Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Высотник с московской пропиской

В 1953 году во время строительства главного здания МГУ неподалеку в деревне Раменки был построен городок, центром которого стал Дом культуры «Высотник». Впоследствии вокруг него вырос целый микрорайон, который сегодня носит название района Раменки. Но как и 50 лет назад, центром района для старожилов является все тот же ДК

После окончания Великой Отечественной войны на Ленинских (Воробьевых) горах началось возведение главного здания МГУ. Этот проект стал одной из самых больших строек послевоенного СССР. Масштабы происходящего требовали соответствующих объемов рабочей силы. Существует широко распространенная байка о якобы строителях-зэках. На самом же деле никаких зэков, конечно, не привлекали. Работали квалифицированные монтажники-высотники, специально для которых в 1953 году неподалеку от МГУ в деревне Раменки (ныне район на западе Москвы) был построен городок строителей университета. Наспех были сооружены двухэтажные деревянные бараки, столовая, танцплощадка и даже каменный дом культуры, получивший соответствующее название — «Высотник». Бело-желтый цвет, традиционный неоклассический портик с колоннами — все это не было уникальным. По похожим проектам было построено множество ДК, но для маленького уютного мира деревни Раменки площадь возле «Высотника» стала центром вселенной.

Задняя часть ДК «Высотник». Фото: Из личного архива Okki/pastvu.com. Strana.Ru
Задняя часть ДК «Высотник». Фото: Из личного архива Okki/pastvu.com

В тот момент, несмотря на специально построенное жилье и помпезный клуб, местность, где возводили главный университет страны, казалась по-деревенски патриархальной. С 1389 года, к которому относятся первые упоминания о деревне Раменки, кроме этих новых построек да сверкающего за яблонями шпиля университета не изменилось ничего. Сохранились фотографии с козами, пасущимися на фоне уже построенного главного здания. Но спустя каких-то пять лет, в 1958 году, Раменки вошли в состав Москвы. Вместе с окружающей местностью и ДК «Высотник» получил московскую прописку.

Следующие 20 лет Раменки существовали вполне себе безбедно. Москва постепенно разрасталась, появлялись районы застроенные пятиэтажками, однако до «Высотника» и окрестностей щупальца цивилизации до поры до времени не дотягивались. До самого конца 70-х здесь держали домашний скот и птицу, набирали воду из колонок и собирали дивные урожаи яблок, сливы и вишни. Помимо самого ДК, неподалеку существовало еще несколько каменных построек: кулинарное ПТУ (нынешний Колледж сферы услуг), детский садик, спортивная школа и колоритная водонапорная башня из серого кирпича. Башня стояла возле забора, а за ДК было поле и сельские дома.

Главное здание МГУ/pastvu.com. Strana.Ru
Главное здание МГУ/pastvu.com

Удивительно, но ДК «Высотник» ждало интересное кинематографическое будущее. Первым таким случаем была съемка именно здесь эпизодов советской сатирической кинокомедии «Черт с портфелем», вышедшей на экраны в 1966 году.

1971 год ознаменовался для «Высотника» интересным, но почти незамеченным событием. В ДК в те годы музыкальным руководителем самодеятельного ВИА «Млада» работал некий Сергей Дьячков. ВИА выступал на танцевальных вечерах и был достаточно популярным. Рассказывают, что на вечеринки, в кружки и библиотеку приезжали из других районов и даже из Подмосковья: сначала на электричке до платформы Матвеевская, затем пешком по тропе через глухой овраг, потом в гору. Тогда такая поездка была целым приключением.

Носившийся в те годы с идеей записи собственной пластинки Дьячков именно в 1971 году знакомится со Стасом Наминым и Александром Лосевым. Однако материала для альбома не хватало, пришлось наскребать с миру по нитке. В итоге для подготовки первых записей был создан коллектив, состоящий из Стаса Намина (электрогитара), Александра Лосева (вокал, бас-гитара), Владимира Семёнова (акустическая гитара), Сергея Дьячкова (пианино), Юрия Фокина (барабаны). В дальнейшем группа стала известна под названием «Цветы».

«Первые несколько осознанных лет «Высотник» был для меня просто неким местом, вокруг которого росли огромные каштаны и голубые ели, — вспоминает местный житель Николай. — Таких каштанов, как там, в районе больше не было нигде. Часть из них жива и по сей день. Хуже обстоят дела с елями. Ухудшающиеся условия жизни привели многих из них к гибели. В детстве «Высотник» — это было нечто далекое. Его было видно с балкона, но чтобы добраться, надо было преодолеть широченный по тем временам (аж по 2 полосы в каждую сторону) Мичуринский проспект и промесить грязь мимо кулинарного ПТУ. Почти напротив «Высотника» располагалась пивная. Детское сознание нередко искажает действительность. Я знаю тех, кто утверждает, что там была закусочная, но в моем представлении там была именно пивная с соответствующей атрибутикой: адскими (на детский нюх) запахами, вечно орущими тетками-разливальщицами и валяющимися на обочине пьяными мужиками».

ДК «Высотник». Фото: Из личного архива Okki/pastvu.com. Strana.Ru
ДК «Высотник». Фото: Из личного архива Okki/pastvu.com

На горизонте замаячил 1980 год, а с ним и московская Олимпиада. Олимпийская деревня требовала создания соответствующего облика и у окружающей местности. Протянулся на юго-запад Мичуринский проспект, но и деревня, и барачный поселок все еще продолжали существовать. Неожиданно началась череда пожаров. Сначала вспыхивали один за другим расселенные деревенские дома. Кто их поджигал, сейчас уже не выяснить, но пары лет хватило, чтобы огонь уничтожил всю деревню, а обгорелые развалины заросли великолепными вишневыми и яблоневыми садами. Оставались бараки. И хоть они были покрашены в веселенькие цвета — голубой, салатовый, розовый, — конечно, это было не комильфо. Вероятно, кем-то было принято волевое решение — не позориться перед приезжающими на Олимпиаду иностранцами. Сносили постройки одной волной. Еще накануне можно было видеть квартал домиков, а на следующий день на этом месте красовалась куча деревянных обломков. Неожиданно исчезла и пивнушка. Но свято место пусто не бывает, наступали новые времена: очень скоро на месте барачного поселка развернулась стройка века — высотки микрорайона Раменки-2. Островком стабильности еще несколько лет оставался только ДК «Высотник».

«Высотник» — огромное здание с высокими потолками, лестницами с широкими пролетами балясинами, помпезной лепниной под потолками залов. На первом этаже в те годы располагалась библиотека. Она совсем не была похожа на библиотеку в школе или районную детскую библиотеку.

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Наталия Судец/Strana.ru

«Мне было всего 4 годика, когда бабушка привела меня в «Высотник» заниматься «изящными науками», — вспоминает Николай. — Я был определен на ритмику и на рисование. Ритмика — основы танца. Хотя что такое танцы для четырехлетнего карапуза в колготках и коротких штанишках?! На ритмике мы изучали элементы пластики и ритма. Именно тогда у меня появились «чешки». А собственно танцы начинались после нас, когда зал заполняли взрослые дядьки и тетьки. Они красиво перемещались по паркету, извивались, прикасались друг к другу, делая при этом томные лица. А после окончания занятий надевали на обувь что-то наподобие щеток и натирали паркет мастикой.
Рисование происходило в большом классе и представляло из себя хаотичное изображение того, чего скажут, на громадных листах. Было ничего непонятно, но по крайней мере спокойней, чем на ритмике, где нужно было ходить строем и громко топать. После окончания занятий я частенько оставался в «Высотнике» и слушал игру на рояле, сидя под дверью какого-нибудь учебного класса».

С 1967 по 1982 год прямо у здания ДК «Высотник» была конечная троллейбуса маршрута № 17. Рядом с той самой водонапорной башней стоял отдельный домик, в котором водители отмечали свои путевые листы. Забегая вперед, скажу, что водокачка была уничтожена относительно недавно — в 90-х годах. Причина разрушения неизвестна.

«Последний раз перед большим перерывом я оказался в большом зале «Высотника» на демонстрации вестерна Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Премьера состоялась летом 1987 года, и последующие несколько месяцев во всех кинотеатрах страны шел прокат. «Высотник», обладая просторным залом и вполне современным на то время оборудованием, решил не отставать».

В 1989 году в ДК «Высотник» проходила съемка эпизодов нашумевшего фильма «Авария — дочь мента». Речь идет о кадрах концерта панк-группы «Чудо-Юдо». Впрочем, по рассказам очевидцев, много материала в окончательный вариант не попало: цензура тех лет не могла допустить в широкий показ кадров настоящего панк-концерта. А там в самом деле было на что посмотреть: пиротехник делал такие мощные взрывы, что группу откидывало на несколько метров. В этот момент гитары расстраивались и получался такой жесткий «old sound underground».

Еще один случай, так или иначе связанный с «Высотником», произошел 28 сентября 1989 года. В тот день Борис Ельцин с Михаилом Полтораниным встречались с избирателями в столичном микрорайоне Раменки в том самом ДК. Зал не мог вместить всех желающих, и жители района собрались на площади перед клубом, где шла трансляция: Ельцин отчитывался по итогам своей поездки в США. Но никто из присутствующих не знал, сколь драматично завершится этот вечер для будущего президента России. Помощник Ельцина рассказывал потом, что посадил Ельцина в служебную «Волгу», а сам с другими доверенными лицами отправился домой. Больше патрона никто в тот вечер не видел. Водитель же заявил, что довез Бориса Николаевича до Успенских дач, где тот вышел из машины и дальше пошел пешком. Что было дальше — доподлинно неизвестно до сих пор, а может быть, уже не будет известно никогда. Совершенно точно известно только то, что, со слов помощника Ельцина, недалеко от поворота на Рублевке к нему подъехали жигули и четверо выскочивших злоумышленников набросили Борису Николаевичу на голову мешок. В итоге очнулся он уже в воде под мостом. Мокрый и обезумевший, Ельцин добрел до КПП на входе в поселок, откуда его позже и забрали родственники.

В середине 90-х годов около ДК «Высотник» снимают эпизоды «Ширли-мырли» — комедии-фарса Владимира Меньшова, получившей свое название по незамысловатой мелодии, напеваемой главным героем.

Кадр из художественного фильма «Ширли-мырли». Кадр: pastvu.com. Strana.Ru
Кадр из художественного фильма «Ширли-мырли». Кадр: pastvu.com

В апреле 1997 года студия звукозаписи «Союз» приняла решение о создании женской группы по типу «Spice Girls». Реализация была поручена известному диджею и модному продюсеру Игорю Селивёрстову. Объявили кастинг, проведенный в ДК «Высотник», на который собрались больше 4000 девушек. Из их числа за месяц с небольшим для проекта были отобраны 7 человек. Впоследствии планировалось избавиться еще от двоих. А сам проект стал называться группой «Стрелки».

Весной 1997 года в ДК «Высотник» появился новый неожиданный квартирант. Незадолго до этого легендарный непотопляемый рок-клуб «Ne Бей Копытом» очередной раз стал бездомным. По какому-то невероятному стечению обстоятельств, Сергей Смирнов выбрал в качестве места общего сбора ДК «Высотник». Находящийся на порядочном отдалении от станций метро, клуб был не лучшим местом в смысле доезда меломанов до места сейшнов, но отличным вариантом с точки зрения сцены и внутренней инфраструктуры. Будучи гораздо более вместительным, чем предыдущее пристанище — известный ДК «Строитель» в Измайлово, «Высотник» обладал просторным залом, кучей подсобных и вспомогательных помещений, а также просто-таки огромным холлом, в котором можно было организовать самый разный сопутствующий бизнес. Открытие состоялось при большом скоплении народа концертом группы «ЧайФ» прямо на площади у ДК. Конечно, для спального района это было событие. Лето — известный мертвый сезон. Проведя серию концертов в предверии каникул, клуб ушел в летнюю спячку. Сентябрь 97-го — это, как известно, масштабные празднования 850-летия Москвы и одновременно отличный повод напомнить о себе. Так оно и случилось: осенью 97-го, зимой 97–98 годов в «NБК» достаточно активно шли концерты, но, к сожалению, расположение «Высотника» не способствовало высокой посещаемости площадки. Однако даже за каких-то полгода на сцене «Высотника» успели выступить Константин Никольский, «Крематорий», НОМ, Ольга Арефьева, «Тайм-Аут», «Монгол Шуудан», «Pep-See», «Зёрна» (бывший «Бунт зёрен»), «Сплин» и многие другие известные рок-коллективы. Кое-как пробарахтавшись до середины весны 98 года, «NБК» окончательно ушел в виртуальную реальность, так и оставшись в памяти поклонников как один из легендарных и наиболее популярных московских клубов 90-х годов. ДК «Высотник», потеряв самого известного квартиранта за всю длинную историю своего существования, опустел вновь.

На долгое время в интерьере ДК остались нововведения, произведенные командой Сергея Смирнова: антураж космической станции, раскрашенные под звездное небо потолки и другие подобные украшения. Впрочем, за последние 30 лет в облике «Высотника» многое изменилось: сооружены уродливые пристройки, кирпичной кладкой заложены окна и колонны с лепниной с тыльной части здания.

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Наталия Судец/Strana.ru

Последние годы ДК стоит в полузаброшенном состоянии. На первом этаже здания прочно обосновалась букмекерская контора и ломбард, на втором — ресторан, в правом крыле еще один, а где-то на задворках проводятся ярмарки-распродажи всякого ширпотреба. По прямому назначению как дом культуры здание уже давно не используется, оно обветшало и требует серьезного ремонта. Казалось бы, типичная ситуация — очередное бесхозное советское наследие. Но это не так. У «Высотника» есть хозяин, говорят, кто-то из Селиверстовых. В смутные 90-е общественное здание стало частной собственностью. Казалось бы, владелец должен быть заинтересован в поддержании внешнего и исторического облика такого объекта. Но… мнение автора может не совпадать с мнением владельца здания. Остается надеяться, что когда-нибудь, до того, как «Высотник» начнет разваливаться, ему придадут статус памятника, приведут в надлежащий вид, выгонят торговцев из храма культуры и откроют двери Эвтерпе и Терпсихоре.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100