Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

К чукчам на кочах. По следам Семена Дежнева

Возможны ли открытия в XXI веке? В начале июня два деревянных парусных судна «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» выйдут в северную научно-исследовательскую экспедицию.

Век XVII. Летом 1647 года казак Семен Дежнёв и приказчик московского купца холмогорец Федот Попов организовали «товарищество из служилых и промышленных людей». Вышли в плавание по Колыме на четырех кочах — для розыска новых земель и народов.

Географические открытия не планировались. «Новые землицы» нужны были России главным образом для пополнения казны: с чукчей собирали ясак (налог). Чукчи моржовой костью делиться не хотели, в русское подданство «не приводились»…

Век XXI. 29 мая нынешнего года в Петрозаводске освящены и спущены на воду два деревянных парусных судна, поморские кочи «Святитель Николай» и «Апостол Андрей». Через два года им предстоит пройти путем Семена Дежнева. Этим летом — первая экспедиция (для обкатки): от Онежского озера по Волго-Балтийскому каналу, Сухоне и Северной Двине к Белому морю. Экспедицию назвали «Поморское кольцо».

«Арктика — территория открытий»

Семен Дежнев первым из известных европейских мореплавателей прошел на кочах проливом, отделяющим Аляску от Чукотки. В 1648 году, на 80 лет раньше Витуса Беринга. Причем Дежнев прошел пролив с севера на юг, по всей длине. Беринг же, оставив имя на карте, ограничился плаванием в южной части…

«Арктика — территория открытий» — масштабный совместный проект Чукотки и Русского географического общества, рассчитанный на три года. Посвящен 365-летию открытия Семеном Дежневым Берингова пролива. Циферка не круглая, но впечатляющая.

Спуск на воду двух кочей, которым предстоит повторить плавание от Тикси до Анадыря, — событие торжественное. В Петрозаводск прибыли кураторы проекта, губернатор Чукотки Роман Копин и президент Государственной полярной академии, дважды Герой (России и Советского Союза) Артур Чилингаров.

Набережная Онежского озера, брызги шампанского (по традиции о борт корабля разбивается бутылка). Песни и танцы народов Чукотки.

– Артур Николаевич, — подхожу я к Чилингарову, — объясните мне, бестолковой: а Семен Дежнев сам-то понимал, что открыл пролив между двумя континентами?

– А вот это — еще вопрооос! — улыбается первый вице-президент Русского географического общества…

Век XVII. В 1647-ом году Дежнева и Попова постигла неудача: кочи были остановлены льдами и вернулись обратно на Колыму. В следующем году экспедицию снарядили снова. Семью кочами Дежнев прошел вдоль берегов Чукотки, высаживаясь на берег и вновь продолжая плавание. Дошел до «Онадырь реки», потеряв больше половины товарищей — в кровавых стычках с «чухчами» и кораблекрушениях. Прошел, сам не зная, что совершает географическое открытие…

А царскому правительству очень скоро пришлось изменить свою политику на Чукотке. Отныне непокорных «чукоч и прочих иноземцев» было велено «призывать в подданство ласкою».

Реплика с места

«Святитель Николай» и «Апостол Андрей» построены этой весной на верфях петрозаводского морского клуба Полярный Одиссей. Построены в полном соответствии с традициями русского северного судостроения. Но «реплика» (реконструкция) поморского коча — это не абсолютно точная копия старинного парусного судна.

«Святитель» и «Апостол» по своим обводам, форме носа и кормы близки к соймам — традиционным русским северным судам, которые упоминаются в архивных документах с середины XVI века.

Складывающаяся мачта и перекрытие-чердак в центре судна подсмотрены на гравюре из трактата XVII века. Голландский путешественник Николаас Витсен повествовал в своем труде о «судах московитов».

Длина судна 10,5 метров, ширина — 3 метра. Такие размеры выбраны для того, чтобы позже перевозить кочи по железной дороге (для участия в экспедициях на Чукотке). Высота мачты — 8 метров, площадь паруса около 30 квадратных метров. Доски обшивки скреплены «в накрой», медными заклепками. Для страховки на судне есть мотор, полный комплект навигационного оборудования и спасательных средств. Кочи XXI века не только приспособлены для северных экспедиций, но и соответствуют современным правилам государственной инспекции маломерных судов.

Клуб Полярный Одиссей строит деревянные парусники больше двадцати лет. В 1987-м году на воду была спущена первая реконструкция — тоже коч, «Помор». Безмоторный «Помор» под парусами и на веслах ходил северными морскими путями, побывал у берегов Скандинавии, дошел до Канады и Аляски.

По кочам, по кочам…

Если забыть про мотор и GPS — насколько современные кочи похожи на дежневские, землепроходческие?

Архивы сообщают, что коч — деревянное судно длиной не более 15-20 метров, с глубиной осадки до 2-х метров. Одна мачта, прямой парус. Поморы для соединения досок использовали «вицу» — распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы. Ими плотно стягивали доски обшивки, готовый борт «пришивали» и прибивали деревянными нагелями к шпангоутам и килю.

Нигде в мире не строили таких больших «шитых» судов, как в Поморье и в Сибири. Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте Мангазеи, первого заполярного русского города в Сибири. Сшитые вицей бортовые доски: средняя толщина каждой составляет 7,5 сантиметров, ширина до 30 сантиметров. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков.

В период своего расцвета (в XVI–XVII веках) технология «шитья» применялась в строительстве всего флота северных поморов. Такие суда регулярно ходили из Колы до Шпицбергена, из Архангельска на Новую Землю и в Мангазею.

Поморское кольцо

Итак, первая экспедиция нынешнего проекта. Кочи «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» отправляются по Карелии, Вологодской и Архангельской области.

ЭТАП 1 (2 — 13 июня)
Маршрут: Петрозаводск — Кириллов — Вытегра — Тотьма — Великий Устюг

ЭТАП 2 (13 — 21 июня)
Маршрут: Великий Устюг — Красноборск — Верхняя Тойма — Емецк — Холмогоры — Архангельск

ЭТАП 3 (21 — 27 июня)
Маршрут: Архангельск — о. Мудьюг — Ненокса — о. Жижгин — Соловецкие о-ва — Архипелаг Кузова

Конечно, участникам экспедиции не придется ориентироваться по звездам. Да и мотор, если что, выручит. Но путешествие на деревянном судне, которое идет по Онежскому озеру и Белому морю под парусом — совсем не милая прогулка на нарядной яхте вдоль берега. Здесь случаются и семибалльные шторма.

…В 1991-м году Полярный Одиссей спустил на воду купеческую поморскую лодью. Трехмачтовое судно построили по канонам, близким к поморским традиционным судам. На таких лодиях русские поморы ходили к берегам Англии, на Грумант, в Мангазею.

В один из походов на лодье (летом 2004 года) отправился петрозаводский журналист Алексей Чемоданов. Коком, матросом, видеооператором.

Алексей Чемоданов:
– …В какой-то момент задал себе вопрос — для чего я живу? Чего-то в жизни не наступает, счастья в том числе. Не пойти ли тебе, Леха, под парусом? До похода я думал, что у меня есть проблемы в жизни. После шторма в Северном море я понял, что проблем у меня не было. Проблема — это когда в девятибалльный шторм ломается руль. А все остальное — это так...

В Северном море, на пути в Россию, лодья «потеряла» руль. Рядом оказалось рыбацкое голландское судно, готовое взять ее на буксир. Но передать оттуда трос было невозможно — волны высотой с дом, подойти близко нельзя: разобьет в щепки. И тогда старпом Михаил Тигушкин прыгнул в море и доплыл до корабля голландцев…

Предчувствуя фарт и не имея конфузий

В предстоящем походе два коча пройдут по «Поморскому кольцу» почти три тысячи километров. Как говорил царь Петр Алексеевич перед походом по Осударевой дороге, «сбираясь найти славу государству, предчувствуя фарт и не имея конфузий…»

В планах летней навигации проекта «Арктика — территория открытий» — еще один поход на «Святителе Николае» и «Апостоле Андрее». По маршруту Петрозаводск — Санкт-Петербург — Петрозаводск. И участие в ежегодной «Кижской регате».

В октябре на верфях «Полярного Одиссея» начнут строить еще пять кочей. В следующем году деревянные суда доставят по железной дороге в Якутию. Экспедиция продолжится по реке Лена: Усть-Кут и Якутск. Общий маршрут больше 4 500 километров.

В навигацию 2013 года кочи уйдут в арктическое каботажное (река — море) плавание Тикси– Анадырь, повторив путь Семена Дежнева.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100