Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Комбинат культуры

Культурный центр ЗИЛ — это шедевр советского авангарда и масса увлекательных занятий в атмосфере свободы и радости

Один из лучших образцов конструктивизма в здании КЦ ЗИЛ — стильная винтовая лестница, ведущая в обсерваторию. Когда-то давно под куполом с раздвижными створками юные астрономы глядели в окуляр довоенного телескопа с трехметровой трубой из красного дерева. Прибора для наблюдения за звездами уже нет, купол находится в аварийном состоянии, но дело совсем не в этом. Записавшись на экскурсию по Дворцу, можно подняться по закрученным ступенькам и оказаться на крыше здания, откуда открывается удивительная панорама Москвы.

Культурный центр ЗИЛ. Вид с крыши на Симонов монастырь. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Культурный центр ЗИЛ. Вид с крыши на Симонов монастырь. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

С верхней точки видны все архитектурные доминанты столицы — президиум Академии наук, небоскребы комплекса «Москва-Сити», семь сталинских высоток, купола Храма Христа Спасителя, Шуховская башня — и вдалеке, за деловым комплексом на Павелецкой, — Большой Кремлевский дворец и колокольня Ивана Великого. Буквально в ста метрах от Культурного центра высится купол церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В ее приделах похоронены герои Куликовской битвы — богатыри Ослябя и Пересвет. С этого храма начинался Симонов монастырь, ставший центром некогда сонной Симоновой слободы. Часть монастырских построек сохранилась до наших дней — стена с тремя башнями зодчего Федора Коня, пятиглавый Успенский собор, ажурная церковь Святого духа и здание трапезной. Кубическая надстройка над крышей трапезной — это монастырская кухня, которую возвели сверху, дабы запах приготавливаемой пищи не распространялся в обеденный зал.

Идеальный город

В начале XX века в Симоновой слободе началось строительство крупных промышленных предприятий. Один за другим были возведены кузнечно-котельный завод инженера Бари, автомобильный завод АМО, трубопрокатный, электромеханический и кожевенно-лайковый заводы. Тихая окраина превратилась в бурлящий рабочий поселок.
После революции Симонову слободу переименовали в Ленинскую. Приступили к строительству «идеального города» с многоэтажными домами, зелеными проспектами, универмагами, столовыми, прачечными. Архитекторы-конструктивисты Веснины разработали проект грандиозного «комбината культуры», предназначенного воспитать человека новой формации.

Дворец, открытый к 20-летию революции, стал одной из великих построек советского авангарда. Воплощая авиационную романтику тех лет, братья Веснины в Т-образной форме спроектировали гигантский самолет из стекла и бетона. Сделали «фюзеляж» и «крылья» из кубов и параллелепипедов, цилиндрических выступов и скругленных углов.

Москва. Культурный центр ЗИЛ. 1931 год. Фото: Из архива КЦ ЗИЛ. Strana.Ru
Москва. Культурный центр ЗИЛ. 1931 год. Фото: Из архива КЦ ЗИЛ

«Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого цвета и раздвигал ночь... Казалось, что огромное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии», — писал Константин Паустовский.

Оформляя интерьеры, архитекторы воплотили основной принцип конструктивизма — рациональность в простоте. Перетекающие пространства с открытыми холлами и вестибюлями созданы так, чтобы люди не уединялись в раздельных помещениях, а общались друг с другом, находились в коммуникации. В пространствах из монолитного железобетона доминировали белые тона. Полы были покрыты штукатуркой красного, синего и желтого цветов — эти цвета вошли в логотип нынешнего КЦ ЗИЛ.

От карнавальной самбы до школы бебиситтеров

За 77 лет своего существования легендарный Дворец пережил периоды расцвета и упадка. Здесь приветствовали Фиделя Кастро и Юрия Гагарина, устраивали показы мод и танцевальные конкурсы, занимались фотоделом и сборкой авиамоделей, принимали гостей Фестиваля молодежи и студентов, снимали художественный фильм «Чародеи».

В 1990-е годы число бесплатных кружков и студий стало сокращаться. В ДК размещались офисы непонятных организаций, ночной клуб, ресторан, агентство недвижимости. Неизвестно, что стало бы с памятником конструктивизма, если бы его не передали Правительству Москвы. Буквально за пару лет Дворец превратился в модный и современный центр, в экспериментальную площадку по преобразованию столичных домов культуры. Еще недавно атмосфера напоминала стоячее болотце, а сейчас повсюду кипит жизнь. На сцене дают спектакли лучшие театры Москвы, по коридорам носятся дети в танцевальных костюмах, заполнена библиотека, работает кинозал, всюду происходит что-то интересное.

Театральное фойе. Занятие капоэйрой. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Театральное фойе. Занятие капоэйрой. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Непрофильные арендаторы съехали. Сегодняшний КЦ ЗИЛ — это множество классов и аудиторий для танцев и музыки, лекций и дискуссий, театральных и концертных программ, семинаров и выставок. Действует более 50 кружков и студий — от керамической мастерской и ансамбля карнавальной самбы до лаборатории робототехники и школы бебиситтеров. В вечерней школе учат развитию интеллекта с помощью русского языка, математики, геометрии. В холлах и коридорах можно поиграть в настольный теннис, попить кофе из автомата, воспользоваться Wi-Fi. В рамках проекта «Продленка» волонтеры помогают младшеклассникам делать домашнее задание между школой и занятиями в студиях.

Шары из водной пыли

КЦ ЗИЛ — одно из немногих сохранившихся зданий, по которым можно судить не только о конструктивизме в целом, но и об уникальных разработках братьев Весниных в частности. Для внутреннего пространства архитекторы придумали удобный и понятный порядок навигации. На поворотах и лестницах установили транспаранты с крупными цифрами и стрелками-указателями. Каждый уровень обозначался своим цветом, чтобы детишки, не умеющие читать, понимали, на каком этаже они находятся. Веснины сделали таблички с номерами комнат в виде выступающих ярлычков — в длинном коридоре можно издалека найти нужную аудиторию. Сейчас система восстановлена и помогает детям и взрослым ориентироваться так же, как и в далекие тридцатые годы.

Пройдя через стеклянные двери главного входа, посетители попадают в гардероб, а оттуда — в двухуровневый Зимний сад, выполненный в виде ротонды. Зимний сад связывал внутреннее пространство с парком. Это единственное помещение, которое в тридцатые годы было облицовано мрамором. Газоразрядные неоновые трубки давали яркий белый свет, отчего потолок казался более возвышенным и увеличивал объем помещения. От советского времени остались два стеклянных фонтана с маленькими дырочками, проделанными в соплах. При включении вокруг фонтанов создавались шары водяной пыли, скрывающие прозрачную конструкцию, внутри которой горела подсветка. Сейчас фонтаны не работают, но администрация обещает заняться ремонтом, чтобы посетители могли увидеть этот необычный эффект.

Муми-тролли в библиотеке

На стеллажах муниципальной библиотеки — десятки тысяч книг и альбомов на любой вкус. Предъявив паспорт, можно пользоваться читальным залом или взять литературу на дом. Помимо обслуживания читателей, библиотека проводит массу мероприятий для взрослых и детей. Недавно, например, прошел фестиваль, посвященный писательнице Туве Янссон — сочинительнице сказочной эпопеи о муми-троллях. Обычный стол превратился в импровизированную сцену. При свете лампы под музыкальную фонограмму артисты разыгрывали сюжет с помощью плюшевых персонажей, вовлекая маленьких зрителей в волшебное действо.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Для людей старшего возраста запущен проект по обучению работе на компьютере, общению с внуками по скайпу и поиску информации в интернете. Кстати, в последнее время появилась новая тенденция — если раньше с детьми приходили бабушки и дедушки, то сейчас их приводят родители. Ребенок занимается в кружке, а папы и мамы сидят с планшетами или листают книги, разложенные на полках с надписью «Буккроссинг».

Прилегающий к зданию Культурного центра парк превратился в свободный коворкинг — зону для удаленной работы и общения. Туда даже провели розетки, чтобы можно было подзарядить телефоны и ноутбуки. Скоро в парке будет построен детский городок со спортивно-игровым комплексом и мягким напольным покрытием, а на заднем дворе обещают восстановить ностальгическую танцплощадку и летнюю эстраду.

Античность в стиле конструктивизм

Верхнее фойе театрального зала сделано в виде выпуклого стеклянного эркера. В перемычках между стеклами раньше были проведены трубочки «климат-контроля»: в жаркие дни через них подавался холодный воздух, а в холодные — теплый. Трубочек сейчас нет, зато до наших дней дошел супрематический паркет из квадратиков, разработанный авангардными дизайнерами.

Парадная лестница ведет на второй этаж в Колонный зал. По вечерам под музыку танго и вальса здесь танцуют и знакомятся друг с другом люди самых разных профессий — от контролеров общественного транспорта до бухгалтеров, кулинаров и программистов. Во время новогодних праздников в Колонном зале проходят костюмированные детские представления с играми, конкурсами и хороводом вокруг елки.

Помещение лектория, где проходят лекции по автомобильному делу, истории архитектуры и творчеству великих композиторов, имеет круглую форму. Братья Веснины считали, что круг ассоциируется с демократичным древнегреческим амфитеатром. Слушатели возлежали на разноцветных пуфиках, разбросанных по ступеньчатому полу. На потолке, как и прежде, расположена композиция из неоновых трубок, расходящихся из центра в виде лучей. По замыслу Весниных, в интерьерах социалистического Дворца культуры изображение солнца должно вызывать ощущение свободы и радости. Про социализм давно забыто, но атмосфера творческого счастья и сейчас царит в этих стенах.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100