Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Дорогое небо России

Почему в России такие дорогие авиабилеты, можно ли с этим бороться и какие приятные события нас ждут в будущем.

Знакомая ситуация: наш соотечественник, вдохновившись красотами родной страны, уже готов отправиться на Байкал, на Камчатку, на Алтай или в Якутию. Открывает сайты бронирования авиабилетов, видит стоимость перелета… и отправляется в Европу, Азию, Америку. «Да я за такие деньги…» — расхожая фраза, в которой отражается и возмущение, и сожаление несостоявшегося путешественника по России.

Пока окончательно не перевелись желающие ездить по своей стране, стоит разобраться в том, почему здесь так дорого летать и что с этим делать.

Размер имеет значение

Россия — очень, ну очень большая страна. Фраза набивает оскомину, но когда речь об авиаперелетах, это действительно имеет значение. От Москвы до Петропавловска-Камчатска лететь почти столько же, сколько до Нью-Йорка. Дорога до Новосибирска примерно равна пути в Париж. Расстояния — казалось бы, первый разумный аргумент, объясняющий высокую стоимость авиабилетов. И стоимость перелета из Москвы до Новосибирска и до Парижа почти одинаковая.
Однако билет до Нью-Йорка как минимум на треть дешевле билета до Петропавловска, а когда речь заходит о популярных летних направлениях или рейсах, не проходящих через Москву (например, Тюмень — Сургут или Екатеринбург — Сочи), то разум отказывается понимать логику пятизначных цифр в графе «стоимость».

Прежде чем обвинять наши авиакомпании в жадности, стоит выслушать их первый аргумент: они вынуждены платить НДС в размере 18% на перелеты внутри России, тогда как перелеты за границу налогом не облагаются. Поэтому при прочих равных перелеты по России всегда будут дороже.

Почему так получилось и что может сделать государство в лице Росавиации? Советник руководителя Росавиации Андрей Прянишников до последнего пытается уйти от ответа.

- У нас очень сложная проблема межведомственного взаимодействия. У каждого есть свое видение гражданской авиации, свои задачи, и договориться непросто. Росавиация к этому налогу не имеет никакого отношения, он нами не регулируется, и мы никак не можем на него повлиять.

Однако государство может помочь с другой стороны: оплатив часть билета и сделав его льготным. «Очень остро стоит проблема развития региональных аэропортов, — соглашается Прянишников. — Но с 2009 года действует система субсидирования авиакомпаний, осуществляющих перевозки из районов Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области».

К примеру, льготный авиабилет «Аэрофлота» из Владивостока до Москвы обойдется всего в 2000 рублей. По правилам, такие билеты есть на каждом рейсе, но позаботиться об их покупке надо заранее, хотя бы дней за десять. И главное: заказать такой билет онлайн нельзя, сведения о них не высвечиваются в поиске билетов. Только в офисе компании или по телефону — но получать билет в любом случае придется лично, предъявив необходимые документы.

И еще одна хорошая новость: «Аэрофлот» пообещал до конца 2013 года снизить на 20% цены на все рейсы эконом-класса на Дальний Восток.

Обитатель порта Петропавловска-Камчатского. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Обитатель порта Петропавловска-Камчатского. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Через Москву дешевле

Развитие региональных аэропортов — известная проблема, которую не решить в одночасье. Но, как любая проблема, она отражается на стоимости авиабилетов. Сумма аэропортовых сборов (услуги аэропорта за обслуживание самолетов) и цена топлива в регионах практически ничем не регламентируются, и порой взлетают до космических высот.

- В целом значительно дороже обслуживание воздушных судов обходится в аэропортах Крайнего Севера и части Дальневосточного федерального округа: Магадан, Петропавловск-Камчатский, Анадырь… — говорит представитель авиакомпании «Якутия». — Причина в их отдаленном расположении и необходимости завоза керосина. Кроме того, они куда больше тратят на содержание инфраструктуры.

Это понятно: аэропорт, чаще других вынужденный пользоваться снегоуборочными машинами или проводить противообледенительную обработку судов, запросит больше. А вот ситуация с керосином сложнее.

Снижение потребления топлива — одна из основных задач авиакомпаний и, в первую очередь, производителей воздушных судов вроде «Boeing» или «Airbus». Обновление парка самолетов — важная часть «скидочной» программы для пассажиров: новые модели самолетов поглощают меньше керосина, соответственно, пассажир меньше за него платит. Но это в мире, а в России свои трудности.

- Чтобы принимать новые типы воздушных судов, у аэропорта должен быть соответствующий сертификат, — объясняет пресс-атташе авиакомпании «UTair» Елена Галанова. — У каждой полосы есть удостоверение, в котором прописано поименно, какие типы судов она может принимать. Это зависит от многих факторов: от типа покрытия, длины в метрах, сигнального оборудования и радионавигационных систем. Если, допустим, полоса грунтовая и короткая, как где-нибудь в Бодайбо под Иркутском, то «Boeing» туда сесть не может. Туда может сесть только АН-24.

Однако российские самолеты поглощают очень много керосина — это летающие бездонные бочки. Использовать в России российские же самолеты — экономически невыгодно. Но приходится: деньги на ремонт или апгрейд взлетно-посадочной полосы может выделить только государство, так как все уже имеющиеся ВПП в стране принадлежат ему как стратегические объекты. Законодательство позволяет частным инвесторам строить новые ВПП, только желающих немного: срок окупаемости полосы 30-40 лет.

Из всего этого напрашивается неожиданный вывод: через Москву — дешевле.

- Цена на керосин в Москве влияет на аэропорты в пределах 2-2,5 тысяч км вокруг, — отмечает директор по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков. — Это расстояние, которое можно преодолеть без дозаправки. Если в пределах этого радиуса аэропорты будут завышать цены, у них не будет заправляться никто.

Это касается не только топлива, но и обслуживания. Москва со своими тремя международными аэропортами просто вынуждена «держаться середины», ориентируясь на Европу. По данным того же центра, цена за взлет-посадку в Домодедово в 2010 году была даже ниже среднеевропейской и не превышала 200 рублей за 1 тонну МВМ (максимальной взлетной массы). В то же время в Магадане она составляла 1500 рублей, а в Салехарде приближалась к 2000.

Востребованность города имеет огромное значение. Например, в Москве ведутся работы по улучшению организации воздушного пространства московского авиаузла, о которых другие города могут только мечтать. Ожидается, что пропускная способность столичных аэропортов увеличится в 2 раза. А также вскоре планируется закончить реконструкцию аэродрома Ермолино в Калужской области, чтобы создать на его основе московский аэропорт для бюджетных авиакомпаний.

В итоге перелет между регионами с пересадкой в столице может стоить на несколько тысяч дешевле рейса с пересадкой в любом другом городе, а иногда даже прямого рейса между городами.

Москва. Аэропорт «Домодедово». Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Аэропорт «Домодедово». Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Лазейки для пассажира

В стоимость любого авиабилета заложена прибыль авиакомпании. В среднем маржа авиакомпаний не превышает 15%. Это кажется вполне естественным: кто же захочет летать себе в убыток? Но «средняя маржа» — как средняя температура по больнице: стоит пройти по палатам.

- Решающее влияние на цены на билеты оказывает уровень конкуренции, — отмечают в Федеральной антимонопольной службе, которая обязана держать руку на пульсе всех возможных монополистов. — Полномасштабный анализ ФАС России деятельности 90 авиакомпаний на 3100 маршрутах и 500 городов вылета показал, что 90% маршрутов (в основном это региональные и местные маршруты) обслуживают 1-2 перевозчика, на них перевозится почти четверть пассажиров.

В таких условиях, когда пассажир не имеет выбора, он вынужден платить заявленную цену, в которую входит маржа авиакомпаний, порой очень высокая. В 2012 году губернатор Кемеровской области Аман Тулеев попросил Росавиацию, Минтранс и ФАС обратить внимание на нереально высокую стоимость авиабилетов до Москвы из Новокузнецка и Кемерова. После обращения Тулеева кемеровское УФАС России признало виновной авиакомпанию «S7» в необоснованном завышении цены на авиабилеты эконом-класса по маршрутам Новокузнецк — Москва — Новокузнецк и Кемерово — Москва — Кемерово. Раньше их стоимость могла доходить до 30 тысяч рублей. Сейчас — «всего лишь» до 20. Сбросить цены ниже пока не получается: в Новокузнецке, например, топливо считается чуть ли не самым дорогим в России.

Однако у пассажира есть несколько лазеек, чтобы летать по России чуть-чуть дешевле. Некоторые из них очевидны, однако перечислим их все. Прежде всего, авиакомпании всегда завышают цены в сезон — и снижают их позднее. Это общая международная практика, равно как и то, что в «не сезон» авиакомпании устраивают скидки и акции, лишь бы не гонять пустые самолеты. Так что, если поездку можно перенести на менее горячий сезон, лучше так и поступить. Например, зимой попасть на Камчатку можно в два раза дешевле, чем летом. Информацию о снижении стоимости билетов, скидках и акциях легко получать, подписавшись на новости обслуживающих регион авиакомпаний или сайтов бронирования билетов. Еще один способ — следить за открытием новых направлений в интересующей зоне.

- При открытии новых рейсов тарифы на других направлениях могут снизиться, если эти новые рейсы будут подвозить пассажиров к стыковочным рейсам, то есть если в результате освоения новых направлений будет увеличиваться загрузка на старых маршрутах, — отмечают в авиакомпании «Якутия».

В России, как и во всем мире, действует негласное «правило воскресенья»: если вы задержитесь в пункте временного пребывания в ночь с субботы на воскресенье, билет в целом обойдется дешевле, чем при возвращении в субботу. «Правило» появилось в США, где авиакомпании отметили естественное желание «командировочных» возвращаться домой к выходным — и подняли цену на эту услугу.

Еще одна мера, направленная на снижение стоимости авиабилетов, может быть принята в 2014 году. Речь идет о т.н. «невозвратных» билетах. То есть таких, за которые нельзя вернуть деньги.

Сегодня невозвратные билеты в России запрещены. Любые билеты, даже купленные по акции, можно вернуть. И люди возвращают — примерно 8% авиабилетов. Бывает, что отменяется перелет целой группы — и тогда самолеты летят с суровой «финансовой дырой» в борту. Эти риски тоже закладываются в стоимость билетов: за наши отказы платят другие пассажиры. В теории, после введения класса невозвратных билетов авиакомпании смогут вычесть эти риски из стоимости, снизив ее. Впрочем, только если сами того пожелают. А пассажирам придется тщательнее проверять билет.

Увы, более радикальные средства борьбы с заоблачными ценами россиянам пока недоступны. Комфортно и дешево слетать к морю в июле мы еще долго не сможем. Впрочем, для жителей европейской части России начало 2014 года может стать началом эры недорогих путешествий. В наш лексикон опять возвращается слово «лоукост».

Бюджетный «Аэрофлот»

Многие помнят двух главных отечественных дискаунтеров, компании «Авианова» и «Sky Express», которые обанкротились и покинули нас почти одновременно осенью 2011 года. С тех пор российский рынок бюджетных авиаперевозок пустует.

Но магические слова «чартер» и «лоукост» невозможно забыть. В мире эффективно действуют эти системы, почему же в России они пока не смогли прижиться?

Чартер — это вид договора на аренду воздушного судна, при котором заказчик фрахтует его целиком. Заказчиками выступают турфирмы — именно благодаря им наши соотечественники дешево летают в заграничный отпуск при условии покупки путевки. То есть для появления чартера в Сочи необходимо, чтобы турфирмы начали продавать туры в Сочи, включающие авиаперелет. Но многолетняя практика такова, что отдыхающий предпочитает добираться до моря своим ходом.

- Если мы решим возить людей из Москвы в Сочи и увидим, что на это есть спрос, мы просто будем делать это чаще. Но снижать цены? Зачем это нам? — удивляется представитель авиакомпании «Red Wings». — В антимонопольном законодательстве записано, что если в одном направлении летает, допустим, пять перевозчиков, можно поставить любую цену, которая на сегодняшний день будет принята рынком. Лишь бы у людей были деньги, чтобы купить такие билеты.

Сочи, Адлер. Международный аэропорт. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Сочи, Адлер. Международный аэропорт. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

В отсутствие стабильных турпотоков по России чартерные рейсы в нашей стране почти непредставимы. Но лоукост — возможен. Лоукостеры, дискаунтеры — это низкобюджетные авиакомпании, работающие по формуле «низкие расходы — низкие тарифы — высокий спрос — высокие доходы», весьма популярные в Европе и США.

При ценообразовании лоукостеры прежде всего ориентируются на загрузку самолета. А низкая цена билета получается при выполнении определенных условий. Эти авиакомпании экономят на месте и еде, не летают на большие расстояния, имеют в парке лишь один тип самолетов — чтобы сэкономить на учебе персонала и технических услугах, пользуются вторичными аэропортами — недорогими в обслуживании, в маленьких городах. Все эти бонусы оборачиваются в России проблемами.

- Западные лоукост авиакомпании приобретают новую технику, техническое обслуживание которой в первые несколько лет эксплуатации осуществляется производителем по гарантии, — объясняет принципы бывший пресс-атташе «Авиановы» Ольга Ленина. — Это обеспечивает значительную экономию средств и позволяет перевозчику предлагать низкие тарифы. В России новые иностранные воздушные суда облагаются таможенными пошлинами и НДС, что может составлять более 40% стоимости самолета. Так же дорого обходится вывоз самолета на ремонт.

Этот немаловажный нюанс позволяет иностранным лоукостерам экономно летать в Россию на своих самолетах, но когда заходит речь о том, чтобы пустить их на внутренний рынок (что пока запрещено), перед ними встают те же проблемы налогов, штрафов, высоких сборов и нереальной цены на керосин в Новокузнецке.

Однако в начале 2014 года образовавшийся вакуум обещает заполнить не кто-нибудь, а «Аэрофлот». Подробности о новой бюджетной авиакомпании пока держатся в секрете, неизвестно даже ее название. Однако ждать осталось недолго, к тому же приятные новости уже просочились в прессу: стоимость перелета будет сравнима с ценами на ж/д, или она будет на 20-40% дешевле цен конкурентов на тех же маршрутах. На первых порах новая авиакомпания будет обслуживать города европейской части России — расстояния меньше, населения больше. Но о расширении сети маршрутов за Урал задумываются уже сейчас.

Пассажиру, в общем-то, все равно, что любые нововведения, направленные на снижение стоимости авиабилетов, требуют изменений в Воздушном кодексе РФ. Невозвратные билеты, исключение питания на борту, минус 10% в случае отсутствия у пассажира багажа — даже такие «мелочи» требуют законодательного утверждения. Но люди просто хотят летать дешевле.

Если «Аэрофлот» сможет запустить свой бюджетный проект, на этом рынке вскоре появятся и другие игроки — что только на руку простому путешественнику, всю жизнь мечтавшему увидеть Камчатку, Байкал, Алтай, Якутию... Далее — везде.

Связанные места

в путеводителе

Связанные материалы

Rambler's Top100