Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Пионер Алтая

Почти 18 лет на берегу Телецкого озера пролежал символ советского круизного туризма, легендарный теплоход «Пионер Алтая». Но с июня 2014 года он возобновил регулярные рейсы на Телецком озере.

Никому не нужный, снятый с учета в 1992 году, он бросал тень на окружающий пейзаж, раздражал местных жителей и туристов и был обречен уйти на металлолом. Но в последний момент теплоход выкупил житель села Иогач, предприниматель Иван Южаков и взялся за его восстановление. Тогда, в 2009 году, мало кто верил, что ему удастся задуманное. Но с июня 2014 года «Пионер Алтая» возобновил регулярные рейсы на Телецком озере.

Наш катер повернул за мыс, и взору открылась уютная бухта Телецкого озера. Там, в окружении таких же крохотных, как наша, моторок, ослепляющий своей белизной покачивался на волнах круизный теплоход. Картина эпическая и потому неожиданная. Что делает здесь, на горном озере, круизное судно и как оно вообще сюда попало?

Ольга Самохвалова/ИТЦ «Кедрогород». Strana.Ru
Ольга Самохвалова/ИТЦ «Кедрогород»

Мы чалимся рядом с «Пионером» на берегу у кордона Корбу. Это самое посещаемое место на озере, здесь находится двенадцатиметровый водопад, давший название кордону и эколого-просветительскому маршруту Алтайского заповедника. Но мы не спешим знакомиться с тропой, наше внимание полностью поглотило судно. Быстрое погружение в интернет дает краткую информацию: «Пионер Алтая» относится к судам класса «озеро-море». Его доковый вес 140 тонн, длина 42,5 метра, ширина — 7,12 метра.

По невероятному стечению обстоятельств, владелец оказывается на борту. У нас есть полчаса на общение, пока пассажиры осматривают водопад и закупают сувениры.

— Иван, вам никогда не говорили, что «Пионер» напоминает слона из басни Крылова «Слон и моська»? Только мосек здесь побольше…

— Такого еще не говорили, хотя наслышался всякого. Но на самом деле, лодочникам я не конкурент. Судите сами: кто-то хочет прокатиться с ветерком в маленькой компании. Такие садятся на моторный катер. Лодки более маневренные. Захотел — доплатил и заехал еще куда-то. А теплоход идет по расписанию и маршруту, на нем работает кафе, кинозал, ведется радио-экскурсия — это совсем другое экскурсионное предложение. Я заметил, что люди, в основной своей массе, не умеют размеренно отдыхать, как привыкли жить в ритме большого города, так по инерции и отдыхают. А прогулка по озеру на «Пионере» позволяет переключиться на другой темп, по-настоящему расслабиться и на несколько часов отдохнуть от привычной спешки.

— А лодочники не жалуются, что вы всех туристов за один раз забираете?

— Почему же за раз? В выходные дни делаю по два рейса (смеется). Вообще-то мы первый год ходим. По итогам посмотрим, кто у кого туристов отнимает. Но как я уже сказал, «Пионер» не конкурент лодкам. Все зависит от настроения и предпочтений людей.

Иван Южаков. Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru
Иван Южаков. Фото: Наталия Судец/Strana.ru

— А как теплоход оказался на Телецком озере?

— Пришел сюда своим ходом в 1968 году по Северному морскому пути. Его сделали в 1964 году на Московском судостроительном заводе, в 1965-м спустили на воду. И три года «Пионер» и второй такой же теплоход «Яков Боляев» шли через систему каналов, моря Северного ледовитого океана, Обскую губу, Обь и по высокой воде вверх по реке Бие до озера. С 1968 года на Телецком заработало регулярное пассажирское сообщение, которое закончилось вместе с СССР.

В 1992 году республика начала отделяться как субъект и региональные власти стали делить с пароходством имущество, мол, корабли наши. Пароходство приехало, сняло и увезло двигатели. Тогда Правительство республики прислало ОМОН, который поохранял корабли без двигателей пару недель и бросил. Потом пароходство продало теплоходы. Их многократно перекупали, потом сняли с учета как суда и фактически бросили на берегу, где они пролежали один 17 лет, другой больше 20. «Яков Боляев» был в гораздо худшем состоянии — прогнил насквозь и представлял экологическую опасность для озера. Осенью 2008 года Прокуратура через суд добилась утилизации судна, и учредители распилили его на металлолом. Такая же участь ожидала «Пионер Алтая». Когда я об этом узнал, мне стало жалко корабль, и я его выкупил.

— Зачем? Что вы с ним решили сделать?

— Сначала я хотел сделать на нем музей Телецкого озера, очистить его, восстановить, придать декоративный вид, поставить на постамент. Но через неделю после того, как я его купил, появился паренек, шеф-повар, который предложил сделать там ресторан. Он не представлял, сколько туда нужно было вкладывать. Я, впрочем, тоже. Поэтому мы радостно взялись воплощать эту идею.

За 9 месяцев мы отреставрировали корабль снаружи и сделали внутреннюю декоративную отделку для музея, ресторана и кинозала, где начали крутить фильмы об Алтайском заповеднике и Телецком озере. Все это вкупе заработало. Но у меня в голове продолжала шевелиться одна мысль, которая там поселилась, когда мы только начали очищать дно судна от ржавчины. Я изначально думал, что корабль в худшем состоянии — ткнешь пальцем и будет дырка. Выяснилось, что дно теплохода совсем не пострадало. Ведь это судовая сталь, а она очень прочная и мягкая, на какие-то изгибы-изломы она очень тягучая, потому что в ней не используются примеси для жесткости. И когда мы начали отшоркивать дно, я выяснил, что судно не совсем безнадежно. А когда мы заварили дно, корабль всплыл и стал покачиваться на волнах — тут-то и появилась мысль его восстановить как теплоход.

Теплоход «Пионер Алтая» на берегу поселка Яйлю в эпоху СССР. Фото: Архив Алтайского заповедника. Strana.Ru
Теплоход «Пионер Алтая» на берегу поселка Яйлю в эпоху СССР. Фото: Архив Алтайского заповедника

Осенью 2010 года я поехал с фотографиями к директору Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра. Он сначала отнесся скептически, мол, «Пионер Алтая» не ходок. Я показал ему фотографии отреставрированного «Пионера» на воде. Он говорит: «Вот видишь, какие суда сейчас делают!» А я отвечаю: «Это не новые — это „Пионер“!» Он не поверил, вызвал еще одного специалиста, который занимается восстановлением судов, они изучили фотографии и хором спросили: «Это фотошоп?» Пришлось мне везти их на место. Они полазили по кораблю, все осмотрели, оценили и выдали на него документы, как на стоечное судно. В дальнейшем они мне очень помогли советами, что нужно сделать, чтобы «Пионер» полностью восстановить и запустить в эксплуатацию как судно.

— Необычная отзывчивость чиновников!

— Удивительно, но во всех инстанциях люди старались мне помогать, несмотря на жесткие нормы и требования для теплоходов. Специалисты из регистра посоветовали мне сделать проект в «Инженерном центре судового проектирования» Новосибирска — мол, пойдешь по букварю, шаг за шагом, с соблюдением всех норм и требований безопасности, тогда корабль будет допущен к эксплуатации. Сделал, как они сказали, и все получилось.

— Кроме норм и требований, с какими проблемами вы столкнулись?

— Одной из основных проблем была электрика. В Сибирском федеральном округе есть всего одна лицензионная фирма, которая делает судовую электрику, поэтому мне пришлось ехать в Новосибирск. Там же, кстати, чисто случайно купил двигатели. До этого весь интернет перерыл и не нашел ничего, ведь их уже не выпускают, даже завода того нет. А эти двигатели очень ноские, будут ходить десятки лет, потому и ценятся. Так вот в Новосибирске я пошел в порт, увидел первого попавшегося мужика в робе — сразу понятно, что он при делах. Я к нему: «Восстанавливаю теплоход, нужны двигатели!» А мужик оказался главным механиком с обширными связями. Через 2 недели он позвонил, мы приехали в порт. Там на речном толкаче, который баржи толкает, меняли двигатели, ставили новые, а старые продавали. Выяснилось, что капитан этого речного толкача в свое время был главным механиком Бийского порта и в 1992 году снимал двигатели с «Пионера Алтая». Вот он удивился. Говорит, как меня судьба настигла, со своего толкача снимаю тебе движки для «Пионера», с которого сам же их снимал.

— Неслучайное совпадение?

— В истории с «Пионером» с самого начала и до конца все складывалось каким-то удивительным образом. Там же, в Новосибирске я зашел на речной вокзал, увидел такой же теплоход, как «Пионер». Зашел, пообщался с командой, с капитаном. Рассказал, что восстанавливаю такой же корабль и попросил показать, как у них все сделано. Они предложили прокатиться с ними. А я же на «Пионере» в детстве не катался. Купил то, на чем еще не ходил. А тут прокатился с ребятами налегке. Понравилось, и я переманил всю команду к себе. Дал капитану полный карт-бланш, и он восстанавливал «Пионер» под себя, общался с проектировщиками, говорил, что и куда поставить, чтоб ему удобнее было.

Команда парохода «Пионер Алтая». Фото: Ольга Самохвалова/ИТЦ «Кедрогород». Strana.Ru
Команда парохода «Пионер Алтая». Фото: Ольга Самохвалова/ИТЦ «Кедрогород»

Мы убрали весь декор и пластик, которые установили для кафе и сделали все уже по регистровым нормам. На это ушло 2 года, вместо прогнозируемых 5 лет. Это очень быстро. За такие сроки никто еще не восстанавливал теплоходы. При этом корабль восстанавливался не в доках, а прямо на берегу. Мы единственные, кто делал ремонт фактически «на коленках».

Первый, технический, рейс мы сделали на день рождения капитана в прошлом году, 18 сентября. Мы прошли по Телецкому озеру от причала села Иогач до устья реки Самыш и обратно. В этот день мы отметили и второй день рождения корабля. 30 октября он был принят в эксплуатацию, а с июня этого года у нас начались регулярные пассажирские рейсы.

— Как местное население отнеслось к появлению «Пионера»?

— Люди местные у нас разные. Поначалу лодочники взвыли, мол, отнимаешь клиентов. Но на то и нужна здоровая конкуренция, чтобы лучше делать продукт. В этом году, когда начался высокий сезон, они поняли, что я у них ничего не отнимаю, потому что мы в разных весовых категориях. Я оказался единственным судовладельцем на весь район.

Думаю, к этому моменту просто назрела необходимость появления подобного судна. Поток людей и лодок по озеру очень вырос. Кипящая от моторов вода стала фактором беспокойства и всеобщего неудобства. Нужны были прогулочные теплоходы. Вот он и появился.

А местные жители у меня катаются бесплатно. А еще дети из малообеспеченных семей, школьники и воспитанники интернатов. Я предложил Правительству Республики Алтай социальный проект. А пока в Правительстве его рассматривают, за это лето на «Пионере Алтая» уже бесплатно прокатились по озеру порядка 700 детишек. На каждый рейс выходит человек 10 бесплатных пассажиров.

Фото: Ольга Самохвалова/ИТЦ «Кедрогород». Strana.Ru
Фото: Ольга Самохвалова/ИТЦ «Кедрогород»

— В конечном итоге, кто больше всех выиграл от этого проекта: вы, туристы, озеро?

— Что касается меня, то проект по восстановлению «Пионера» не был бизнесом. Менее трудозатратные проекты гораздо выгоднее. А в этом случае я даже не составлял бизнес-план. Мне просто захотелось восстановить теплоход, и я его восстановил. Время покажет, кто от этого больше выиграл. Я лично получил удовлетворение от того, что смог это сделать. Наверно есть в жизни вещи, которые надо делать, если ты чувствуешь, что их надо сделать, не задумываясь, зачем ты это делаешь. Просто потому, что так надо.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100