленном на случай проигранной войны. Якобы тайные ходы ведут от него к вокзалу и прочим важным городским объектам. На самом деле у «сибирского Колизея» действительно есть подземелье: зрители не догадываются, что внизу, под партером, скрывается целый костюмерный цех. Он занимает бетонный объем, который задумывался как бассейн для водной арены планетарно-панорамного театра.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100