Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Лист резной

Резьба по дереву издавна считалась занятием исключительно мужским. Резчики, что получше, трудились в царских хоромах и соборах Первопрестольной. Резчики, что поскромнее, облагораживали крестьянский быт. В XXI веке резьба по дереву стала занятием не только доступным для всех, независимо от пола, возраста и состояния здоровья, но и исцеляющим.

Не вся резьба, впрочем, одинаково полезна. По незнанию можно в лучшем случае порезаться, в худшем — потерять палец. Кровавых последствий получится избежать, занимаясь резьбой по дереву в стиле «Татьянка». Необычное название резьбе придумал московский мастер Шамиль Сасыков, увековечив тем самым имя своей супруги.

Шамиль Сасыков. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Шамиль Сасыков. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

История стиля «Татьянка», изобретенного Сасыковым в декабре 1990 года, сродни той, что приключилась с Менделеевым и его таблицей. До того Шамиль занимался скульптурой, чеканкой, ювелирным делом, но только с деревом как с материалом более податливым получилось развернуться по полной.

Сегодня Сасыков и его единомышленники обучают резному мастерству всех желающих в единственном на всю Москву Центре резьбы по дереву «Татьянка». За время существования через Центр прошли больше десяти тысяч человек. Одной из главных своих целей Шамиль видит распространение техники в школах, поэтому солидную часть обучающихся составляют учителя технологии.

Наравне с педагогами вырезают затейливые узоры дети, пенсионеры (возраст самого пожилого ученика — 76 лет), а также люди с ограниченными возможностями. «Татьянка», в отличие от многих других хобби, способна победить даже самые тяжелые недуги. Но обо всем по прядку.

В целости и сохранности

Резьба «Татьянка» — не просто резьба в привычном понимании этого слова. В ней нет прямых аналогий с другими видами декоративно-прикладного искусства. Она не претендует на статус народного промысла, а соблюдение канонов и традиций резьбы здесь играет едва ли не последнюю роль. На первом месте — индивидуальное самовыражение автора.

Самовыражаться можно начинать с шестилетнего возраста: вырезать «Татьянку» могут даже дошкольники, если держать им руку, с девяти лет дети самостоятельно справляются с довольно сложными работами, а с двенадцати-тринадцати уже вовсю делают изделия на одном уровне со взрослыми.

Неудивительно, что одна из главных особенностей «Татьянки» заключается в ее безопасности. При работе двумя руками пораниться невозможно, ведь обе руки одновременно управляют резцом, будь то стамеска или нож. Сначала это может показаться не очень удобным, но потом неудобство исчезает, уступая место творческому запалу.

Резьба не требует приложения особых физических усилий, поэтому ею могут заниматься как дети, так и люди с ограниченными возможностями. Когда врачи оказываются бессильны, занятия в Центре для многих становятся настоящим спасением. Со временем резьба позволяет управлять своим телом, руками и пальцами — даже с диагнозом олигофрения и ДЦП. Дети, которые раньше не умели завязывать шнурки, теперь справляются и с более сложными задачами.

Исцеление резьбой

Мария Лаукканен. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Мария Лаукканен. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

Справилась со своими недугами — эпилепсией и ДЦП — и Мария Лаукканен, которая до прихода в «Татьянку» не могла свободно управлять руками и пальцами, а также с трудом держала руку.

«В «Татьянке» я занимаюсь уже полтора года, — рассказала сайту Strana.ru Маша. — Что мне нравится, так это то, что к каждому ученику здесь свой подход и никто никого не торопит».

Занятия давались Маше непросто. Поначалу ей приходилось часами сидеть над самыми элементарными заданиями.

«Шамиль предупредил, что будет больно, будет невмоготу, но все равно настаивал на занятиях, — вспоминает девушка. — Я плакала, страдала, порывалась уйти, но каждый раз он останавливал меня, уговаривал продолжать, призывал быть терпеливой. И я справилась. Ведь если чему и учит „Татьянка“, так это терпению. Резьба — это не живопись и не рисунок карандашом. Ее нельзя стереть ластиком или нанести поверх мазка новый мазок. Если что-то не получается, то надо менять доску и начинать сначала».

Со временем благодаря занятиям в Центре Маша увлеклась спортом: раньше ей было по силам только плавание, сейчас — ушу и тайчи. А еще теперь она свободно и с улыбкой демонстрирует тонкие пальцы, быстро перебирая ими по воздуху.

Резьба — это музыка

При общении с журналистами Шамиль Сасыков предпочитает оставаться в тени, отдавая на «растерзание» свою ученицу, а теперь и коллегу — Анастасию Антропову. Настя терпеливо ответила на все вопросы сайта Strana.ru и рассказала, почему занятия резьбой для нее сродни музыке.

— Настя, как вы думаете, резьбе по дереву может научиться каждый или к этому нужна особая предрасположенность?

— Базовым элементам «Татьянки» может научиться каждый. Дальше, как и в любой другой профессии, все зависит от характера и наличия определенных качеств. В нашем случае — внимательности, аккуратности и художественных навыков. Чем больше этих качеств, тем больше и ярче человек выражает себя в дереве.

— В мире существует много видов резьбы по дереву. «Татьянка», конечно, по-своему уникальна, но все-таки с чем ее можно сравнить?

— Резьбу по дереву в стиле «Татьянка» я бы сравнила с музыкой. Это как грамота, как ноты, зная которые можно делать все, что угодно. Другие виды резьбы, например плоскорельефная, выемчатая или прорезная, достаточно, скажем так, узкие. Мы же в «Татьянке» объединяем все элементы — от плоскорельефной резьбы до прорезных мотивов. Потому что смысл не в композиции, а именно в технике. Мы с учениками очень долго — со взрослыми два-три месяца, а с детьми в течение года — изучаем только «ноты». И только после этого думаем о выразительности композиции.

Анастасия Антропова. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Анастасия Антропова. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

— Из ученицы Шамиля вы сами превратились в учителя. Как вам удается найти подход к детям — таким разным и по характеру, и по среде, из которой они вышли?

— Большинство ребят приходят к нам в возрасте девяти-десяти лет, но мы не ставим себе целью сделать из них резчиков по дереву. Наша задача — развить мелкую моторику, внимательность и аккуратность. А еще мы стараемся особо их не дисциплинировать. Они должны приходить и чувствовать себя здесь свободно. Так и происходит, кстати, тем более что по возрасту я недалеко от них ушла (смеется). Мы включаем телевизор, рассказываем что-нибудь интересное, обсуждаем новые темы. Дальше начинается сама резьба, но не у всех хватает терпения. В среднем дети занимаются 20–30 минут: кто-то крутится, кто-то смирно сидит. Если концентрация падает, то мы даем решать головоломки, переключая их таким образом на другой вид деятельности.

— Привязанность возникает? И у вас, и с их стороны?

— Да, один мальчик тут недавно приходит и говорит: «Меня папа наказал: отобрал доску и заставил уроки делать». Бывает и такое, что приходится буквально уговаривать их пойти домой.

— Почему именно липа выбрана вами в качестве основного материала?

— Я бы не сказала, что липа — самая мягкая порода, но она самая комфортная для резьбы. Во-первых, благодаря однородной текстуре. Это как чистый лист, на который можно нанести любую композицию, любой рисунок, не задумываясь о том, как бы лучше подчеркнуть текстуру дерева. Дерево в данном случае используется просто как удобный материал, позволяющий делать все, что заблагорассудится — от крупных элементов до тончайших. Ни на одной другой породе — будь то дуб, орех, сосна или ольха — такое невозможно. Иногда люди вообще не понимают, как из дерева можно сделать такое. Не верят.

Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

Как по писаному

Пока у «Татьянки» есть три учебника, по которым могут заниматься и начинающие, и профи. Уроки резьбы и практические занятия изложены в самоучителе очень подробно, детально, шаг за шагом, со всеми необходимыми рисунками, фотографиями и пояснениями. Авторы постарались предусмотреть и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя, решившего самостоятельно постичь азы резьбы по дереву.

Благодаря книгам новички получают необходимые знания, например, о технике безопасности, работе с инструментом или подготовке древесины, а опытные резчики используют готовые рисунки и композиции для своих новых работ, параллельно осваивая доселе неизвестные приемы.

Центр уже много лет сотрудничает с детскими домами и исправительными учреждениями для трудных подростков: каждый год для тамошних преподавателей проводятся бесплатные стажировки. «Вот если бы удалось внедрить занятия резьбой во всех наших школах, то точно бы Россию подняли», — мечтает Шамиль Сасыков.

Ну а пока в планах у резчиков — издание энциклопедии резьбы и подача заявки в ЮНЕСКО, чтобы там признали «Татьянку» нематериальным наследием. А там, глядишь, и до России руки дойдут.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100