Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Бегать, чтобы летать: сноукайтинг

Если летом сердце изнывает от желания покорять моря и озера на всех парусах и парашютах, а научиться не получается, предлагаем пойти на хитрость и освоить сложные виды спорта заранее. Уже сейчас.

— Говоришь, умеешь кататься? — инструктор на Бугазской косе недалеко от Анапы недоверчиво передает ученику управление застывшим в небе кайтом. У новичка в руках тот дергается, натянув стропы, резко кренится на бок и, протащив неудачника с десяток метров по мелководью, с глухим звуком падает на воду. — Нет уж, давай с основ, как и остальные.

— Но я же учился уже в том году! — досадует юрист Витя, с тоской глядя на прыгающих вдалеке счастливчиков.

— Дома попробуй сноукайтинг, — советует инструктор. — Зимой учиться легче.

Из лета в зиму

Еще немного, и можно будет перестать писать статьи о том, что такое кайтбординг — этот экстремальный вид спорта становится все известнее. На всякий случай: этот тот вид водного спорта, где человека на доске тащит за собой небольшой парашют. Его, кстати, нужно называть кайтом — другие варианты сразу изобличат в вас чужака. С каждым годом над российскими акваториями взмывает все больше разноцветных кайтов. Растут как на дрожжах специализированные школы, предлагающие «обучить кайтингу за 6 занятий».

Научиться хочется: большие скорости, ветер, солнце, море, головокружительные трюки и восторженные крики поклонников — все это будоражит воображение.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Тут-то новичка и поджидает сюрприз. Во-первых, довольно быстро выясняется, что кайтинг даже в учебе дорогое удовольствие. Во-вторых, он сильно зависит от погоды: не будет сильного ветра — сиди на берегу, даже если у тебя через пару дней билет на обратный поезд. В-третьих, ты можешь полоскаться в воде целую неделю, но так и не понять, как совместить кайт и доску. Совет начать зимой от бывалых действительно звучит нередко.

Россия вообще идеальное место для зимнего кайтинга. О том, где можно кататься, нам в интервью уже говорила чемпионка мира по сноукайту Лена Калинина. Звучит очень здорово: взял лыжи, нашел инструктора, за день научился (легче же!) — и потом на воде король.

Суровые кайтеры

«Тот, кто утверждает, что зимой легче управлять кайтом, не понимает смысла произносимых слов, — сурово говорит основатель «Школы Ветра» в Строгино Виктор Гладышев. — Поехать действительно легче, ведь вы уже стоите на лыжах. А вот пилотировать придется намного больше».

Пилотировать — значит как раз управлять кайтом, заставлять его лететь в нужную сторону. В любой сезон учеба начинается с пилотирования на твердой земле. Задача ученика — заставить кайт слушаться любого движения руки. Зимой это сделать, наоборот, сложнее, чем летом, так как ветер более рваный. Зато когда дело наконец дойдет до лыж, будет действительно легче, чем на воде.

«Летом новички никак не могут развить в кайте усилие, чтобы он вытащил их на глиссирование, — объясняет Виктор. — Это слишком сложная задача: надо сперва сделать большой рывок, а потом уменьшить тягу. Зимой вы таких движений сделаете сто штук, прежде чем поехать. Все «летние» ученики, которые приходят сюда зимой, ничего не могут сделать с кайтом, ничего! И вы не сможете».

Я слушаю в некоторой оторопи. Похоже, что зимние кайтеры отличаются от летних примерно как лыжники от сноубордистов. Летом школы кружат голову атмосферой молодости и свободы: все друзья, всем весело, сейчас закончим учиться и пойдем курить кальян. Зима накладывает морозный отпечаток: развлекаться негде, за дверями метель, так что пока есть ветер, извольте зазубрить теорию крыла.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Помещение у школы своеобразное — несколько железных контейнеров на берегу Строгинской поймы. На мой недоуменный вопрос отвечают: большего и не нужно. Крыша нужна для хранения оборудования, а вообще — кто захочет сидеть внутри, если снаружи дует? Для обучения есть детские и взрослые тренеры.

Школа с ветром

«Посмотрите на картинку и скажите, куда летит этот кайт?» «Что такое вымпельный ветер?» «Величина ветрового окна постоянна?» — я чувствую себя как в школе на уроке физики и неуверенно ерзаю.

Вспоминаю комментарий под одной из статей о технических аспектах летних развлечений. Некая девушка возмущалась: «Вы совсем не о том пишете! Кайт — это свобода! Это ветер! Полет! Вот о чем надо говорить!».
Сидя за этой импровизированной партой, я не чувствую никакой свободы. Здесь учат прежде всего ответственности — за свою и чужую жизнь. Не умеешь толком управлять — нечего делать ни на льду, ни на воде. А то уедешь и не вернешься. Стропы у кайта длинные — могут навредить другим.

Я с опаской кошусь на брезентовые палатки рыбаков на льду залива. Задача номер один — не врезаться в них. Если, конечно, теория верна, и я смогу поехать на втором зимнем занятии после нескольких — безрезультатных — летних.

Кайт тянет. По-настоящему поднимает вверх, а я стараюсь сохранить серьезный вид, словно для меня, как для Мэри Поппинс, в этом нет ничего странного. Только она была живым барометром, а я все еще с трудом понимаю, куда ветер дует, с какой силой и как контролировать его порывы.

Зимой как-то грустнее. Нет чарующего сочетания листвы и воды, зато есть голый лед, холодный ветер и комбинезон, делающий из тебя мишку Гамми. Летом один из самых забавных элементов обучения — так называемый «бодидраг» (от англ. body drag — «таскание тела»). Это плавание с кайтом, первые попытки управлять своим перемещением. Кайт в неопытных руках зачастую тянет с такой силой, что ученика выдергивает из воды, и он пролетает несколько метров. Зимой это упражнение проводится на ногах, что совсем не так весело. Бегать за змеем в тяжелом обмундировании утомляет довольно быстро.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

На лыжи вставать страшно. Я не каталась на них несколько лет. И хотя Виктор говорит, что в их школе едут даже те, кто лыжи впервые видел по телевизору на Олимпиаде в Сочи, все равно не по себе. Слишком много задач сразу.

Кайт снова тянет — и в этот раз нам по пути. Ветер совсем слабый, но мы несемся вперед, и я не поручусь, что задаю направление. Поехать по ветру — не фокус. Главное — вернуться.

«Зачем вы туда поехали? — укоряет меня Виктор, догоняя почти в центре водоема. Я с трудом остановилась непонятно где и как совсем не по плану. И могу поклясться, что лично я сюда ехать не планировала. Начинаю оправдываться. — Нет, это именно вы повернули, кто же еще?»

Обидно, но справедливо. Пытаюсь еще раз, напряженно выворачивая лыжи в нужную сторону — и даже немного еду против ветра, как настоящий кайтер. Получилось?

«О чем вы разговаривали с кайтом?» — насмешливо интересуется Виктор, и мне снова становится неловко. Я и правда пыталась с ним договориться. О том, что сейчас все станет легко и изящно. Что мы вернемся в исходную точку. Что все закончится хорошо и мы подружимся. Но, похоже, этого недостаточно. Потому что никакой свободы я не почувствовала. Было тяжело.

Знать змея

— Вы когда-нибудь пытались подлаживаться под учеников? — не выдерживаю я в ответ на очередное объяснение для физика-любителя.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

— Никогда. Я спортсмен, мне интересно научить человека максимально быстро. Для этого напрягаюсь не только я, но и ученик. Я считаю, что и его мозг должен совершать усилие — почему только мышцы? Итак, объясните мне, почему кайт тянет сильнее, хотя его положение не меняется?..

Одна из главных задач для мозга — понять, что учиться пилотированию нужно много. Не час и не два. Чаще всего, когда хоть что-то начинает получаться, новичок уже рвется в воду или на лыжи. Давайте скорее, что делать на берегу? — но там, в воде, у него ничего не выходит.

— Мы даем 3-4 урока только пилотирования, а потом ставим на лыжи за один час, — объясняет Виктор Гладышев. — Потому что управление кайтом — это 90% успеха. Летние школы, как правило, быстро загоняют учеников в воду — и те стоят в ней две недели. Поехать-то не могут.

После занятий действительно пухнут не только мышцы, но и голова. Я готова спорить и доказывать, что будет гораздо проще и приятнее, если сказать: «поверни направо», чем «иди правым галсом». Ухожу неубежденная.

Через неделю случайно оказываюсь на Иваньковском водохранилище среди нескольких новичков с инструктором.

— Кто может сказать, как летит кайт? — задает он вопрос, и все молчат.

— На вымпельном ветре, — бурчу я. Не знаю, откуда это выскочило.

— О! Школа Гладышева?

Еще немного подзубрить — и свобода, похоже, не за горами.

Связанные места

в путеводителе

Связанные материалы

Rambler's Top100