Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Крокодил народного хозяйства

Конфликт кошки и колбасы, леденящий крик Тарзана, пролетарский гламур, песня про негров, звери на службе у пролетариата… Что общего у сатирического журнала и ВДНХ?

Презентация второго тома «История глазами «Крокодила» проходила в библиотеке ВДНХ среди каталожных ящиков и стеллажей с книгами. На полках — издания, повествующие об успехах нашей страны во всех отраслях народного хозяйства. В одном из соседних помещений — огромная коллекция фотодокументов: цветные и черно-белые негативы, слайды, отпечатки, пластины на стекле. Для будущего музея библиотека собирает все, что связано с ВДНХ — сувениры, открытки и даже воспоминания. «Мы хотим, чтобы люди рассказали о том, как они гуляли, чем лакомились, на каких аттракционах катались, — через журналистов обращается к россиянам консультант-библиограф Инна Доценко. — Мы можем даже приехать домой и записать рассказ на диктофон. Это чрезвычайно важно. Посмотрите на свои старые вещи — возможно, где-то завалялись входной билет или схема с надписью «ВСХВ» или «ВДНХ», а может быть что-то интересное попало в объектив фотографа-любителя».

Обложка журнала «Крокодил». Декабрь 1942 года. Strana.Ru
Обложка журнала «Крокодил». Декабрь 1942 года

Создатели «Истории глазами «Крокодила» рассаживаются за столом. Сергей Мостовщиков — главный редактор 12-томного труда — говорит о концепции проекта. По его словам, задача механического переиздания журнала, выходившего в течение 70 лет, перед авторами не стояла. Они разбили историю на четыре важных отрезка. Первый охватил 1922–1937 годы — эпоху гражданской войны, создания СССР, индустриализации, НЭПа, массовых репрессий. Следующий кусок — с 1938 по 1956 годы. Этот период отмечен именами Сталина, Гитлера, Рузвельта, Черчилля. Сюда вошли Великая Отечественная война и Победа, разоблачение культа личности, хрущевская оттепель, освоение целины. Сейчас идет работа над третьей серией, представляющей 1957–1973 годы. Она должна выйти из печати нынешним летом. Последний выпуск будет охватывать 1974–1992 годы. То есть всего будет четыре сборника, в каждом из них по три книги — «События», «Люди», «Слова». В канун 70-летнего юбилея Великой Победы вышел внеплановый 160-страничный альбом, рассказывающий о том, как «Крокодил» участвовал в войне вместе со всей страной. Альбом называется «Победа». В нем опубликованы фронтовые зарисовки и щемящие сердце иллюстрации военных корреспондентов.

Еще одно новшество — подбор картинок по определенным темам, чего сам «Крокодил» никогда не делал. Появились отдельные блоки иллюстраций на темы воспитания детей, покорения космоса, изображения заграницы как образа ада. В галерее «Животный мир на службе у пролетариата» собраны рисунки с акулами, пауками, крысами, змеями, гидрами — существами, в которых воплощаются образы врагов Советской страны. «Неожиданно родился раздел «Пролетарский гламур», — говорит Мостовщиков, перелистывая журнал. — Имеется в виду одежда как символ хороших и плохих людей. В «Крокодиле» есть, например, образ «правильной» женщины. Если она носит свою красную косынку как бандану, то всегда можно понять, что это положительный персонаж. А если завязывает цветастый платок концами под шею — значит, она верит в Бога и вообще отсталая и злая. Для этого раздела предисловие написала законодатель моды Алена Долецкая».

Человеческие сюжеты

Беседу с журналистами продолжает Генеральный директор ОАО «ВДНХ» Владимир Погребенко — автор вводной статьи к подборке «Ген достижений» —  собранию иллюстраций, связанных с Главной выставкой страны. «Любой житель нашей страны знает о Выставке достижений народного хозяйства в Москве, даже если он никогда здесь не бывал. На генетическом уровне ВДНХ касается каждого», — делится наблюдением Погребенко.

«История ВДНХ прочно связана с «Крокодилом», — добавляет шеф-редактор Алексей Яблоков. — Журнал был выставкой работ самых одаренных художников сатирического направления. Редко кто обладает способностью, нарисовав десяток хрюшек, дать представление о миллионах свиней, набирающих вес в подсобных хозяйствах страны. В «Крокодиле» публиковались работы больших мастеров своего дела. С тех пор у нас никто так карикатуры не рисовал и не рисует сейчас. Причем это не только агитационные плакаты. Мы видим общечеловеческие сюжеты: механизаторы пьют молоко, молодые люди танцуют твист, в ателье солдату пришивают пуговицу, а дети, как им положено, курят за углом школы. Нормальные, не перенасыщенные политикой или общественным долгом сцены жизни, сделанные легендарными художниками, среди которых — Кукрыниксы, Сойфертис, Ефимов, Шукаев, Горяев, Ганф. «Крокодил» — это выставка достижений на бумаге. Интересно, поучительно, достойно и смешно».

Иллюстрация из журнала «Крокодил». Июль 1956 года. Strana.Ru
Иллюстрация из журнала «Крокодил». Июль 1956 года

«А на мой взгляд, журнал «Крокодил» является полным антиподом ВДНХ, — не соглашается с коллегой Мостовщиков. — Сюда, на выставку, свозили лучших быков-производителей, кур, гусей и лошадей, чтобы показать достижения народного хозяйства. А в „Крокодиле“ собирали худших представителей человечества — всех, кого нужно было презирать. Иногда это было очень смешно. Мы долго ненавидели Иосипа Броз Тито, называя его палачом и убийцей югославского народа, а потом выходил очередной номер и оказывалось, что Тито — лучший друг Советского Союза. Другое дело, что «Крокодил» был устроен примерно так же, как и ВДНХ. Они жили в одно время, шли в ногу и работали на пропаганду. В разные отрезки времени менялась концепция как «Крокодила», так и ВДНХ. Сначала была идея всесоюзного урожая, рывка, большой победы. Но со временем выставка стала местом продажи мохеровых свитеров, липового меда и барсучьего сала. Только сейчас выставка стала меняться в сторону первоначального замысла».

Мостовщиков достает из папки подарок — наклеенную на картон обложку журнала «Крокодил» с изображением арки Главного входа ВДНХ. Авторы расписываются на полях, гендиректор ВДНХ ставит картинку на видное место. Вместе с рисунком библиотека получает в дар очередной том «Истории глазами «Крокодила».

Пресс-конференция по случаю выхода второго тома «История глазами «Крокодила». Генеральный директор ОАО «ВДНХ» Владимир Погребенко и главный редактор Сергей Мостовщиков. Strana.Ru
Пресс-конференция по случаю выхода второго тома «История глазами «Крокодила». Генеральный директор ОАО «ВДНХ» Владимир Погребенко и главный редактор Сергей Мостовщиков

Теперь посетители выставки в свободном режиме могут познакомиться с изданием — посмотреть картинки, почитать фельетоны и послушать аудиосопровождение.

Звучащие страницы

Создатели «Истории глазами «Крокодила» демонстрируют еще одну придумку. Раскрыв книгу, теперь можно не только составлять слова из букв, но и слушать звуки. Наведя мобильное устройство на QR-коды, читатель отправляется в хранилище звуков советской эпохи, где слышны бойкие частушки, рокочет мотор пикирующего бомбардировщика, солдаты вслух читают письма своим родным. В фонотеке есть выступления Ворошилова, Сталина, Берии. Есть запись, на которой ребенок читает стихотворение «Зайчик», есть шумовой эффект «трактор в поле», а в зарубежном разделе можно услышать леденящий крик Тарзана. «Все это — уникальный материал. Я, например, очень люблю советскую песню про негров, но сейчас прозвучит что-то другое», — говорит Мостовщиков и прикладывает экранчик айфона к одной из журнальных страниц. Аппарат «задумывается» на несколько секунд и «сглатывает» файл. Мостовщиков поворачивает монитор в сторону журналистов. С отдаленным шипением, как из динамика тридцатых годов, под пиликающую гармошку разносится задорный голос певицы Марии Мордасовой: «Ах подружка дорогая, ты не знаешь ничего, Я влюбилась в бригадира, сплю и вижу я его!

Пресс-конференция по случаю выхода второго тома «История глазами «Крокодила». Strana.Ru
Пресс-конференция по случаю выхода второго тома «История глазами «Крокодила»

В разговор вступает редактор раздела «Люди» Дмитрий Чернышев: «На «Крокодил» интересно смотреть современными глазами. Многие вещи современники не замечали, например появление треугольных пакетов для молока. В какой-то момент такие пакеты становятся культовыми и начинают присутствовать всюду. Был интересный период, когда наша страна уже запустила спутник, а США — еще нет. В это время „Крокодил“ троллил американцев — что вы, мол, такие неумелые? Мы уже заждались, давайте, выходите на орбиту! Или взять образ Большой ложки. Если у кого-то есть такая ложка, значит это плохой человек, нахлебник, и он не достоин того, чтобы его взяли в коммунизм. Вообще в «Крокодиле» были не только прекрасные иллюстраторы, но и литераторы. Для журнала писали Зощенко, Ильф и Петров, Катаев, Эрдман. Эта работа хорошо оплачивалась, были постоянные интриги из-за того, что кого-то напечатали, кого-то «положили в портфель».

«Я не устаю удивляться каждый раз, когда вижу одну карикатуру, — кивает головой Мостовщиков. — Вздыбленная кошка с ужасом смотрит на полукруглый колбасный батон. Подпись гласит: „Вековые враги — кошка и собака“. Абсолютно фрейдистская картинка — мозг тут же вскипает. Может быть, художник имел в виду случаи производства колбасы из собак? Трудно сказать. Мы не знаем многих нюансов и не всегда понимаем юмор того времени. Бывает, показываешь картинку кому-то, а он спрашивает — ну и что, а в чем фишка-то?»

На крыше «Космоса»

Участников пресс-конференции ожидает сюрприз — подъем на крышу павильона «Космос». Справа от входа в павильон есть проход к лифту. Судя по малопотертым кнопкам, этим подъемным устройством пользуются очень редко. Верхний этаж, обычная лестничная площадка, заурядная дверь — и вдруг — залитый закатным малиновым светом простор смотровой площадки. Мало кто видел ВДНХ с такого непривычного ракурса. Перед глазами сверлит небо нос ракеты «Восток», высится шпиль Центрального павильона, громоздится арка Главного входа. С противоположной стороны, за огромным «космическим», виден павильон «Главмясо» со знаменитым быком на крыше. Левее, рядом с прудами, простирается прогулочная зона, где люди отдыхали, пройдя территорию выставки. Здесь находились «павильоны вредных привычек»: «Табактрест» и «Главликерводка», действовал легендарный ресторан «Золотой колос». За рестораном уходят вдаль верхушки деревьев Ботанического сада и парка Останкино.

ВДНХ. Вид со смотровой площадки на крыше павильона «Космос». Strana.Ru
ВДНХ. Вид со смотровой площадки на крыше павильона «Космос»

«Почему было решено организовать выставку именно в этой части Москвы? — рассказывает краевед, составитель путеводителя по ВДНХ Павел Нефедов. — Дело в том, что вся эта территория с XVIII века принадлежала семье Шереметьевых, чья усадьба располагается в Останкино. Вплоть до революции Шереметьевы охраняли свои владения, запрещая ставить здесь жилые дома и промышленные предприятия. К началу строительства ВДНХ здесь были только поля и леса. Выставка ВСХВ открылась в 1939 году, а в 1954 году была сильно реконструирована, восстановлена и расширена. Все, что мы сейчас видим, в основном относится к 1954 году. А то, что осталось от 1939 года — это отдельные вкрапления, которые нужно тщательно выбирать и знать, где они находятся. Павильон «Космос», на крыше которого мы сейчас стоим, — яркий тому пример. В ходе расширения выставки к существовавшей арке пристроили фасад и удивительный купол. А на том месте, где сейчас высится ракета, раньше стояла огромная скульптура Сталина. В фильме «Светлый путь» Любовь Орлова на автомобиле объезжает вокруг этой статуи. Вождь был изготовлен из железобетонных блоков и к началу 1950-х годов полностью пришел в негодность. Его чистили пескоструйным аппаратом и отшлифовали до того, что утратилось портретное сходство. В начале 1951 года Сталина убрали. В том же году, кстати, вывели заключенных ГУЛАГа, строивших выставку. Вместе с зеками исчезли вышки, колючая проволока и автоматчики».

С обзорной площадки павильона «Космос» заметны приметы возрождения — новенькие фасады исторических павильонов, постаменты под уличную экспозицию «Космонавтика и авиация», строящаяся ферма для живых коров, быков, овец, поросят и домашних птиц. На выставке не будет только крокодилов. Впрочем, будет один, только не живой, а бумажный. И не на ферме, а в библиотеке.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100