Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Подмосковье: вызов туристическим спросом

Заместитель министра культуры Московской области Георгий Мохов рассказал Strana.ru о повышении туристического спроса за последний год, новых маршрутах и объектах показа, туристических возможностях региона

— Георгий Автандилович, как прошел зимний сезон для гостей и отдыхающих?

— На территории Московской области сезонность спроса не так ярко выражена, как в Москве. В мегаполисах низкий сезон — январь-февраль до середины марта, когда реальные проблемы с загрузкой испытывают гостиницы бизнес-сегмента, когда снижается деловая активность (а в Москве значительная доля, разумеется, деловая). В Московской области спрос компенсируется разнообразием всесезонных предложений, поскольку очень сильна рекреационная направленность и активный зимний отдых. При этом наблюдается высокая степень загрузки гостиниц в новогодние праздники и зимние каникулы, в этом году она доходила до 100%. Весьма востребованы горнолыжные комплексы: (32 горнолыжных комплекса и свыше 100 подъемников), санаторно-курортные учреждения, семейные гостиницы — спа, небольшие экологические дома отдыха, то есть наши туристы предпочитают формат краткосрочного отдыха с оздоровлением.

Заместитель Министра культуры Московской области Мохов Георгий. Фото: Пресс-служба Министерства культуры Московской области. Strana.Ru
Заместитель Министра культуры Московской области Мохов Георгий. Фото: Пресс-служба Министерства культуры Московской области

Кроме того, зимние каникулы — это уникальная возможность посетить музеи, посмотреть новые экспозиции, поучаствовать в развлекательных программах. Только в музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» за период новогодних праздников и каникул побывало более 21 тысяч человек. Так что можно с уверенностью сказать, что зимний сезон для Подмосковья прошел удачно.

— Наверняка политические события в мире за последний год повлияли и на туристический рынок?

— Разумеется. Но, как говорится, худа без добра не бывает. В среднем загрузка подмосковных средств размещения выросла на 7–10% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, увеличилась длительность пребывания. Это связано с очевидным перераспределением спроса на туристическом рынке, с тем, что большое число граждан в в этом году не поехали на новогодние праздники и на каникулы за границу. Также значительно выросла посещаемость областных музеев и заметно изменился состав организованных групп — увеличилось количество россиян из соседних регионов, много молодых семей с детьми, большое количество индивидуальных туристов, приезжающих самостоятельно.

— А вы готовы принять такое количество неожиданных гостей? Все-таки события развивались стремительно и к увеличению турпотока надо подготовиться.

— В этом смысле перед нами действительно встала сложная задача: мы не должны обмануть ожидания гостей. Люди, которые привыкли к зарубежному отдыху и поездкам, за последние 10 лет оказались сильно «избалованными» элементами сервиса. Но с другой стороны, наших гостей формат «all inclusive» не интересует, поскольку у нас не пляжная дестинация, и люди, которые пассивно отдыхают на лежаках — не наша целевая группа. Наша целевая группа — это те, кто больше тянется к историческим и культурным ценностям. Предоставить туристический продукт, заменяющий турецкий «all inclusive», мы не можем по определению, да и не стараемся это сделать, поскольку основной вид деятельности для нас — это культурно-познавательный туризм.

Но вы правы в том смысле, что, приехав, туристы должны где-то размещаться, причем с комфортом. Сейчас на территории области действуют более 500 коллективных средств размещения и 114 планируется ввести в эксплуатацию к 2018 году. Категория гостиниц позволят предложить размещение на любой запрос и кошелек, но в некоторых районах гостиниц сильно не хватает, особенно в экономичном сегменте. Мы стараемся решить эту проблему привлечением инвесторов, льготами для развития туристической индустрии, созданием туристских кластеров, перспективных для развития гостиничного бизнеса.

— Но мало организовать прием людей на месте. Сначала нужно, чтобы гости туда попали. А информационный пиар, логистика перемещения — это задача совсем в иной плоскости.

— Совершенно верно. Мы начали активную работу по информационным турам во все города области, где есть туристические магниты. Собираем туроператоров, представителей экскурсионного бизнеса и профессиональной прессы. Например, на последний информационный тур в Новый Иерусалим в Истру приехали 78 человек. В инфотур поехали директоры и менеджеры туристических компаний, которые вследствие изменившегося спроса выстраивают линейку предложений по отдыху в России. Примечательно, что в составе группы были представители крупных турецких туроператоров, которые никогда до этого нее работали с внутренним рынком. Были представители агентских сетей, которые до этого года всегда работали исключительно на выезд. Они никогда не работали с внутренним рынком, а сейчас на их сайтах появился раздел «Россия» — Сочи, Краснодарский край, Санкт-Петербург, выходные в Подмосковье. При этом Московская область имеет уникальное конкурентное преимущество — близость к Москве. Как донор туристского потока летом Москва дает почти троекратное увеличение посетителей во всех малых городах.

Новоиерусалимский монастырь с вертолета. Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Новоиерусалимский монастырь с вертолета. Фото: Наталия Судец/Strana.ru

— Туристский поток надо регулировать и направлять, чтобы гости не просто бродили по городам и весям как неприкаянные, а знали куда идти или ехать, чтобы увидеть тот или иной туристический объект.

— Это достаточно сложная работа по организации комфортной среды пребывания в городах, по организации туристской навигации и информирования туристов. В прошлом году мы поставили 500 знаков туристской навигации к историческим объектам и объектам культурного наследия. Это типовые знаки, с утвержденными пиктограммами и описанием объектов на русском и английском языках. В этом году поставим еще дополнительно 200: 100 знаков — к объектам культурного наследия и 100 — к мемориальным военным памятникам. Кроме того, мы открыли 12 туристских информационных центров под общим брендом ТИЦ «Подмосковье», располагающихся в областных музеях. В каждом поставили стойку для полиграфии, сотрудника, информационный дисплей с описанием всех объектов. Также есть информационные центры, открытые муниципальными властями. Например, в Дмитрове — это отдельно стоящий павильон с сувенирами, картами, предложением экскурсий, сенсорным экраном. Министерство культуры предоставляет методологию для системного продвижения. В этом, я считаю, наша важная направляющая функция.

— Расскажите про проект «Усадьбы Подмосковья».

— С точки зрения концентрации усадеб и их самобытности, у Подмосковья нет конкурентов. Более 320 исторических усадеб сосредоточены в области. Именно поэтому проект «Усадьбы Подмосковья» мы видим флагманским с точки зрения масштабной адаптации объектов культурного наследия, их сохранения и вовлечения в туризм. В рамках проекта действует специальное предложение по аренде по льготной ставке 1 рубль за 1 кв. м аренды на 49 лет, для тех, кто реконструирует усадьбу. У нас есть контракт с якорным инвестором, который реконструирует усадьбы Подмосковья, адаптируя их к туристическим целям. Суть реконструкции заключается в том, что усадьбы преобразуются в мини-гостиницы от 20 до 50 номеров. При этом обратите внимание, что усадьба — это не просто отдельно стоящий двухэтажный домик. Это территория с парком, иногда с выходом к воде, с рекреационными объектами: с конюшней, экофермой, парком. Первой открывающейся усадьбой в июне 2015 года станет усадьба купца В.И. Аигина в Пушкинском районе. Реставрированные усадьбы становятся центром локальных туристских кластеров, объединенных общей логикой управления. Поверьте, такой проект достоин внимания даже с точки зрения опыта архитектурного решения и опыта реставрации. Территориально это деревня Талицы Пушкинского района по Ярославскому направлению.

— То есть усадьба становится ядром целого туристского района?

— Вокруг этих усадеб как туристических магнитов мы планируем создание туристических центров притяжения, а в целом объединенных в один общий кластер — «Усадьбы Подмосковья». Понятно, что люди не приезжают просто для того, чтобы пожить в гостинице. Нужна либо красивая легенда-история, либо анимация, либо событие, поэтому эти усадьбы не преобразуются просто в гостиницы для проживания, а становятся объектом показа. Это фактически гостиницы-музеи. Усадьбы воспроизводят быт XIX века, содержат музейную экспозицию, там очень бережно сохраняют элементы декора и архитектуры. Я помню, сколько внимания и сил было затрачено на розетку лепнины на потолке, чтобы она не осыпалась и чтобы ее сохранить в абсолютно том состоянии, в каком она была. Это требует очень больших средств и очень кропотливой работы. По существу, это реставрация с целью адаптации для туристов.
Есть также объекты показа, которые приближены к этим усадьбам. Они стоят не на отшибе, а на исторической территории. Рядом есть музеи, рекреационные комплексы, интересные города, которые насыщают ассортиментный перечень предложений.

Всего же на территории Московской области экспертная группа выбрала 320 усадеб. 8 из них уже в процессе реконструкции, а 20 — в процессе оформления. Ново-Иерусалимский монастырь и музейно-выставочный комплекс Московской области Новый Иерусалим также становятся ядром туристического кластера «Русская Палестина» в Истринском районе

Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Очевидно, что эта работа — дело чрезвычайно затратное.

— Вы правы. Создание туристских кластеров — предмет частно-государственного партнерства и совместных инвестиций. Именно поэтому мы готовим документы для включения туристско-рекреационного кластера «Русская Палестина» в федеральную целевую Программу развития внутреннего и въездного туризма на софинансирование из федерального бюджета. Это большой проект, размер кластера — больше 30 км в периметре, планируется строительство гостиниц, обустройство тропы паломников, организация точек питания, благоустройство территории. Это очень сложная территориально-планировочная работа. Кроме того, вокруг монастыря есть зоны охраны, обеспечивающие сохранность исторического ландшафта, к которому следует относиться очень бережно. Для того, чтобы правильно сформировать этот кластер, необходимо учитывать все особенности развития туризма и паломничества. В Истринском районе уже строится большая гостиница Hyatt, есть и другие инвестиционные проекты.

— Что бы вы посоветовали туристам, которые о Подмосковье не знают ничего или почти ничего? C чего стоит начать?

— Уже сейчас Подмосковье может предложить короткие маршруты выходного дня без ночевки с комфортной дорогой и возвращением домой, если говорить о возвращении в Москву или близлежащие области. Обязательно нужно уделить внимание Новому Иерусалиму. Во-первых, там заканчивается реставрация, во-вторых, открыт новый музейно-выставочный комплекс, который состоит их двух частей: большой зоны деревянного зодчества и собственно выставочного комплекса площадью 28 тыс. кв. м. Это интересное путешествие выходного дня и вполне комфортное для жителей Москвы. Тем более что Новорижское шоссе реконструировано и можно за час доехать до Истры. Любознательному туристу можно сформировать программу посещения 12 областных музеев, кремлей, музеев-заповедников.

Рекомендую съездить в Сергиев Посад с программой посещения Троице-Сергиевой Лавры, в Дмитровский кремль, в Коломну и, конечно, в Клин, на мероприятия, посвященные 175-летию П.И. Чайковского. Очень любопытные маршруты с посещением производства народно-художественных промыслов — например, фабрика Дулевского фарфора или Павлово-Посадская платочная мануфактура.

Дмитров. Скульптура гимназистки. Фото: Антон Агарков/Strana.ru. Strana.Ru
Дмитров. Скульптура гимназистки. Фото: Антон Агарков/Strana.ru

Все события и объекты Подмосковья можно посмотреть на специальном портале «Афиша Подмосковья».

— Кроме познавательного, есть и активный туризм. Есть люди, которые не могут уехать далеко, но любят верховые прогулки, лыжи. Что вы можете им предложить?

— В Подмосковье очень богатый ассортимент для любого активного туриста. Московская область располагает уникальными возможностями, например, в части водного туризма и в частности яхтинга. Здесь более 30 озер, есть водохранилища — Истринское, Клязьминское, Пироговское с освоенными территориями и хорошей береговой линией. Инвесторы видят их развитие в сочетании водного туризма и рекреационного туризма. Под Дмитровым сложился кластер, связанный с горнолыжным и активным отдыхом: это сами горнолыжные курорты, а также трассы для квадроциклов, мототрасса. Там предлагают полеты на воздушных шарах и на парапланах, а зимой — на кайтах.
Интересны экспозиции частных тематических парков и музеев, например Музей техники Вадима Задорожного, где представлена любая автотехника, в том числе уникальные исторические экспонаты. Есть детские парки, например «Территория детской мечты». Это стилизованные интерьеры, деревянные избы, аутентичное питание, активный отдых для детей с различными аттракциями.

Динамично развивается сервис полетов на вертолетах. Сейчас мини-вертолеты приземляются прямо у Нового Иерусалима. Но нужно понимать, что это не категория массового туризма, это достаточно дорого, да и пропускная способность вертолетов не позволяет перемещать серьезные туристские потоки. Это элемент интересного туристического сервиса, но все же больше в luxury-сегменте.

— Мы можете назвать главный козырь Московской области в борьбе за туриста?

— У Подмосковья колоссальные перспективы развития туризма. Территория области большая, и это дает нам серьезные возможности по реализации масштабных проектов в различных видах туризма. Существующий потенциал — культурный, исторический, рекреационный, экологический возможно конвертировать в реальные туристские потоки. Главный козырь — многообразие на любой интерес, запрос и кошелек.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100