Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Главный храм Страны Советов

Вот уже два десятилетия само существование Мавзолея Ленина остается темой бесконечных общественных дискуссий. Радикальные граждане призывают не только похоронить Ильича, но и убрать с Красной площади его усыпальницу. Если бы это случилось, Москва потеряла бы один из важнейших архитектурных памятников XX века.

Святилище

На протяжении всей советской эпохи Мавзолей был сакральной достопримечательностью Москвы, центром мироздания Страны Советов. Начиналась Земля, как известно, от Кремля, а под Кремлевской стеной стояло главное святилище атеистического государства — гробница вечно живого вождя. Можно вспомнить эпизод из популярного детского фильма «Москва-Кассиопея»: перед стартом в космос пионеры-звездолетчики встречают рассвет у стены Мавзолея. При этом какую-то художественную сцену внутри Мавзолея нельзя и вообразить — Ленина, как божество, нельзя было запечатлевать всуе. Табу отзывается до сих пор: у посетителей Мавзолея отбирают мобильные телефоны с камерами, а ритуальный проход мимо саркофага совершается по строгим правилам. Запрещено не только разговаривать, но и задерживаться.

История Мавзолея строго документирована, при этом окружена бесчисленными домыслами. В итоге архитектурный шедевр Алексея Щусева редко воспринимается как произведение искусства — его заслоняют другие материи, идеологические, политические и даже оккультные. На первый план вылезают такие отчаянные сюжеты, как «загадка правого угла» и алтарь сатаны, выкачивающий энергию из толп демонстрантов. Смешно или печально, но «сатанинская» теория для многих оказывается самой интересной. Хотя вокруг создания Мавзолея сложился не менее интересный реальный сюжет о связях событий и судеб.

«Марфа»

Алексея Щусева, автора Мавзолея, можно без преувеличения назвать архитектурным гением. Его мастерство превосходило рамки государственных идеологий — гробница Ленина в списке работ Щусева стоит после полутора десятков дореволюционных храмов. Серьезную церковную архитектуру он считал идеальной областью для самовыражения, а среди его заказчиков были те, с кем новый режим будет расправляться с особой жестокостью. В их числе — великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, для которой Щусев спроектировал самое популярное из его московских строений — комплекс Марфо-Мариинской обители милосердия на Ордынке. Венец неорусского стиля, да и вообще русского модерна.

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Покровская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы). Фото: lana1501/Фотобанк Лори. Strana.Ru
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Покровская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы). Фото: lana1501/Фотобанк Лори

На белой стене Покровской церкви обители — табличка с затейливым шрифтом, где имя Щусева стоит после имен «величеств» и «высочеств», присутствовавших при заложении храма. Усадьба на Ордынке была куплена и обустроена на личные средства Елизаветы Федоровны, вырученные от продажи ее драгоценностей.

Елизавета Фёдоровна. Strana.Ru
Елизавета Фёдоровна

Основательница «Марфы» была женщиной красивой, несчастливой, незаурядной и очень достойной. Перешедшая в православие принцесса Гессен-Дармштадтская, бездетная вдова крайне своеобразного Сергея Александровича Романова (худшего на тот момент московского генерал-губернатора, взорванного террористом Каляевым), старшая сестра императрицы, поссорившаяся с ней из-за Распутина, светская дама и самоотверженная благотворительница — Елизавета Федоровна даже внешне похожа на идеальный женский образ своего времени. Святая эпохи модерна, сброшенная «строителями будущего» в Алапаевскую шахту. Ленин пережил ее всего на шесть лет.

Те же черты эпохи, соединявшей несоединимое, видны в облике Покровской церкви. Щусев использует классические образцы — причудливые узоры Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, простые формы новгородских и псковских храмов, белые стены и темные медные главки — и создает из этого смешения совершенно новый силуэт. Добавляет резные кресты работы Коненкова, модерновые изображения райских птиц и ангелов, тяжелые средневековые двери. Даже сегодня, когда Замоскворечье, мягко говоря, сильно изменилось, за прекрасными воротами обители открывается небольшое замкнутое пространство старорусской, отчасти декоративной красоты. Если искать полную противоположность суровому авангардизму Мавзолея — вот она.

Новый порядок

Архитекторы нужны любой власти, и после революции пластический гений Щусева оказался так же востребован. В 1917 году он организовал первый в России профсоюз зодчих, а его дореволюционные опыты исторической стилизации перетекли в конструктивизм и авангардные проекты. Пример перехода можно видеть на Комсомольской площади столицы: после Казанского вокзала (он строился с 1911 г.) Щусев построил там ДК железнодорожников — продолжение темы, но уже в другом стиле.

Создание Мавзолея для бессмертного лидера атеистического государства — проект, уникальный в новейшей истории. От самого заказа веет архаикой, при этом решать задачу следовало революционными средствами. То, что за дело взялся профессиональный строитель храмов и один из тех, кому мы обязаны, помимо прочего, сохранением Троице-Сергиевой лавры — очередной парадокс русской истории. Высокий статус автора Мавзолея охранял Щусева и позволил ему то, что было невозможно для других.

Мавзолей должен был стать храмом коммунистических идей и трибуной для вождей одновременно. В храм помещались мощи нового типа. Все это соответствовало веселому ленинскому призыву душить буржуев отнятой у них веревкой: чтобы победить старую религию, создадим свою антирелигию. К тому же идея вечного сохранения тела совпадала с настроениями эпохи, увлеченной преобразованием и общества, и самой природы. На этой волне были созданы Институт мозга (поначалу как раз ленинского) и Институт переливания крови, из нее вытекли магические агротеории Лысенко и много что еще. В отчетах профессора Збарского, прожившего жизнь рядом с мумией Ленина, поражает одна деталь: то и дело отмечается улучшение состояния мертвого тела, цвета кожи, укрепление мышечной массы. Как будто ожидается, что Ленин не только долежит до воскрешения, но и максимально окрепнет для новой жизни.

Прощание с Лениным. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Прощание с Лениным. Фото: pastvu.com

Первый мавзолей

В точности неизвестно, у кого конкретно родилась идея создания мумии. Ее традиционно приписывают Сталину как верховному жрецу нового культа. Судя по всему, идея выкристаллизовалась постепенно, и в момент создания первого Мавзолея ничего еще не было решено. Это был именно «момент» — Мавзолей построили за три дня. По рассказу Щусева, его привезли на заседание Политбюро и призвали срочно, за одну ночь, сочинить проект гробницы, чтобы с Лениным могли проститься массы трудящихся. Что будет потом, никто толком не знал, вариант кремации не исключался, и первый деревянный Мавзолей на промерзшей земле строили точно не на века.

В качестве основного объема Щусев выбрал куб — вечную архитектурную форму — и завершил его ступенями в форме усеченной пирамиды. То есть в общих чертах сразу же родилась всем известная форма Мавзолея, которую рисовали советские дети. Эта форма была постаментом для задуманного третьего яруса с колоннами, но его не успели сделать к 27 января, когда тело Ленина перенесли из Колонного зала бывшего Благородного собрания на Охотном ряду в погребальную камеру гробницы. Мавзолей был сконструирован очень просто: к обшитому тесовыми досками кубу с двух сторон примыкали небольшие Г-образные павильоны, через которые входили и уходили люди. На старых фотографиях справа от временной ленинской усыпальницы видна высокая гипсовая статуя пролетария — памятник работы Фридриха Лехта. Как прообраз будущих бесчисленных Ильичей, тоже с кепкой в вытянутой руке, он стоял на Красной площади с 1922 года, приветствуя колонны демонстрантов. Пролетария демонтировали в марте 1924-го, когда начали возводить второй, тоже деревянный, но уже постоянный Мавзолей.

Первый мавзолей Ленина на Красной пощади. Фото: ИТАР-ТАСС. Strana.Ru
Первый мавзолей Ленина на Красной пощади. Фото: ИТАР-ТАСС

Битва богов с титанами

Во втором Мавзолее Щусев сохранил основу первоначальной формы — куб и ступенчатая пирамида. Вход теперь был по центру фасада, слева и справа пристроены трибуны. Материал — черный дуб, покрытый лаком. Задача стояла более ясная и более масштабная: тело Ленина все-таки собирались сохранять неопределенно долго, и гробница под Кремлевской стеной должна была стать главным элементом «монументальной пропаганды» советского государства. Мавзолей нужно было вписать в пейзаж, чтобы он не потерялся и не вылез вперед на фоне Кремля, рядом с Василием Блаженным и памятником Минину и Пожарскому.

Ломать сложившуюся картину и строить нечто грандиозное, подобное египетским пирамидам, Щусев не хотел, хотя его к этому призывали. Он нашел другой источник вдохновения — Пергамский алтарь, знаменитый эллинистический памятник II или III века до н.э. с изображением битвы богов и гигантов. По богоборческой теме — вполне подходит (правда, титаны богам проиграли), и сходство можно заметить. Есть одна странная деталь: Щусев, когда вспоминал о Пергамском алтаре, говорил, что его нашли под стенами Трои. Казалось бы, прямая аналогия с Мавзолеем под Кремлевской стеной, вот только на самом деле Пергамский алтарь стоял в другом месте, рядом с акрополем города Пергама. Это легко объяснить ошибкой воображения архитектора, который подыскивает образец маленького памятника на фоне большого. Но сторонники «сатанинской теории» перетолковывают этот факт по-своему. О чем мы еще скажем.

Второй Мавзолей построили к 1 августа 1924 года. Над телом Ленина в это время работали бальзамировщики.

Строительство второго (деревянного) мавзолея. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Строительство второго (деревянного) мавзолея. Фото: pastvu.com

Гранит и кристалл для спящей царевны

Третий и окончательный Мавзолей появился в 1930 году. По официальной формулировке, он должен был увековечить в камне уже прославленное строение. В плане он повторяет предыдущий, но только в плане. Последний Мавзолей выше второго и ближе к стене Кремля, его верхний ярус сдвинут назад, пять ступеней — разные по высоте и перекликаются со ступенчатыми ярусами Спасской башни. Щусев искал идеальное соотношение, меняя конфигурацию модели с подвижными ярусами. Нет никаких декоративных элементов, только траурная кайма черного гранита и надпись «Ленин». В силуэте можно увидеть отражения и вавилонских зиккуратов, и пирамид майя, и гробницы Кира Великого, но все эти тени сплавились в полностью оригинальном и авангардном монолитном образе. Мавзолей кажется мрачным, но совершенным строением — настоящий антихрам, не указывающий в небеса. Очень точно звучат слова архитектора: «Мавзолей маленький, но его не поднимешь».

Мавзолей стоит в центре Красной площади, на самой высокой ее точке, на средней поперечной оси, проходящей через Сенатскую башню. Как писал москвовед Александр Можаев, Мавзолей собрал пространство площади, «подчеркивая главенство Кремля, не споря с имеющимися доминантами, не заостряя на себе внимание». Хотя это пространство изрядно перекроили в начале тридцатых: сдвинули Минина и Пожарского, сломали Иверские ворота. Теперь кое-что уничтоженное кое-как восстановлено, но на пропорциях Мавзолея это не отразилось.

Саркофаг для третьего Мавзолея проектировал великий авангардист Константин Мельников. Московский Музей архитектуры опубликовал текст его воспоминаний об этой работе: «Архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей на сказку о спящей царевне».

Мельниковский саркофаг со своей «царевной» простоял до войны и эвакуации тела Ленина. К сожалению, он не сохранился.

Саркофаг Ленина в Траурном зале второго (деревянного) Мавзолея. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Саркофаг Ленина в Траурном зале второго (деревянного) Мавзолея. Фото: pastvu.com

Правый угол преткновения

В избавленном от всего лишнего объеме Мавзолея есть только одна вроде бы нефункциональная деталь. Эта деталь породила не просто теорию, но целое учение о «терафиме Ленина», капище демона ВИЛа, кремлевском вампиризме и т.д. без конца. Всему виной правый (если стоять лицом к Мавзолею) угол гробницы: он срезан и нарушает лаконичную симметрию сооружения. Причем зритель обычно этого не замечает, пока ему не укажут, куда смотреть.

Конспирологи и оккультисты давно нашли ему объяснение: это не угол, это магический ретранслятор престола Сатаны, высасывающий энергию у всех, кто идет к Ленину или проходит мимо по Красной площади. Энергия питает лежащего в «зиккурате» демона ВИЛа (инициалы Ильича удачно совпали с одной из русских транскрипций имени вавилонского бога Ваала — того самого, кому надо кинуть жертву в пасть) и дает силы всему плохому против всего хорошего. Неспроста, неспроста Щусев поминал Пергамский алтарь! Конспиролога не обманешь: он достает книгу Откровения апостола Иоанна Богослова и находит строчки про ангела Пергамской церкви, который живет там, где престол сатаны. Архитектор, конечно, сознательно мутил воду, приписывая Пергамский алтарь Трое, а на самом деле производил реконструкцию Вавилонской башни. И канализация, затопившая Мавзолей в один злосчастный момент (повод для остроты патриарха Тихона: «По мощам и елей»), обнаружилась прямо под поганым магическим местом не случайно. И шарики на демонстрациях не радовали, потому что все маршировали мимо угла и теряли силы... Вывод: мало похоронить Ленина — надо разрушить Мавзолей. Но сначала выпить валерьянки.

Между тем существование правого скошенного угла объясняется без привлечения сил преисподней. Щусев почти никогда не строил полностью симметричных фасадов — ассиметрия помогала углубить игру света и тени, добавить выразительности объему и материалу. Срезанный угол незаметно смягчает ровные прямоугольники Мавзолея, и виды на него с разных ракурсов оживляются.

Что касается ВИЛа, кем бы он ни был, то судьба его мертвого тела сама по себе кажется не бессмертием, а достаточно жутким наказанием.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100