Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

С оленем по жизни

На ней ездили главы СССР, ее дарили великим людям. Она была гордостью советского автопрома, свидетельством престижа и достатка, она снималась в кино более двухсот раз, была предметом вожделения Юрия Деточкина и главной героиней блокбастера Тимура Бекмамбетова.

По сей день ее можно встретить практически во всех странах и на всех континентах — к сожалению, чаще всего уже в качестве музейного экспоната. Но отдельные экземпляры до сих пор колесят по дорогам Кубы и Швеции, Великобритании и Турции. ГАЗ-21 «Волга» — безусловный символ советской эпохи.

Сказку сделать былью

В далеком 1956 году с конвейера Горьковского автозавода сошел первый, еще пробный экземпляр ГАЗ-21, или, как ее еще называли в народе, «Волги». Она пришла на смену «Победе», выпускавшейся там же с 1948 года. Современная внешне, вместительная, она очень быстро завоевала сердца поклонников, постепенно вытесняя «Победу» с дорог нашей необъятной родины. Впрочем, в цехах «Победа» полностью уступила место преемнице лишь спустя 10 лет, в 1958-м.

«Победа» была хороша, но перед конструкторами стояла задача создания полноценного седана с увеличенными габаритами салона, панорамическими цельными лобовым и задним стеклами, резким увеличением (почти в полтора раза) мощности двигателя и множеством других технических нововведений.

Разнообразная цветовая гамма кузова, округлые, будто обливные формы, которые так и хотелось погладить и в которых так интересно и неоднозначно, а зачастую и просто искаженно, отражалась окружающая реальность, широко раскрытые глаза-фары, смотрящие в будущее с оптимизмом: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...»

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Наталия Судец/Strana.ru

Советская страна мгновенно влюбилась в новинку. На ней гоняли таксисты, с ней фотографировались прохожие. Впрочем, возможность личного владения таким автомобилем в ту пору была почти мечтой. Тогда машина была роскошью, и «Волга» не стала исключением. В 60-х годах прошлого века обладание «старой Волгой» было престижным и свидетельствовало о благосостоянии и высоком статусе владельца. Неспроста первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полета в космос в 1961 году получил в качестве награды именно автомобиль «Волга».

На «Волге» не только ездили знаменитости, эта машина много снималась в кино. Ее самые известные роли в фильмах «Берегись автомобиля» и «Черная Молния». В последнем ГАЗ-21 (или, как его еще называют, «старая Волга») выступил практически в роли главного героя. А всего этот автомобиль появляется в кадре в двух с половиной сотнях картин, снятых по всему миру.

Олень под вопросом

Капот первой же сошедшей с конвейера «Волги» украшал олень. Почему именно он? Такой выбор имел геральдические корни — рогатый олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода (в советское время город Горький), где выпускалась «Волга». Кстати, привычная для автомобиля фигурка оленя имела некоторые различия в зависимости от года выпуска, а потому нередки были случаи хищения статуэтки с капота с целью продажи или пополнения коллекции. Это, а также высокая стоимость и, главное, травмоопасность, привели к тому, что уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя ее обтекаемым оленем вытянутой формы. В 1962 году все украшения с капота «Волги» были убраны окончательно. Бытует мнение, что ГАИ порой даже заставляло владельцев «оленей» снимать их во время прохождения техосмотра.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Очевидно, что дизайн «Волги» создавался под сильным влиянием американской школы автомобилестроения: по дорогам США давно уже рассекали Ford Mainline, Plymouth Savoy, Chevrolet 210 DeLuxe и Kaiser Henry J. И хотя экстерьер «Волги» и повторял в значительной степени элементы перечисленных авто, а так называемый «аэростиль», обрел в образе ГАЗ-21 всего лишь оригинальную советскую интерпретацию мирового тренда тех лет, зарубежные эксперты, проводившие тест-драйв нашего автомобиля в 1960 году, признали исконно советское происхождение «Волги».

О ГАЗ-21 ходили мифы, некоторые из которых живы до сих пор. Пожалуй, самый распространенный из них — это крепость его кузова, устойчивость ко всевозможным внешним силовым воздействиям. На самом деле толщина кузовного железа хоть и больше, чем на современных машинах, но совсем на чуть-чуть. Прочность объясняется не только толщиной, но также хорошим качеством металла, а главное — теми самыми округлыми формами кузова. Дело в том, что «купольные» штампованные детали ярко выраженной двойной кривизны намного хуже деформируются по сравнению с «плоскими» кузовными панелями более поздних машин. Это и создает эффект «почти танковой брони».

Большинство экземпляров автомобиля снабжались механической коробкой переключения передач, но не простой, а с изюминкой: рычаг располагался на рулевой колонке. А спустя 10 лет, с 1958 года, на часть выпуска «Волги» стали устанавливать автоматическую коробку. И это, между прочим, было более полувека назад!

В разные годы выпускались не только «Волги» с АКПП, но даже праворульные экземпляры авто, предназначенные для экспорта. И кстати, эти автомобили были достаточно широко представлены на внешнем рынке.

Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Наталия Судец/Strana.ru

Помимо стран социалистического лагеря, «Волги» можно было встретить в Бельгии, Финляндии, Австрии, Голландии, Норвегии, Швеции, Греции, на Кипре, в Англии, в странах Ближнего Востока и даже в совсем уж экзотической Индонезии. Впрочем, экспортные автомобили имели комплект улучшенной отделки, а двигатели этих машин были форсированы на 10 лошадиных сил (соответственно, 80 л.с. на ранних выпусках и 83 л. с. — на последнем). В июле 1960 года британские эксперты, отмечая не слишком высокие динамические качества автомобиля, остались под большим впечатлением от неожиданной для столь крупного авто экономичности (чуть более 10 литров на 100 км) и крепкой конструкции. Они также похвалили высокое качество изготовления автомобиля.

Зеркало эпохи

Всего в период с 1956 по 1970 год было выпущено 639 478 экземпляров «Волги» всех модификаций. Не удивляйтесь, если услышите, что ее «одноклассниками» считались свежие модели «Мерседеса», «Шевроле», «Форда» и других ведущих брендов автомобилестроения.

Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Наталия Судец/Strana.ru

Первые годы «Волги» так оно и было. Впрочем, спустя всего каких-то пару лет «американцы» ушли далеко вперед. У советских конструкторов банально не хватало опыта. И здесь скудность контактов СССР и западного мира сыграло свою роль. К началу 70-х годов «Волга» выглядела архаично уже даже в сравнении с набирающими силу остальными советскими легковыми авто — «Москвичом», «Запорожцем» и тем более с «Жигулями». Как говорится, всему свое время. Вот и фары с годами перестали быть круглыми, уступив место сначала угловатым, а потом и вовсе узкому форм-фактору, заставляющему смотреть на мир с хищным прищуром. А говорят же, что глаза — зеркало души, в данном случае фары — зеркало целой эпохи.

После современных автомобилей, садясь за руль ГАЗ-21, чувствуешь себя не очень уютно: непривычные рычаги управления, жесткие педали, гидроусилителя нет, а потому повернуть руль, стоя на месте, задача, требующая определенной физической подготовки. Впрочем, привыкнуть можно ко всему! В наши дни проехать на старой Волге — это, конечно, не то же самое, что слетать в космос. Хотя... С каждым годом впечатления будут все ближе и ближе: полеты в космос становятся все доступней, а «живых» и доступных для вождения экземпляров ГАЗ-21 все меньше и меньше. Но уже сейчас поездка на старой «Волге» — это интересная возможность прикоснуться к недалекому прошлому, когда сталинские высотки были еще совсем молодыми, а машины смотрели на прохожих широко открытыми глазами.

Rambler's Top100