Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Прыжок с облака

В начале июля 2014 года в Сочи открылся Скайпарк Эй Джей Хакетт Сочи — первый в России парк приключений на высоте от основателя банджи-джампинга, новозеландца Эй Джей Хакетта.

Это его восьмой проект и самый масштабный. Подобные парки он создал в Новой Зеландии, Австралии, Сингапуре, Германии, Франции, Китае. Но в России со свойственным для русских людей размахом Скайпарк получился «самым-самым в мире» по многим параметрам: самый длинный подвесной пешеходный мост Скайбридж, одни из самых высоких в мире банджи-джампинг — BUNGY 207м и BUNGY 69м, самые высокие в мире качели SochiSwing 170м, самый скоростной троллей MegaTroll, развивающий скорость до 150 км/ч. Не случайно организаторы парка уже готовят заявку в книгу рекордов Гиннесса.

— Хотите прыгнуть в ущелье? — спросила нас красивая темноволосая девушка. Мы с фотографом дружно сделали шаг назад. — А хотите сфотографировать, как человека сбросят? Здесь 69 метров! — через секунду девушка, опасно отклонившись назад, балансировала на краю пропасти, внизу которой бурлила горная река. От падения ее удерживала только веревка, один конец которой был привязан к поясу, другой находился в руках у напарника. Он разжал пальцы и девушка полетела вниз… Несколько секунд, и упругий канат остановил падение. Крик радости прокатился по ущелью. Через минуту лебедка уже вытащила прыгунью обратно на платформу, и она стояла возле нас, улыбаясь как ни в чем не бывало.

Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

Теперь за острыми ощущениями туристам не надо ехать в другую страну. Можно приехать в Сочи. Глядя на монументальность комплекса, трудно поверить, что его могло и не быть, и все решила случайность или настойчивость. В курс дела нас ввела Наталья Ивлева, руководитель департамента маркетинга парка, только что продемонстрировавшая нам безопасность аттракциона.

— Наталья, как возникла идея создания такого парка?

— Один из акционеров Скайпарка Эй Джей Хакетт Сочи когда-то прыгнул на объекте Хакетта в Новой Зеландии во время горнолыжного тура по стране. Новая Зеландия считается родоначальником всех экстремальных развлечений, поэтому он пытался попробовать там все. Но желание сделать это на родине появилось только после посещения объекта в Невисе. Простая на вид и одновременно технически сложная конструкция, с которой совершались прыжки, сильно поразила его. Вернувшись в Сочи, он побывал, наверное, во всех каньонах. Нужно было найти не просто красивое место, каких в Сочи много, но и такое, из которого можно было бы сделать живое предприятие. Идеальным местом оказался Ахштырский каньон, в котором кратчайшее расстояние от одного берега до другого составляло менее 300 метров.

Наш руководитель обратился в специализированный институт, который выдал первые эскизы и варианты подвесного тогда еще трапа (площадки) до середины ущелья, с которого можно было бы совершать банджи-прыжки с высоты более 200 м. ЛЭП 500, которая была построена в 2005 году в Ахштырском ущелье, сильно отодвинуло реализацию проекта, заняв наиболее выгодное местоположение.

Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

— Как получилось, что Эй Джей обратил внимание на этот проект и решил построить здесь свой объект?

— Хакетт получает ежедневно несколько заявок на открытие объектов в разных концах света. На все предложения он не реагирует, т.к. не хочет это делать массово. Безопасность — его первоочередной критерий в работе. Ведь если начать что-то тиражировать, то контроль за безопасностью может быть потерян. А Эй Джей сам тщательно следит за строительством и эксплуатацией всех объектов.

Одновременно с проектными изысканиями наш руководитель написал письмо в компанию AJ, на которое там, конечно же, не отреагировали. В течение двух лет он пытался установить с новозеландцем контакт. И однажды, находясь во Франции, он узнал от своих друзей, что туда же приехал покататься на лыжах Эй Джей. Он попросил организовать ему встречу на горнолыжном курорте, чтобы просто покататься вместе. И вот чудо, Эй Джей согласился.

Они забрались на одну из самых высоких зон в Шамони — Гранд Монте, на один из самых крутых склонов. А надо сказать, что Эй Джей Хакетт в молодости выступал за сборную Новой Зеландии по горным лыжам и очень хорошо катается на лыжах. Но наш директор вырос в Красной Поляне и тоже не промах. Эй Джей стартанул первый и остановился только в самом низу. Задрал голову вверх с вопросом: «Ну, где же эти русские?» А русские уже стояли рядом с ним. Эй Джей сказал: «Слушай, чувак, а ты неплохо катаешься на лыжах! Пожалуй, с тобой стоит поработать». После многочасового допроса Эй Джей согласился приехать и посмотреть на возможности региона. Олимпиада была очень кстати! С тех пор Эй Джей начал принимать активное участие в концепции парка. Новозеландское инженерное бюро «Тиндал Ассосиейшен» было выбрано для проектирования всей конструкции уже пешеходного подвесного моста с площадками для высотных аттракционов. Артур Тиндал неоднократно был лауреатом конкурса «самый красивый подвесной мост». С Эй Джей к Bundgy 207м были добавлены такие аттракционы, как Bungy 69, MegaTroll, SochiSwing, и заложены необходимые запасы для дальнейшего развития высотных аттракционов. К концу 2015–2016 года к уже существующим будут добавлены еще ряд аттракционов, в том числе для детей.

— Сколько времени ушло на реализацию проекта в Сочи?

— Памятная встреча в Шамони произошла в феврале 2009 года. Проектирование и изыскания заняли 3 года. Строительство продолжалось 2 года.

Фото: Пресс-служба SKYPARK AJ HACKETT SOCHI. Strana.Ru
Фото: Пресс-служба SKYPARK AJ HACKETT SOCHI

— Насколько сложно было возводить подобный объект?

— В проектировании пешеходного моста участвовало 4 института. Профессор Курбацкий Евгений Николаевич из Московского университета путей сообщения лично участвовал в аэродинамических и сейсмических исследованиях и расчетах на сейсмические нагрузки.

По российской квалификации градостроительства данная конструкция относится к уникальным. На данный момент это самый длинный подвесной пешеходный мост в мире. Длина подвесной части 439,09 метров, общая длина канатов 550 метров.

Опорные канаты производились в Германии. Талрепы, на которых подвешена пешеходная часть — в Австралии и Великобритании. Все остальное — российского производства. На строительство моста ушло 740 тонн металла, более 2000 кубометров бетона и более 1,5 километра титановых анкеров. Вся эта масштабная конструкция выглядит очень тяжелой. На самом деле тяжелая в ней только опорная часть, сделанная из массивных труб. Они выполнены из металла, применяемого для трубопроводов, эксплуатируемых в условиях низких температур. Эта часть весит 700 тонн. Она стоит сама по себе. Остальная — подвешенная часть — очень легкая и прозрачная.

Подвесной мост держится на 8 канатах, каждый из которых выдерживает 360 тонн. Для примера подвесная часть моста весит 110 тон. Впервые в мире было принято решение расположить канаты в такой плоскости, что делает конструкцию достаточно жесткой даже при сильном ветре. Основные несущие канаты весят каждый по 8 тонн. Их натяжение составляет 40 тонн. Конструкция собиралась краном, но он при таком плече мог поднять не более 5 тонн. Поэтому все собиралось и скручивалось из частей. Нет ни одной детали длиннее 6 метров, и все они скреплены на шарнирах. После установки опоры вертолетом через ущелье был переброшен первый тоненький канат. На нем вытащили канат потолще и т.д.

Пешеходный мост «Скайбридж» сконструирован таким образом, что способен выдержать 9-балльное землетрясение, ураганный ветер, обледенение и грозу. Комфортное количество людей на мосту 400–500, хотя реально мост способен выдержать несколько десятков тысяч человек, но физически на нем столько не поместятся.

Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

— А кто тестировал аттракционы?

— Эй Джей всегда тестирует все аттракционы сам. И наш объект не исключение. Bungy 69 тестировали осенью 2013 года. Bungy 207 тестировали в мае. Другие аттракционы тоже будет тестировать он лично.

— Сколько человек посетило Скайпарк с момента тестового запуска?

— Порядка 500 человек уже прыгнуло с Bungy 69, 8 человек с Bungy 207 и 1500 человек прогулялись по мосту.

— А вы сами когда первый раз прыгнули с банджи?

— Это было прошлой осенью во время первого тестирования Bungy 69. Тогда еще не был готов мост, была только береговая опорная часть. Она выглядела очень страшно. Был готов только каркас. На тестовые прыжки меня пригласили, как и многих из тех, кто собирался здесь работать. И, честно, сначала я сказала: «Нет, я не буду». Была очень плохая погода, лил сильный дождь. Все были в грязнющих сапогах. Через несколько минут всех пригласили прыгнуть еще раз. И я решилась. После первого прыжка я, наверное, неделю ходила в состоянии совершеннейшей эйфории: пела песни, пересматривала видео, звонила всем друзьям и рассказывала, как это было…

— И как это было? Страшно?

— Да, но страшно тогда, когда ты стоишь на площадке и смотришь вниз, думая, что сейчас надо прыгнуть вниз и это — безумство. Даже сейчас, после 9 прыжков я каждый раз так думаю. Но стоит сделать первый толчок и оторваться, проходит всё. Первый раз ты летишь и не понимаешь, когда же тебя подкинет кверху и будет ли рывок. Все происходит в доли секунды. Сначала — полет, кайф, потом возникает страх: где же? когда? должно же что-то сработать! Но, как ни странно, никакого рывка не следует. Эластичный канат мягко гасит твою скорость. Все происходит плавно. Сначала летишь вниз, а потом просто начинаешь подлетать кверху, как воздушный шарик. Самое кайфовое — это промежуточное состояние невесомости. Первый раз после взлета я летела вниз кубарем, камнем, и только потом поняла, что в эти моменты надо расслабиться и получать удовольствие.

Фото: Евгений Птушка/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка/Strana.ru

— Были случаи отказа от уже оплаченных прыжков?

— За мою практику таких случаев было два. Недавно пришел папа с сыном 17 лет. Папа прыгнул сам, а потом поставил прыгать подростка. При этом у парня было такое страшное выражение лица: «Папа! Убери меня отсюда! Я не хочу!» Собралась куча народа. Даже я сказала: «Может, его убрать?! Посмотрите на него!» И в итоге мальчик все-таки прыгнул. Прыгнул очень скованно. После прыжка он подошел к папе и сказал: «Папа, знаешь, о чем я сейчас жалею? Что ты не привел меня сюда раньше». В этот день они улетали в Красноярск. Мальчишке было реально страшно прыгать, но когда он это сделал, то понял, что это здорово. Нужно просто довериться людям, которые работают в парке и в этой системе, поверить, что это действительно безопасно. Ведь за 28 лет на объектах Эй Джей Хакетта уже прыгнули более 3 млн человек и не было ни одного несчастного случая. Когда ты понимаешь, что ничего плохого не может случиться, то получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие от полета.

Кстати, когда прыгал этот мальчик, подошел мужчина с большими глазами и спросил: «А это Банджи 69? Это я на него только что купил билет? Вы на что меня подписали?!» Мы с ним долго разговаривали. Я рассказывала свои ощущения от прыжка. Предложила ему сначала погулять по мосту. В итоге он прыгнул. И когда его поднимали вверх, он замахал руками и закричал: «Оно того стоит!»

Был случай, когда девушка никак не могла прыгнуть. Ей подобрали другого инструктора, который поговорил с ней несколько минут. Бывает, что такое помогает. Каждому человеку нужен вполне определенный, свой человек. И девушке это действительно помогло. Она сказала: «Да, я хочу еще попробовать». Она прыгнула, ее подняли и она сказала, что хочет прыгнуть второй раз. А теперь регулярно приезжает с друзьями.

— Кстати, какие есть ограничения по здоровью для прыжков?

— Высокое кровяное давление, сердечные заболевания, недавние операции на сердце, диабет, беременность, эпилепсия, дислокации, неврологические расстройства, головокружение, вывихи и растяжения, срок которых меньше месяца, недавнее сотрясение мозга. При регистрации людям дается к ознакомлению список заболеваний, о которых он должен сообщить. Но это не означает, что человек не может прыгнуть. Просто мы готовы ему предложить вариант прыжка, который ему подходит. Все, что с человеком может произойти, случается до прыжка, когда он стоит перед пропастью, видит высоту и его одолевает страх. Именно поэтому за прыгающим ведется пристальное наблюдение, и если ему вдруг станет плохо, то никто его в полет не отправит. Но если он уже сделал шаг в бездну, то с ним ничего не может случиться плохого.

— Достаточно один раз прыгнуть, чтобы страх прошел?

— По своему опыту скажу, сколько бы раз ты ни прыгал, страшно каждый раз, как в первый.

— Тогда зачем нужно такое сомнительное удовольствие?

— Прыжок — это преодоление какого-то барьера. Это адреналин. Освобождение от лишних ненужных мыслей. Я первый раз прыгнула, когда у меня был безумный темп на работе: подготовка к Олимпийским играм. Как результат — стресс. Я прыгнула — и сразу голова пустая: никаких лишних мыслей нет, все четко структурируется, приходишь на работу свободная, веселая, с хорошим настроением, жизнь течет, все ладится. Такое своего рода снятие стресса и перезагрузки.

Фото: Пресс-служба SKYPARK AJ HACKETT SOCHI. Strana.Ru
Фото: Пресс-служба SKYPARK AJ HACKETT SOCHI

— А как насчет снятия стресса на площадке алкоголем?
— Наши джамп-мастера и весь персонал следят за состоянием клиента. Конечно же, в сильном алкогольном опьянении человека не допустят к прыжку и даже на мост. Но выпить для храбрости 50 г не возбраняется.

— Сначала страшно. Потом адреналин. Но после нескольких прыжков станет скучно. Прыжки тоже могут приесться, нужно какое-то разнообразие?

— О, в этом плане у нас богатая фантазия. Есть разные оригинальные способы прыжков, например, когда инструктор перерезает веревочку, на которой подвешен прыгун. Делает это очень медленно, штрихами. И в какой-то момент от веревочки остается буквально одна ниточка. Есть способ выкидывания прыгуна «за борт» на руках. У нас есть специальный турник для прыжков. Можно прыгать спиной, боком и т.д. Мы планируем делать тандемные прыжки, в том числе и «Жених и невеста», но пока у нас не готова платформа, на которую двух прыгающих будут опускать вниз. А вообще в практике Эй Джей Хакетта было много чего: прыгали с мотоциклом, в костюмах, в обнаженном виде…

Мы стараемся разнообразить меню прыжков. А еще планируем проводить фестивали на высоте. Кроме того, после завершения всех работ у нас откроется ресторан, при нем будет амфитеатр на 200 посадочных мест, у которого сцена практически зависнет над обрывом. Эту площадку мы будем использовать для концертов, семинаров, ночных программ. До конца года откроется скалодром 1200 квадратных метров с трассами разных уровней сложности, в том числе с возможностью проведения соревнования уровня чемпионата мира. Так что планы у нас большие, приезжайте на официальное открытие, мы вас с банджи сбросим!

— Спасибо, я подумаю, но на всякий случай, что вы можете пожелать тем, кто, прочтя статью, задумается о прыжке?

— Банджи — это не только и не столько аттракцион на потеху публике. Это прыжок в себя, возможность снять внутренние барьеры и перейти на новый уровень сознания и жизни. Как говорит Эй Джей Хакетт: каждый день делай то, что заставляет тебя почувствовать себя живым!

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100