Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Корабельная история

Старые суда с интересной биографией и непростой судьбой до сих пор находятся в эксплуатации — служат базой для научных исследований, формируют облик больших городов, снимаются в художественных фильмах и перевозят туристов по рекам, озерам и морям.

«Седов»: поднять паруса и надраить палубу

Фото: Румянцева Наталия/Фотобанк Лори. Strana.Ru
Фото: Румянцева Наталия/Фотобанк Лори

Барк «Седов» был спущен на воду в 1921 году в германском городе Киле. Тогда он носил имя «Магдалена Виннен» и ходил по маршрутам, соединяющим порты разных частей света. После разгрома фашистской Германии победившие страны разделили между собой немецкий флот. В качестве трофея Советскому Союзу достался четырехмачтовый парусник, который был переименован в честь выдающего полярного исследователя Георгия Седова.

В 1950-е годы в походах по Балтике на паруснике «Седов» нахимовцы и курсанты овладевали лоцией и навигацией, осваивали приемы судовождения и гидрометеорологии. На борту этого судна советские ученые проводили океанографические исследования в северных морях. Барк ходил в Данию на трехсотлетний юбилей мореплавателя Беринга, дважды пересекал Атлантику во время гранд-регаты, посвященной 500-летию открытия Америки Колумбом, участвовал в параде старинных парусников во французском Бресте. В Книге рекордов Гиннесса есть запись о том, что барк «Седов» является самым большим учебным парусником в мире: его длина — 117 метров, высота мачт — 58 метров!

Стать членом экипажа крупнейшего парусного судна несложно. Для этого надо определиться с датами отпуска, зайти на сайт судна и выбрать в системе онлайн-бронирования один из маршрутов. Весной 2014 года барк будет совершать переходы между портами Санкт-Петербурга, Ростока, Бремерхафена, Аликанте, Варны, Новороссийска, Сочи, Констанцы, Севастополя. Однако в плавание на «Седове» берут лишь тех, кому не страшны тяготы морского похода. Романтика восходов и закатов среди бескрайнего водного простора дополняется вахтами у штурвала, парусными авралами, такелажными работами и мытьем палубы. «Юнги» и волонтеры живут в каютах, рассчитанных на шесть, восемь и десять человек, спят на двухъярусных кроватях, пользуются общим душем. Удовольствие стать матросом стоит денег, но цена практического курса доступна. Например, чтобы совершить поход продолжительностью 300 морских миль от Севастополя до Сочи с 20 мая по 3 июня 2014 года, нужно заплатить 520 евро.

«Н.В. Гоголь»: ветеран речного флота

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Колесный пароход «Н.В. Гоголь» — старейшее речное судно России из тех, что находятся в эксплуатации. Плавучий памятник истории был построен в 1911 году на Нижегородской машинной фабрике (ныне — судостроительный завод «Красное Сормово»). Для того времени он имел самый совершенный двигатель. Жаротрубные котлы работали на дровах, вырабатывая пар для машины тройного расширения с кулисным золотником британского механика Джоя. Изящная надстройка из двух белоснежных палуб придавала пароходу особую красоту и грациозность.

До революции колесник ходил на маршруте между Вологдой и Архангельском. Путь в одну сторону занимал от трех до пяти суток, но был популярен у пассажиров, благодаря замечательной библиотеке и буфету с богатым выбором кушаний и напитков. К столу подавались семга и осетрина, тетерева и рябчики, лимоны и апельсины, вафли и шоколад. Для вызова прислуги в каюту пассажиры могли воспользоваться электрическим звонком. К услугам состоятельных клиентов, выбиравших каюту первого класса, предоставлялись ванна, постельное белье и шампанское во льду. Обычные палубные пассажиры довольствовались кипятком из надраенного до блеска медного куба.

Советская власть реквизировала судно для нужд рабочего класса. В годы Великой Отечественной войны его экипаж объявил себя фронтовым и добивался перевыполнения планов по перевозкам. В 1959 году «Н.В. Гоголь» перешел на нефтяное отопление, а в 1970 году стал плавучей базой отдыха для работников северодвинского судоремонтного завода «Звездочка».

В середине 1990-х годов была проведена реконструкция парохода. Ремонтники перебрали механизмы и переоборудовали каюты, сделав их более комфортными. Сейчас на судне имеются музыкальный салон, ресторан, бар и сауна. Всего один раз в год «Н.В. Гоголь» выходит в круиз по маршруту Архангельск — Северодвинск — остров Ягры — Малые Корелы — Брин — Наволок — Архангельск. Осадка судна составляет 1 м 90 см, что позволяет ему ходить по мелеющей Северной Двине только в июне. В данный момент судно стоит в крытом эллинге в Северодвинске. План на следующую навигацию пока не определен. В 2013 году пятидневный речной круиз на колесном пароходе «Н.В. Гоголь» в двухместной каюте на главной палубе с питанием, развлекательными программами и экскурсиями стоил 23000 рублей с человека.

«Максим Горький»: круиз по-сталински

Фото: Алина Щедрина/Фотобанк Лори. Strana.Ru
Фото: Алина Щедрина/Фотобанк Лори

Пассажирский теплоход «Максим Горький» строился специально для товарища Сталина под неусыпным контролем НКВД. Особое внимание уделялось созданию роскошного интерьера. Мраморная лестница, отделанные карельской березой каюты, рояль в музыкальной гостиной, солнечная палуба с плетеной мебелью — все это понравилось вождю во время его визита на Беломорканал.

В разные годы на теплоходе отдыхали члены ЦК и видные деятели партии — Маленков, Хрущев, Микоян, Каганович, Берия, Молотов. В 1938 году нос теплохода попал на пленку во время съемок фильма «Волга-Волга», хотя основное действие картины проходит на другом судне с тем же названием.

Во время войны теплоход стоял на приколе в Куйбышеве, где находилась резервная ставка Верховного главнокомандующего. После войны «Максим Горький» обслуживал дипломатов, министров и глав союзных республик СССР. В 1957 году он возил участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в 1974-м на его борту принимали президента США Ричарда Никсона.

В 2000 году на судоверфи под Нижним Новгородом теплоход был реконструирован. Корпус получил новую обшивку, палубы перестлали, провели кабель переменного тока, заменили ходовой механизм. В ходе модернизации вся «родная» отделка с коврами, кожаными креслами и люстрами была сохранена. В бывшей сталинской каюте устроили небольшой музей, поместив в него восковую куклу усатого генсека, рядом с которым почтительно склонили головы Максим Горький и Михаил Калинин.

В наше время «Максим Горький» используется для организации вечеринок, свадеб, банкетов, юбилеев, выпускных вечеров и туристических круизов. Двухпалубный красавец с интерьерами в духе «советского шика» и с современными удобствами на борту ходит по Каналу имени Москвы. Ресторан предлагает отдыхающим фуршетное меню русской и кавказской кухни. С верхней палубы через смотровые иллюминаторы можно увидеть работу машинного отделения. Летом рейс стоит 15000 рублей в час в рабочие дни и 30000 рублей — в выходные.

«50 лет Победы»: ломая лед

Фото: Из архива турфирмы «Путешествуй». Strana.Ru
Фото: Из архива турфирмы «Путешествуй»

Самый крупный и самый мощный в мире атомный ледокол «50 лет Победы» был спущен на воду в 2007 году. Судно вошло в строй атомоходов советского ледокольного флота. С начала 1960-х годов ледоколы на ядерном топливе двинулись по Северному морскому пути, чтобы доставить на Чукотку и в Заполярье тысячи тонн грузов, необходимых для разработки месторождений и обустройства новых поселений. В обратную сторону шел поток продукции добывающих предприятий: руда, лес, нефть, газ, сланцы. На ледоколе «50 лет Победы», в отличие от предыдущих серий, впервые применена необычная форма носовой оконечности — она похожа на гигантскую столовую ложку. Благодаря такой конструкции судно чувствует себя уверенно в любых походных условиях, оно способно взламывать толстый арктический лед при движении как вперед, так и назад. Ресурс ядерного топлива обеспечивает возможность автономного плавания без захода в порт в течение семи-восьми месяцев.

Ледокол не только перевозит грузы по Северному морскому пути, но и совершает экскурсионные туры в Арктику по маршруту Мурманск — Северный Полюс — Земля Франца-Иосифа — Мурманск. Для туристов оборудованы каюты повышенной комфортности. На судне есть ресторан и спортзал, бассейн и библиотека, конференц-зал и деловой центр с возможностью выхода в интернет. Для наблюдения и съемки пейзажей оборудовано несколько обзорных площадок.

В каждом рейсе принимают участие представители российской науки — проводят океанографические, геофизические, биологические исследования. Ученые знакомят пассажиров с историей освоения Арктики, ее флорой и фауной, правилами выживания в нелегких полярных условиях. Для высадки на берег используются вертолеты МИ-2, взлетающие с кормы атомохода.

Стоимость 12-дневного морского круиза в каюте класса полулюкс — 929 845 рублей. В эту сумму входят экскурсии на вертолетах, лекции российских и иностранных натуралистов, услуги гидов, прокат резиновых сапог и теплой экспедиционной куртки.

«Москвич»: ностальгический трамвайчик

Фото: Игорь Веснинов/Фотобанк Лори. Strana.Ru
Фото: Игорь Веснинов/Фотобанк Лори

Прогулочные теплоходы серии «Москвич» появились в 1948 году и строились на протяжении последующих тридцати лет. Жителям и гостям столицы полюбились уютные суда с обтекаемыми формами и удобной для осмотра берегов верхней палубой. Речники положительно отзывались о надежности управления, легкости обслуживания и экономичности нового плавсредства. Во время дождя или в жаркую погоду сверху натягивался брезентовый тент. В трюме размещался закрытый салон с окнами и буфетной стойкой. Центральную часть корпуса занимала ходовая рубка.

«Москвичам» не присваивали названий, каждый из них имел только порядковый номер. Как правило, речные трамвайчики обслуживали пассажиров на внутригородских и загородных маршрутах. Летом формировались так называемые «составы»: теплоходы скреплялись с длинными плавучими верандами, на которых отдыхающие отправлялись на пляжи — в Бухту Радости или в Хвойный Бор. Были грузовые теплоходы, предназначенные для снабжения столицы морковью, капустой и картофелем — продукцией сельскохозяйственных предприятий Подмосковья. Речные трамвайчики формировали лицо города и не раз были героями художественных фильмов — таких, например, как «Чучело», «Ночной дозор», «Московская сага».

В «Столичной судоходной компании», владеющей речными пассажирскими средствами в Москве, осталось несколько теплоходов проекта «Москвич». Тот, кто испытывает ностальгию по уходящей эпохе, должен успеть прокатиться на одном из таких трамвайчиков, пока их еще не списали. Проще всего это сделать на паромной переправе между причалами в Павшино и на территории выставочного комплекса «Крокус-Экспо». Проезд в одну сторону на теплоходе «Москвич-230» стоит 50 рублей, время в пути — 12 минут, работает с семи утра до часа ночи.

«Амыл»: судьба капитана

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Катер «Амыл» патрулирует берега Саяно­-Шушенского государственного природного заповедника и возит туристов по его территории. В биографии «Амыла» нет страниц, связанных с головокружительными приключениями. Это рядовое рабочее судно, изо дня в день курсирующее по заповедному участку Енисея, зажатому горами Западного Саяна. Но о судьбе человека, который управляет катером, можно рассказывать долго.

Капитан второго ранга Валерий Арнольдович Орешкин — офицер старой школы — один из тех, на ком держится российский Военно-морской флот. Окончив военное училище на Дальнем Востоке, он служил на боевых крейсерах в Тихом океане, принимал участие в крупнейших после Второй мировой войны оперативно-стратегических учениях «Океан-75». Был переведен на авианесущий крейсер «Минск», где руководил командой кормового зенитно-ракетного комплекса. Совершил три похода вокруг света, проведя в самом дальнем из них около девяти месяцев. Закончив службу, десять лет отработал на Таймыре.

Валерий Арнольдович вышел на пенсию, приехал в Абакан и снова стал водить корабли, теперь уже речные. Доставлял на буксире грузы Северного завоза из Красноярска в поселок Диксон, а потом получил катер «Амыл». Теперь, проходя на судне по Саяно-Шушенскому водохранилищу, он видит заснеженные вершины и выходящих на берега горных козлов. Стальная вода Енисея стала ему роднее, чем красота морей и океанов, на которых он побывал. Экстрима здесь не меньше, ведь в любой момент может подняться шквалистый ветер, налететь волна, или, не дай бог, катер наткнется на бревно. Путешествие по воде — не всегда романтическое развлечение.

В ходе круиза на катере «Амыл» по Саяно-Шушенскому заповеднику туристы могут увидеть замечательную природу, редких зверей и занесенных в Красную книгу птиц. Стоимость зависит от программы и набора услуг — в среднем выходит 1500 рублей на человека в день.

«Анна Каренина»: медведь и матрешка

Фото: Sombre. Strana.Ru
Фото: Sombre

Банкетоход «Анна Каренина» проектировался в 1961 году вовсе не для банкетов. Это был самоходный паром грузоподъемностью 73 тонны, предназначавшийся для перевозки автомобилей и пассажиров на переправе Кинешма — Заволжск. В советское время паром выполнял свою прямую функцию, а в середине 90-х годов был отправлен на корабельное кладбище по причине исчерпанности ресурса. Простояв в отстойнике десять лет, судно пришло в полную негодность.

Но нашлись люди, подарившие парому вторую жизнь. После трехлетнего капремонта и перестройки в 2009 году он снова вышел уже под личиной прогулочного судна. В рекламных буклетах бывший паром рекламируется как колесный ретро-теплоход представительского класса. На правом борту и правда имеется стилизованное колесо — крутящаяся имитация, соединенная с генератором. Зато интерьер ресторана — истинный модерн начала XX века: отделка из ценных пород дерева, причудливые плафоны, бархатные занавески, роскошная мебель. Вся эта роскошь сильно контрастирует с рабочим прошлым трудяги-парома.

При виде плывущей «Анны Карениной» некоторые шутники говорят, что такое название больше подошло бы поезду. Но у владельцев судна есть свой, не лишенный логики, ответ. По их словам, Анна Каренина — выдуманный литературный персонаж. Если такой женщины в реальности не существовало, значит, и под поезд она не бросалась. Следовательно, название теплохода никак не может повлиять на его судьбу. Кроме того, благодаря многим экранизациям «Анна Каренина» — самый известный в мире любовный роман и один из символов России.

Внешне судно выглядит непривычно, но его технические характеристики превосходны — скорость 14 узлов, оборот он делает практически на месте, имеет минимальный радиус циркуляции. Судно используется для групповых банкетных прогулок. На просторной верхней палубе, накрытой красно-белым шатром, можно наслаждаться водным круизом при любой погоде. На носу установлен декоративный штурвал, возле которого отдыхающие любят фотографироваться, изображая капитанов. Стоимость аренды теплохода в будний день — 15000 рублей в час, в пятницу — 18500, в субботу — 16000.

Rambler's Top100