Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

На графских развалинах

Десять шедевров русского усадебного искусства угасают на глазах, доживая свой век в разрухе и унижении. Остался последний шанс увидеть жалкие остатки былого великолепия.

Усадьба Пущино-на-Наре

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Князь Сергей Вяземский — хозяин имения Пущино-на-Наре — построил роскошный дворец с восьмиколонным греческим портиком и коринфскими колоннами, итальянскими арками, лепниной на фасаде и мозаиками на полу. Фронтон усадебного дома был украшен гирляндами из яблок и винограда, розетками ввиде цветов, загадочными масками. Величественное здание служило ярким примером русского палладианства — архитектурного стиля, в котором копируются античные образцы строительства. Помимо дворца, в состав усадебного комплекса входили парадный двор с фонтаном и парк с тенистыми липовыми аллеями, спускающимися к реке. Есть сведения, что прямо из главного дома можно было пройти к Наре по подземному ходу. Вокруг дворца располагались более простые по архитектуре флигели, обсаженные кустами акации. Образованный и прогрессивный человек, Вяземский отвел один из флигелей под суконную фабрику, чтобы крестьяне могли зарабатывать на производстве солдатского сукна.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: Электропоезд Курского направления до станции Серпухов. На привокзальной площади дождаться автобуса №29, который идет на Гавшино, и доехать до остановки «Совхоз «Большевик». Дворец усадьбы Пущино-на-Наре обнесен высоким забором, но попасть внутрь не составляет труда — в ограде есть широкий проем. Как правило, в выходные дни охрана отсутствует.

Усадьба Суханово

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Усадьба Суханово, принадлежавшая княжескому роду Волконских, приобрела свой нынешний вид в конце XVIII века. Автор проекта, чье имя достоверно не установлено, создал необычный усадебный комплекс. В архитектуре царила эклектика — смешение различных стилей. Господский дом с шестиколонным портиком тяготел к классицизму, но внутренние помещения были оформлены в турецком, египетском, рыцарском, китайском и японском стилях. Княжеская усыпальница, построенная по проекту Доменико Жилярди, представляла собой ротонду с ионическими колоннами. Дом священнослужителей являлся примером русской псевдоготики. Стоящая над обрывом романтическая беседка «Храм Венеры» была украшена аллегорическими изображениями охоты. На пристани у пруда сидели мраморные сфинксы. Чугунная фигура «Дева с разбитым кувшином» копировала работу скульптора Павла Соколова, воспетую Пушкиным. Сейчас, правда, кувшина у грустящей девушки нет — его отпилили вандалы вместе с пальцем.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: Электричка с Павелецкого вокзала до станции Расторгуево. Далее автобусом №379 или №59 до остановки «Усадьба Суханово». На территории усадьбы располагаются Дом отдыха Союза архитекторов и частная школа. Но до последнего времени сюда пускали всех желающих. Можно осмотреть внутри бывший мавзолей (сейчас там столовая) и Дом причта.

Усадьба Семеновское-Отрада

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

После дворцового переворота 1762 года, когда на российский престол взошла Екатерина II, граф Владимир Орлов получил в дар имение Семеновское. При нем был заложен дворцово-парковый ансамбль и дворец с парадным крыльцом в стиле позднего барокко. На лужайке перед главным фасадом били струи круглого фонтана. Работы по обустройству усадьбы продолжались до середины XIX века, когда имение перешло в руки мецената и библиофила графа Орлова-Давыдова. Роскошные комнаты были украшены дорогим фарфором, фамильными портретами и бюстами, плафоны на потолках расписал художник Карл Брюллов. В библиотеке насчитывалось около десяти тысяч книг, фолиантов и летописей. В парке среди гротов, клумб и статуй разгуливали грациозные косули, пруды кишели стерлядью и форелью, в оранжереях поспевали дыни и арбузы. От здания к реке тянулись нарядные террасы-ротонды. Парадный двор обрамляла причудливая ограда, выкованная по эскизам петербургского архитектора Гаральда Боссе. На въездных воротах гостей встречали фигуры белокаменных львов и чугунных орлов с распростертыми крыльями. Великолепное имение получило второе название — «Отрада».

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: От Павелецкого вокзала ехать до станции Михнево, далее — автобусом №48 до остановки «Санаторий ФСБ», на территории которого находится усадьба «Семеновское-Отрада». Охрана не пускает гостей через КПП. Сойдя с остановки, нужно двинуться вдоль забора налево. Где-нибудь обязательно обнаружится дыра. Дальше идти с независимым видом отдыхающего.

Усадьба Гребнево

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Усадьбой в селе Гребнево владели представители старых дворянских родов — Трубецкие, Бибиковы, Голицыны. Здесь сложился замечательный архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма, включавший трехэтажный усадебный дворец, два флигеля с портиками, два храма (летний и зимний) и хозяйственные постройки. Главный дом состоял из анфилады комнат и центральной залы, стены которой были украшены лепниной и отделаны мрамором. На парадный двор, где часто звучала музыка духового оркестра, вели триумфальные ворота с античными колоннами. В Театральном павильоне давали представления артисты крепостной труппы, выступали ученики балетной школы. Усадьбу посещали поэты и просветители: Гавриил Державин, Василий Жуковский, Александр Радищев, Николай Новиков. С 1913 года в усадебных помещениях располагался санаторий, после революции он стал госпиталем. Некогда грандиозный комплекс представляет ныне ряд полуразрушенных построек, но их красота и размах оставляют сильнейшее впечатление.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: От метро «Щелковская» на маршрутке №361 доехать до остановки «Чижово», далее на автобусе №23 — до самой усадьбы. Официально вход на территорию закрыт, но никакой охраны не видно. Каждое из трех зданий можно осмотреть снаружи и внутри.

Усадьба Пущино-на-Оке

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В конце XVIII века отставной майор Яков Арцыбашев возвел на крутом берегу Оки дом в классическом стиле из кирпича и белого камня. Помещения со сводчатыми потолками на первом этаже отапливались мраморными каминами, второй этаж обогревался голландскими печками с изразцами. Полы были выложены дубовым паркетом, наверх вели винтовые лестницы. В зале радовали глаз цветные витражи и ручки на дверях, выполненные в виде орлиных лап, сжимающих стеклянные многогранники. В 1836 году в Пущинской усадьбе композитор Александр Алябьев написал «Итальянскую арию для скрипки и фортепиано». Он был влюблен в хозяйку дома — Екатерину Офросимову, и позже женился на ней. После отмены крепостного права одним из владельцев имения был фабрикант Перлов — тот самый, которому принадлежал знаменитый китайский чайный магазин в Москве. Изобретательный торговец почистил пруды, вырубил больные деревья в парке, разбил два фруктовых сада, устроил цветочные и овощные оранжереи. В московских ресторанах подавались к чаю свежие фрукты и ягоды, варенья и рыбные расстегаи из пущинских садов. Сегодня о былом величии напоминают лишь вековые липы, заросшие травой лестничные ступени и чудом сохранившиеся барельефы под крышей.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: От метро «Южная» на автобусе №359, который идет до Пущино, доехать до остановки «Зеленая зона». Двигаться вдоль жилых домов, затем спуститься по одной из тропинок, идущих через лес. Нужное направление указано на часто встречающихся аншлагах с надписью «Экологическая тропа». Усадьбу Пущино-на-Оке можно осмотреть только снаружи.

Усадьба Зендиково

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Название «Зендиково» предположительно пошло от имени Зендика Тимирязева — крещеного из татар человека. Он был первым владельцем имения, построенного в конце XVIII века, в эпоху невиданного взлета русского усадебного искусства. Неизвестный архитектор передал романтическое настроение, связав природу регулярного парка с классической архитектурой. Композиционно дворец был началом широкой, уходившей в глубину парка, липовой аллеи. Аллея вела к террасным прудам и речке Мутенке. По углам симметрично располагались служебные постройки, соединявшиеся с главным корпусом прямыми переходами. Трехэтажный дом с мезонином был отделан белым камнем, на фасадах красовались портики с колоннами и нарядные балконы. Внутри были комнаты и залы разных размеров, коридоры, тайные ходы, бесконечные лестницы. Роскошное сооружение вполне могло соперничать со столичными архитектурными шедеврами. Вплоть до 1820-х годов усадьба принадлежала роду князей Барятинских, затем была продана ректору МГУ Ивану Двигубскому, после этого перешла в руки помещика Петра Горохова.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: Электричка от Павелецкого вокзала до Каширы, оттуда автобус №23 до Зендиково. Фасад главного дома усадьбы Зендиково просматривается с трассы. Никакого забора нет. Руинированное здание из красного кирпича можно осмотреть и снаружи, и внутри.

Усадьба Ляхово

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Герой войны 1812 года генерал-лейтенант Григорий Васильчиков поставил в селе Ляхово каменный дом мезонином и портиком — компактный, уютный, похожий на миниатюрный дворец. Торцевые фасады были украшены нишами, на первом этаже окна были прямоугольные, на втором — полукруглые, с медальонами и лепниной. Комнаты в главном доме хозяин обставил богатой мебелью и обил стены дорогими обоями. Рядом с главным усадебным домом располагались флигель и конный двор. Через некоторое время имение вместе со 124 душами крепостных перешло к племяннику Григория Алексеевича — герою Бородинского сражения, кавалерийскому генералу Иллариону Васильчикову. Он огородил двор красивой решетчатой оградой, разбил плодовый сад и выкопал каскадные пруды, засадив их благородной рыбой. С балкона открывалась панорама парка с его могучими елями, тенистыми липовыми аллеями и водоемами, над которыми склонялись кружевные ивы. Напротив помещичьего дома стояла людская изба с кухней и кирпичным очагом, за ней находился погреб, а немного в стороне, на реке Восте, работала водяная мельница. Аккуратное и скромное имение Ляхово представляло собой классический образец среднепоместной русской усадьбы.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: Проезд от Павелецкого вокзала до станции «Барыбино», далее автобусом №43 до села Ляхово. Проход к усадьбе открыт, зайти внутрь может любой желающий.

Усадьба Ярополец

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Дворцовый ансамбль генерал-фельдмаршала Захара Чернышева в Яропольце сложился во второй половине XVIII века. На берегу реки Ламы был разбит роскошный парк с оранжереями, театром, барельефами и мечетью, сооруженной в честь мира Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. По указанию сановного вельможи построили двухэтажный дворец в стиле классицизма, хозяйственные флигели и парадный вход с живописными башнями. Интерьер усадебного дома соответствовал богатой архитектуре. На стенах парадного зала висели портреты предков, потолок был украшен росписью и лепниной в стиле рококо. Современники отзывались об имении Чернышева как о русском Версале. В ансамбль усадьбы входила и двукупольная Казанская церковь. Храм был перекрыт огромным зеркальным сводом и оформлен по периметру полуколоннами. В центре, укрепленная на мощной цепи, висела красивая люстра. Алтарь был обрамлен деревянной оградой с позолоченными опорами. Усыпальница Чернышева представляла собой высокую пирамиду со ступенчатым цоколем в основании, на котором стоял саркофаг из черного мрамора.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: Электричка от Рижского вокзала до Волоколамска, далее — автобус №28 на Лотошино до второй остановки в Яропольце. Усадебный дом обнесен забором. Чтобы попасть в церковь, надо обойти забор и пролезть через дыру, а затем забраться внутрь через окно.

Усадьба Быково-Марьино

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В эпоху расцвета в комплекс усадьбы Быково, помимо дворцового здания, входил пейзажный парк с озером, ротондой, гротом, беседками и музыкальным салоном. За парком находилась Владимирская церковь, выполненная в готическом стиле, совершенно не типичном для России. В 1762 году Екатерина II пожаловала имение своему фавориту Михаилу Измайлову. Тот пригласил для переустройства знаменитого зодчего Василия Баженова. Архитектор задумал поставить усадебный дом на возвышении, укрепив его дубовыми сваями. Крестьяне копали пруды, а из выбранной земли насыпали большой искусственный холм. На нем и сейчас стоит роскошный замок из красного кирпича с четырьмя оригинальными фасадами, пристроенными швейцарским архитектором Бернаром Симоном. Главный фасад украшен портиком с кариатидами — полуобнаженными женскими фигурами, поддерживающими балкон. В те времена, когда усадьбой владели Воронцовы-Дашковы, с высокой башни, стоящей слева от дворца, можно было в телескоп наблюдать за звездами. В Ботаническом саду была аллея из черных роз, приобретенных во Франции, выращивались также пробковые и хлебные деревья.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: От Казанского вокзала доехать до станции Удельная, далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». От храма пройти через бывший усадебный парк. Охрана санатория, владеющего парком и зданием усадьбы, может не пропустить через КПП. В этом случае можно обойти ограду по одной из протоптанных тропинок. Внутрь дворца проникнуть не получится — окна на первом этаже плотно заколочены.

Усадьба Константиново

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Возвращаясь из дальних экспедиций, знаменитый путешественник Николай Пржевальский часто останавливался в старинной усадьбе на высоком берегу реки Рожайки. Имение принадлежало супруге его родного брата — Софье Алексеевне Андреевой. Кирпичный дом с боковыми антресолями, балконом, мезонином и колоннадой был построен в начале XIX века в стиле ампир. По слухам, внутри еще сохранились перегородки с остатками старых обоев, колонны, лестницы, декор. На сегодняшний день усадебный дом — это все, что осталось от обширного, включавшего различные строения, комплекса. В наше время вандалы уничтожили красивую беседку о восьми колоннах, в которой любили проводить вечера хозяева и гости Константиново. От былого великолепия остались живописные каскадные пруды, поросшие осокой и покрытые зеленой ряской. Дом, окруженный со всех сторон густой листвой, почти не просматривается с улиц поселка. Ориентиром может служить церковь Смоленской иконы Божией Матери, от которой к центру бывшего имения вела тенистая аллея, ныне — обычная проселочная дорога.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

КАК ДОБРАТЬСЯ: На электричке с Павелецкого вокзала до станции Домодедово, затем на автобусе №33 до конечной остановки. На форумах пишут о том, что в заборе, ограждающем территорию, имеется много проходов. Это не так. Недавно усадьбу обнесли прочной густой сеткой и поставили охрану. Проникнуть внутрь невозможно, но через ячейки ограды дом просматривается очень хорошо.

Находясь внутри заброшенных усадеб, следует соблюдать особую осторожность. Лестничные марши рушатся в самый неожиданный момент, прогнившие половицы проламываются под ногами, с потолков сыпятся тяжелые куски штукатурки. Крайне не рекомендуется выходить на балконы, опираться на перегородки, лазить по крышам и забираться в подвалы!

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100